17-10-2012 12:25

Тарифы на услуги мобильных операторов будут снижены - Рафаэль Кузьмин

 Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) - государственный орган со специальным статусом, деятельность которого направлена на обеспечение защиты конкуренции  в предпринимательской деятельности. Недавно АМКУ презентовал программу «Линенси», призванную пресечь бизнес-сговоры.

Об особенностях программы, поездах «Хюндай», запущенных в Украине и не принятых ее населением, резонансных проверках комитета, а также о методах воздействия на монополистов - наш разговор с первым заместителем главы Антимонопольного комитета Украины Рафаэлем Кузьминым.

АМКУ позволил физлицу купить банк "Киевская Русь"

Под прицелом бизнес-сговоры

- Рафаэль Измаилович, Антимонопольный комитет Украины недавно презентовал программу Линенси, направленную на борьбу с картельными сговорами посредством информирования о злоупотреблениях партнеров по бизнесу.  Программа будет распространяться только на бизнесменов?

- Только на хозяйствующие субъекты. Хотя в развитых странах допускаются и заявления потребителей в конкурентное ведомство о том, что между хозяйствующими субъектами заключен сговор, допустим, по повышению цены на определенный товар.

- Супермаркеты. Говорят, что все эти магазины договариваются между собой об установлении цен на определенные продукты питания и таким образом держат цены. Наверняка - экономически необоснованные. Может ли здесь АМКУ как-то влиять на процесс?

- Может, и мы уже возбудили дело по антиконкурентному соглашению между большими торговыми сетями за то, что они в период 2011-2012 годов необоснованно повысили цены на социально значимые продукты – мясо, молоко и т. п. Но здесь важно сделать акцент на том, что цены они повысили из-за своей операционной и расфасовочной деятельности. Речь идет не об анализе торговой надбавки на продукты, а о повышении цены после того, как товар поступил в хозяйственное ведение торговых сетей и прошел определенную операционную обработку. Я думаю, что это дело мы закончим к концу ноября, и цены на продукты питания в этих магазинах будут снижены. Но здесь мы работаем на результат: крупные торговые сети должны снизить цены не только в ближайшее время и на сегодня, но и больше никогда не прибегать к подобным картельным соглашениям в дальнейшем. Это главная наша цель. Владельцы супермаркетов также должны понимать, что от их картельных соглашений зависят мелкие торговые сети, которые смотрят на них, и, соответственно, тоже поднимают цены.

- А если в этой связке будет задействована государственная структура?

- Тогда в отношении представителей органов власти и местного самоуправления будет применяться норма за антиконкурентные действия органов власти.

- Как эта норма будет применяться? В отношении представителей власти будут возбуждаться уголовные дела?

Мобильные операторы могут заплатить штрафы до 2,1 млрд. грн

- Нет. В соответствии с нашим законодательством, будет применена либо административная ответственность, либо рекомендовано устранить нарушения.

Кому был выгоден «Хюндай»?

- Но вот в запуске поездов «Хюндай» как раз и просматривается сговор между  бизнесом и представителями органов власти. К примеру, раньше все поезда в южном направлении шли через Харьков. Сегодня их пустили, что называется огородами, а на Харьков идут только два поезда. Один – утренний, всегда полупустой – «Хюндай», второй - ночной, на который не возьмешь билеты даже предварительно за 10 дней. А стоимость билета на ночной поезд уже практически подогнали под «Хюндай». Впору реализовывать программу «Линенси»…

- Программа Линенси реализуется, прежде всего, для того, чтобы выявлять картельные соглашения между хозяйствующими субъектами на определенном рынке товаров или услуг. Что касается сговора между представителями государственного органа и хозяйствующего субъекта, то практически во всех странах мира существуют нормы, которые устанавливают ответственность за антиконкурентные действия органов власти. В случае с «Хюндаем» налицо антиконкурентные действия органов власти и самоуправления, если то, что вы говорите, соответствует действительности. Поэтому априори здесь не идет речь о картельном сговоре между представителем органов власти и хозяйствующим субъектом.

