16-09-2013 21:04

Есть ли жизнь без Hyundai?

Cкоростные поезда Hyundai Rotem обошлись Украине в сумму около $300 млн. Даже в свете названной цифры эта сделка никогда не выглядела идеальной. После того, как поломки вышеупомянутого поезда стали традиционным топом новостей, эта покупка стала казаться, по меньшей мере, неразумной.

Отметим, что президент Украины Виктор Янукович изначально заявлял, что не понимает, зачем Украине нужны поезда Hyundai. В декабре минувшего года  он открыто выразил возмущение ситуацией с названными поездами.

 "Почему, имея собственный прототип высокоскоростного поезда, средства направлены не на налаживание своего серийного производства, а на приобретение импортной продукции?" - сказал тогда глава страны.

Янукович оказался дальновидным: он возмущался тем, что поезда зарубежного производства не приспособлены к условиям эксплуатации на территории Украины. Позже в этом довелось убедиться сотням и тысячам украинцев, которые на себе испытали сервис скоростного сообщения с  Hyundai Rotem.

Уже через год после того, как прозвучали, казалось бы, веские аргументы против покупки корейских поездов, между городами Украины курсировало их 156 пар. Из них скоростных – чуть более 3%. Речь идет о 10 электропоездах Hyundai Rotem.

Напомним, что их покупку Украина приурочила к европейскому футбольному первенству.

Но зимой оказалось, что Украине досталась техника летнего варианта.  С наступлением холодов Hyundai Rotem стали как-то очень часто ломаться. Только в декабре минувшего года Hyundai умудрился сломаться  как минимум семь раз.  Пассажиры несколько часов ждали в холодных поездах, а потом отправлялись дальше в путь обычными, не скоростными составами.

Причины поломок и задержек каждый раз назывались разные: то отсутствие воздуха в компрессоре, то падение деревьев на пути... Но Борис Колесников с гордостью рассказывал о том, как эти поезда улучшат жизнь украинцев.

Тем временем, по данным «Укрзализниці», с 2009 года на подготовку магистралей для курсирование корейских поездов было потрачено около 12 млрд грн. В частности, деньги пошли на электрификацию и обновление железнодорожного полотна. Таким образом, цена вопроса вместе со стоимостью самих поездов составила 12,3 млрд.гривен.

 Есть ли жизнь без Hyundai?

 Ответ на этот вопрос попытался дать Forbes.ua, когда составил рейтинг самых выгодных скоростных поездов по соотношению цена – скорость – вместимость, а также проанализировав закупки железнодорожного транспорта постсоветскими и европейскими странами за последние четыре года: между Евро-2008 и Евро-2012. 

Отметим сразу, принимались во внимание лишь заводские характеристики поезда – насколько часто они ломаются и как быстро ездят по ветхому ж/д полотну, мы не учитывали. Самыми неэкономными оказались французские поезда семейства Pendolino компании Alstom. Самый выгодный вариант – электропоезд немецкой Siemens. Hyundai разместились посередине. То есть еще в момент принятия решения о закупке корейских поездов решение это не выглядело оптимальным.

Какой поезд выгоднее

№ п/п

Страна

Поезд

Производитель

Стоимость, $ млн.

Кол-во посадочных мест

Макс. проектная скорость, км/ч

Средний балл

1

Россия

Velaro

Siemens

46.73

1108

350

68.7

2

Италия

AGV

Alstom

32.84

650

360

65.0

3

Германия

Icx

Siemens

36.00

724

250

48.7

4

Узбекистан

Talgо 250

Talgо

22.73

365

250

46.3

5

Россия

Desiro

Siemens

13.55

466

160

43.0

6

Эстония

Flirt

Stadler

7.48

260

160

40.0

7

Белоруссия

Flirt

Stadler

7.50

260

160

40.0

8

Украина

HRCS2

Hyundai Rotem

30.00

579

250

34.3

9

Польша

Pendоlino

Alstom

41.99

402

250

32.7

10

Россия

Pendоlino

Alstom

43.33

350

220

25.3

 Торможение на старте

По данным «Укрзалізниці», время в пути экспресса Киев—Харьков должно составлять 3 часа 30 минут, вместо 8 часов для традиционного поезда. Расстояние Киев—Донецк планировалось преодолевать за 5 часов 30 минут, вместо 12 часов, а Киев—Львов — за 4 часа 30 минут вместо 8 часов.

