07-08-2013 20:17

Автомобиль б/у: как распознать бывалого и "утопленника"?

При покупке б/у больше всего неприятностей таит в себе автомобиль, который был восстановлен после серьезной аварии или, что еще опасней, побывал под водой. Увы, на наших авторынках легко можно встретить оба варианта. Разве что "утопленники" - явление сезонное и предсказуемое. Эксперты еще в разгар европейского потопа предрекали, что пострадавшие от наводнения автомобили потоком «поплывут» на рынки стран СНГ. К печали всех, кто запланировал покупку авто в ближайшее время, их прогнозы сбылись.

Осознанная покупка "утопленника"

Покупая автомобиль с "подмоченной репутацией", нужно сразу быть готовым к определённым расходам. В первую очередь нужно заменить все технические жидкости и фильтры. Также нужно позаботиться об удалении влаги из выхлопной системы.

Если машина побывала в пресной воде, главная опасность – ил и песок, попавший в подшипники, амортизаторы, узлы соединений и агрегаты. Для того чтобы износ всех трущихся деталей не был катастрофичным, их нужно разобрать, прочистить, смазать то, что нужно, и собрать. Часть деталей всё же лучше заменить. Например, амортизаторы – их не разберёшь.

Если автомобиль побывал в морской воде, то к вопросу удаления ила и песка, добавляется проблема соли. Она служит катализатором коррозийных процессов, которые могут носить необратимый характер. От покупки такого авто лучше отказаться, даже если оно стоит соблазнительно дешево.

Сильнее всего от воды страдает электрооборудование. Для простых устройств – реле и электромоторов – проблема решается их просушкой или заменой. А вот «лечение» более сложных электронных блоков современных автомобилей, управляющих практически всеми системами, может стоить очень дорого. К тому же  сделать это можно только в официальных сервисах.

Но одно дело знать о возможности возникновения проблем у затопленного автомобиля, другое - купить такую машину под видом обычной.

«Ты узнаешь его из тысячи…»


1. В документах должно быть отражено последнее местонахождение автомобиля. Сопоставив эти данные с информацией о чрезвычайных погодных катаклизмах, можно "вычислить" возможное попадание автомобиля в зону бедствия.

Риск: авто из Литвы

Европейцы не занимаются восстановлением авто. "Утопленники" переходят к страховщикам, которые продают их спецгаражам, где разбирают такие авто и сушат. Оттуда они уже отправляются за границу и продаются на рынках Литвы и Польши (в Германии такие авто продать практически невозможно – за обман покупателя могут посадить в тюрьму). Поэтому, присматриваясь к иномарке на рынке, обратите внимание на то, откуда она пригнана.


2. Если машина долгое время находилась в воде, в салоне будет присутствовать запах сырости, от которого трудно избавиться.  Большое количество ароматизаторов воздуха должно насторожить покупателя.

3. Трудно проветриваемые места (углы за педальным узлом или в глубине багажника) высушить довольно проблематично. Их следует проверить – там может остаться влага или даже появиться плесень.

4. Проверьте наличие разводов на текстиле в салоне автомобиля.  А кожа после попадания в воду станет более грубой.

5. Появление ржавчины в тех местах, которые не обрабатываются антикоррозийной защитой, тоже должно насторожить. Это металлические детали за панелью приборов, под обивкой салона, на крепеже сидений, в багажном отделении. Иногда нарушаются стыковочные швы от разбухания пластика или клея.

6. Крепления обшивки в салоне. Нарушенные крепления обшивки явно указывают на то, что ее снимали по какой-либо причине. Если с машиной ничего не происходило, тогда зачем снимали обшивку?

7. Окисление или коррозия электроразъемов. После намокания они плохо разъединяются или совсем не разъединяются.

8. Если на внутренних стенках фар присутствуют разводы, капельки воды или налёт, скорее всего, машина плавала. Извлечь влагу из фар довольно сложно. А новые фары при некрашеных деталях кузова – тоже повод задуматься. Зачем их заменили? Причём проверьте и передние, и задние приборы. Особенно обратите внимание на влагу внутри противотуманок – их высушить сложнее. Одна противотуманка может запотеть случайно, но две вместе - вряд ли.

9. Если внешне автомобиль выглядит прилично, то нужно внимательно отнестись к тому, как он заводится – не запаздывает ли система зажигания. Проверить все электрические приводы – поворотники, сигналы, работу электромоторов – щётки и омыватели. Датчики не должны показывать никаких ошибок. Речь идет о таких мелочах в работе электрооборудовании как: горящая лампочка сигнализатора непристёгнутых ремней или стояночного тормоза, нечёткое срабатывание центрального замка, постоянно горящие или колеблющиеся лампочки открытых дверей, низкого давления масла и т.д. За рассказом продавца о только что сгоревшем предохранителе может скрываться более сложная проблема.

10. Плохое звучание аудиосистемы, в особенности, если установлена нестандартная ее конфигурация. Ни один владелец авто в здравом уме не поменяет стандартную аудиосистему на нечто плохого качества, на то должна быть причина.

11. При работе печки в салоне запотевают стёкла. Речь идет не о разнице температур в осеннее-зимний период, а о постоянном запотевании. Это свидетельствует о том, что салон и, в частности, его шумоизоляция были серьезно залиты водой. Просушить их полностью - нереально.