- Однако сложилось впечатление, что «Хюндай» уже оккупировал основные железнодорожные пути на Харьков, Донецк, Львов. Стоимость билетов на этот поезд очень высокая и далеко не всем по карману: в Донецк - почти 700 гривен, на Харьков – около 260. Антимонопольный комитет будет как-то вмешиваться в эту ситуацию?

- Конечно будет.  Сейчас мы как раз исследуем этот рынок, и в случае выявления нарушений – будет соответствующая реакция нашего комитета. Кроме того, если у нас появятся еще и соответствующие заявления граждан – будем реагировать и на них. Реакция однозначно будет. «Хюндай» на нашем рынке появился сравнительно недавно, поэтому нам надо детально изучить, насколько объективно установлены цены компанией, которая осуществляет перевозки. Для этого нужно время.

- Но, говорят, что за «Хюндаем» стоит высокое должностное лицо государства. Если Антимонопольный комитет выявит нарушения, это лицо тоже привлекут к ответственности?

- Не думаю, что за перевозчиком стоит какое-то должностное лицо. «Хюндай» был привлечен в Украину как инвестиционная составляющая в развитие железнодорожного транспорта. Это были межправительственные соглашения. Здесь может идти речь только о каком-то конкретном должностном лице Управления железной дороги.

- Но некоторые «злые языки» утверждают, что «Хюндай» принадлежит как раз должностному лицу - вице-премьер-министру Украины Борису Колесникову.

- Нет. Борис Колесников просто реализовывал программу под Евро-2012 и выступал от имени правительства относительно развития инвестиционной составляющей в железнодорожный транспорт со стороны «Хюндая». Его нельзя называть человеком, который лоббирует интересы корейской компании. Борис Колесников, наш вице-премьер, лоббирует интересы железнодорожной отрасли Украины, за развитие которой он несет ответственность.

- Тогда, возможно, это сговор «Хюндая» и нашей железнодорожной отрасли? Иначе, зачем железнодорожники вдруг решили пустить все поезда (кроме «Хюндая») – в обход Харькова?

- Была информация о том, что на определенных участках железной дороги после эксплуатации «Хюндая» началось разбалансирование рельс, то есть рельсы не выдерживают частоты вибрации и тяжести нагрузки этого электропоезда. Но это технологическая проблема, и ее должно решать профильное министерство. Что касается ценовой политики, то мы сейчас изучаем эту проблему. В частности, привело ли использование «Хюндая» к необоснованному удорожанию цены на билеты. Если выяснится, что таки привело – будем возбуждать свое дело и наказывать виновных.

Слишком демократичные наказания

- По поводу наказания. Антимонопольный комитет после своих проверок, как правило, выставляет штрафы. Однако даже большие финансовые наказания предприятия-монополиста не останавливают, они продолжают работать, ничего не меняя. Пример: в 2009 или 2010-м году был оштрафован монополист – Киевоблэнерго - за ненадлежащее качество электроэнергии, поставляемой в некоторые села Киевской области. Предприятие оплатило штраф, но качество электроэнергии осталось прежним. Кроме штрафов, какой правовой механизм воздействия применяется к монополистам?

- Во-первых, все облэнерго - это региональные рынки и они на этих рынках являются монополистами. Контроль за их деятельностью – это ежедневная работа наших территориальных отделений. И практически два раза в год эти предприятия-монополисты нами штрафуются. По разным причинам. Это и необоснованное повышение тарифов, и необоснованные отключения или подключения электроэнергии и т. п. Правовые механизмы по устранению ликвидации их злоупотреблений предусмотрены Законом Украины «О защите экономической конкуренции», и мы их реализовываем, то есть эти монополисты являются объектами каждодневного контроля со стороны наших территориальных отделений.

- Каким образом реализуются эти правовые механизмы?

- Путем взыскания штрафов, путем понуждения к заключению договоров с потребителями, путем устранения каких-то необоснованных отключений, устранения разного рода нарушений и прочее.

Украинцам – равные права с Евросоюзом

- Наблюдает ли АМКУ монополиста в нашей стране в сфере земельных отношений? Возможно,  уже установлен тот, кто «крышует» скупку земли в Украине?