Но - не сложилось. Время в пути «корейской стрелы» де-факто оказалось больше разрекламированного. Первый поезд Киев—Львов пребывал в пути около 5 часов.

Были зафиксированы случаи срыва графика. Корейские поезда, очевидно, не справляются с нашим железнодорожным полотном.

Вне конкуренции

Чтобы оправдать наличие на украинских железных дорогах поездов Hyundai, использовали старый как мир способ - избавление от конкурентов.  
Многие доступные по цене и адекватные по сервису и, главное, удобные для дальнего следования поезда были сняты с расписания. Немало популярных ночных рейсов были попросту отменены.

Так, Запад едва не лишился популярной пары поездов №91-92. Поезд отправлялся из Львова в 22:40 и прибывал в Киев в 7:25. Обратно из Киева отправлялся в 22:15, и прибывал во Львов в 6:35.

Такое расписание было практически идеальным для пассажиров, при этом поезда на маршруте были новенькие,  с кондиционерами, вакуумными санузлами, евроокнами, аккуратными ковриками в вагонах и информативным табло в каждом купе.  И это все – за 170- 175 гривен.

Этот львовский поезд спасло от исчезновения только общественное возмущение: железнодорожники объявили о возможном возвращении и старого маршрута. Правда, не сейчас, а спустя несколько месяцев.

 Европейский стандарт

Сетка европейских железных дорог настолько развита, а тарифообразование настолько совершенно, что это позволяет объехать всю Европу за весьма скромные деньги.

Так, сайт TGV обещает следующие расценки на железнодорожное сообщение внутри Франции в вагонах второго класса при условии заблаговременного бронирования билетов:

Лилль — Бордо — от 22 евро; Париж — Ла-Рошель — от 22 евро; Аэропорт Шарль де Голль (Париж) — Лион — от 22 евро; Лилль — Париж — от 17 евро.

Тем временем цены на первый класс в Hyundai граничат с фантастикой для Украины.

 Для сравнения, в той же 91—92-й львовской паре шикарное мягкое двухместное купе в СВ стоило около 450 грн. И даже в пиковые дни (когда в плацкарте и простых купе не оставалось ни одного свободного места) СВ-шки ходили полупустыми, а то и вовсе пустыми. При этом первый класс Hyundai стоит дороже СВ.

Но, пожалуй, самое главное: европейские скоростные поезда обеспечивают движение со скоростью от 200 до 350 км/ч.

К примеру, участок между Брюсселем и Парижем — один из самых скоростных железнодорожных участков в Европе — поезда тут развивают скорость до 300 км в час. В результате расстояние в 350 км преодолевается за 1 час 20 минут. Это несравнимо с нашими чуть более 100 км/час на киевском направлении.

Теперь о сервисе. Элипсос (Elipsos) (испанская железная дорога) очень гордится своими поездами, которые и правда предлагают весь комфорт, который можно найти в отеле высокого класса.

Так, например, пассажиры Great luxury class получают в свое распоряжение индивидуальный или двухместный апартамент с душем, туалетом и умывальником прямо в купе. В каждом вагоне таких апартаментов пять. Завтрак и обед в ресторане включены в стоимость поездки.

В первом классе в одноместном или двухместном купе нет ни душа, ни туалета, только умывальник и кондиционер. В стоимость билета включен уже только завтрак. Представление о ценах может дать такой пример: в туристическом классе (аналог нашего купе) билет Мадрид—Париж в одну сторону стоит около 69 евро.

Согласитесь, все это чрезвычайно далеко от того «сидячего» стандарта, который навязывают украинцам посредством Hyundai.