Отдельное наличие одного из перечисленных пунктов не всегда указывает на утопленника. Но если выявлены несколько таких недостатков, вероятно, машина все-таки «приплыла» на рынок.


Основные правила осмотра машины перед покупкой



Поверхностная ревизия:

- Машины с зеркальной тонировкой не допустят к регистрации в ГАИ. От такой лучше отказаться сразу.

 - В салоне: при включении зажигания на приборной должны гореть все аварийные лампочки; при заведенной машине включите кондиционер, музыку, фары – обороты не должны падать, а двигатель «троить» и глохнуть.

- Зазоры между кузовными деталями должны быть симметричны и одинаковы.

- Лакокрасочное покрытие автомобиля должно быть однородным как на вид, так и на ощупь.

- Под капотом не должно быть подтеков масла (кроме крепления масляного фильтра), запаха бензина, следов герметика, гаек и болтов с примятыми гранями или абсолютно новых.

- Надавливание на каждый угол автомобиля поможет оценить состояние амортизаторов. Если они нормальные, машина должна качнуться вниз-вверх и остановиться.

- Резина должна быть стерта равномерно на всех колесах. Если же разница хорошо заметна, возможно, нарушена геометрия кузова.

- Двери должны закрываться с одинаковым звуком и усилием.

Что нужно выяснить у хозяина

- по какой причине машина продается;

- сколько лет машина находится и эксплуатируется в Украине;

- какие неполадки, аварии и крупные замены деталей случались в ходе эксплуатации;

- соблюдался ли предписанный мануалом режим замены расходников и эксплуатационных жидкостей; ведомости об этом должны быть занесены в сервисную книжку;


Спросить и проверить:

- какие свечи стоят на машине, посмотреть нагар на них;

-  какое масло залито в двигатель и коробку, глянуть на щупе качество масла (если коробка автомат, то и в ней);

- как давно менялись тормозные колодки, ставился ли оригинал или аналог.

Внешний осмотр:

- осмотреть пыльники ШРУСов на предмет их качества. (Не потребуется ли в скором времениих  замена?)

- вывернуть колеса на максимальный угол, тронуться, послушать. (Нет ли характерного для изношенных ШРУСов треска?)

-  посмотреть сайлент-блоки. (Насколько они изношены?)

- осмотреть стекла, зеркала, светотехнику. Осмотреть фары, стекла и зеркала на предмет наличия царапин, потертостей, сколов и трещин (Старые фары имеют «матовый» вид).

- сравнить тонировку на стеклах. (После замены стекла  тон тонировки может не совпадать).


Электрика

Проверить работу электрики в машине: дворники, печка, переключатели, подъемники, подогреватели стекол, фары и стоп-сигналы. Работа стартера, работа фар и поворотников на заведенной машине.

Состояние аккумулятора (налет на клеммах, потеки). Если есть подозрения – отвернуть крышки банок, посмотреть, сколько там электролита – не надо ли будет в скором времени доливать (значит, аккумулятор практически «мертвый»).

Кузов

Осмотреть лакокрасочное покрытие на предмет сколов, вмятин, царапин, трещин. Внимательно исследовать, равномерен ли цвет.  Отличающийся по цвету участок может говорить о подкраске и рихтовке кузова.

Проверить в багажнике нишу для запаски и металл под покрытием багажника на предмет коррозии. Осмотреть колесные арки на предмет коррозии.

Посмотреть, нет ли видимого перекоса кузова или несимметричности выступающих поверхностей. Это  может указывать на то, что втомобиль побывал в сильной аварии, а его кузов был существенно деформирован.

Проверить, нет ли люфта рулевого управления, прямо ли стоит рулевое колесо при прямолинейном движении.

Салон

Проверить наличие всех предусмотренных комплектацией ручек, кнопок, переключателей и их бесперебойное функционирование. Не забыть проверить ручки регулировки водительского сиденья и ручки бардачков.

Осмотреть ремни безопасности – снизу на них должна быть тканевая бирка с указанием года выпуска машины.

Двигатель, подкапотное пространство

Внимательно осмотреть двигатель на предмет потеков масла и прочих жидкостей. Постараться проверить все винты клапанной крышки. Они должны быть туго затянуты.

Проверить все резиновые шланги и соединения на предмет износа и герметичности (резина не должна быть трещиноватой).

Осмотреть радиатор на предмет наличия потеков, забившейся грязи. Осмотреть резиновые шланги системы охлаждения в месте стыков – наличие ржавчины и белого налета может свидетельствовать о протечках.

Осмотреть выхлопную трубу: нагар или белый налет внутри, как правило, говорят об износе двигателя.

Осмотреть, если возможно, выхлопной тракт снизу на предмет повреждений.

Осмотреть замки. Если ключ дверей не подходит к ключу багажника, замки, скорей всего, меняли. Возможно, машину взламывали.

 

Важно помнить, что достаточно распространенным приемом у перегонщиков является скручивание реального пробега. Учтите, что для Европы нормальным считается пробег около 15-20 тыс. в год. В Америке - больше на пару десятков процентов.