- Сейчас мы как раз изучаем рынок земли, особенно рынок земель сельскохозяйственного назначения. Когда будет разрешена свободная купля-продажа земли сельхозназначения, могут появляться так называемые латифундисты. И тогда мы, в рамках Украины и определенных административно-территориальных единиц Украины, в будущем можем признавать таких латифундистов – монополистами. И после этого контролировать их действия. Такое предполагается, и нами сейчас изучаются критерии и подходы этого определения.

- Обсуждается, что власть имущие хотят монополизировать рынок оценки недвижимости. Подобное допустимо?

- Если имеется в виду то, что предполагается наличие 12 предприятий по оценке недвижимости в стране, то этот рынок уже не монополизирован изначально, а является конкурентным. Если же из 12 предприятий останется только одно, тогда мы можем говорить о монополии.

- Качество коммунальных услуг. Как правило, ЖЭКи устанавливают необоснованные тарифы за коммунальные услуги, которые жильцы домов вынуждены оплачивать. Если, конечно, они не создали ОСББ. ЖЭКи, по сути, монополисты. Как влияет на них Антимонопольный комитет?

- Что касается тарифообразования, то здесь мы работаем с местными органами власти и самоуправления. Но надо сказать, что Министерство регионального строительства сейчас занимается реформированием жилищно-коммунального хозяйства. И в процессе этого реформирования будет налажена работа регулятора, который сконцентрирует в своих руках тарифообразование. Но параллельно уже можно говорить, что ОСББ выступило как бы альтернативой ЖЭКам. Они подорвали их монополию на предоставление жилищно-коммунальных услуг. ОСББ напрямую могут заключать договоры на предоставление подобных услуг. Но в целом на сегодняшний день экономически обоснованное тарифообразование - это обязанность органов местной власти и самоуправления.

- Реформирование ЖКХ подразумевает создание управляющих компаний, которые, по сути, смогут чуть ли не загонять к себе жильцов домов. Появятся новые монополисты.

- Ну, загонять – это громко сказано. Главное в этом процессе, чтобы на определенной территории таких компаний было минимум три. Тогда будет обеспечена конкуренция. Если же будет создана только одна – мы будем выступать против - всеми методами и способами, заложенными в нашем законодательстве.

- Недавно Антимонопольный комитет озвучил информацию о начале проверки операторов мобильной связи – «Киевстар» и МТС. Что показала проверка?

- В отношении этих компаний были возбуждены наши дела – антимонопольные. Одно из них касается завышенных тарифов на роуминг. Кроме того, ранее Антимонопольный комитет предоставил МТС и «Киевстар» свои рекомендации о необходимости снижения стоимости на внутренние тарифы. Потому что в течение 2011 года и первого квартала 2012-го «Киевстар» и МТС необоснованно, на наш взгляд, повысили их стоимость где-то на 30-40%. Эти рекомендации «Киевстар» и МТС не выполнили, поэтому мы возбудили свое дело и сейчас, в процессе расследования, эти операторы мобильной связи заявили, что готовы снизить стоимость на внутренние тарифы и экономически обосновать это снижение. Мы не сторонники применения к ним жестких штрафов, и если  работа операторов с нашим комитетом будет эффективной, будем рассматривать возможность или наложения на эти компании минимальных штрафов, или вообще не будем применять к ним никаких мер и привлекать к ответственности за это нарушение.

- Неужели у простого человека есть надежда, что ежемесячно он будет пополнять счет мобильного телефона уже не на 40 грн., а скажем на 20?

- Да, такая надежда есть. Мы сразу заявили, что в этом вопросе мы стоим на платформе защиты интересов населения. «Киевстар» и МТС - компании, хозяева которых находятся за границей. Они осуществляют деятельность в России, Турции, еще ряде стран, поэтому мы будем делать все для того, чтобы население Украины имело равные права с россиянами и населением Евросоюза, которым эти операторы предоставляют свои услуги.

- «Мастер-карт» - перевод средств за границу и обратно – тоже монополист. После начала вашей проверки они пригрозили, что могут уйти с рынка Украины. Чем все это может закончиться?

- Никто с рынка не уйдет. Такое заявляли и МТС, и «Киевстар». Нас этим пугать не надо. И в этом вопросе мы будем отстаивать интересы населения. И никуда они не денутся, мы приведем их тарифы к экономически обоснованным.