06-12-2011 20:10

Медреформа превратит врачей в агитаторов

Разработчики медреформы считают, что время бесплатной медпомощи в Украине закончилось

О том, каким образом семейные врачи в рамках медреформы будут агитировать пациентов лечиться у них, порталу «Днепропетровск. Комментарии» рассказала заведующая кафедрой социальной медицины, организации и управления охраны здоровья Днепропетровской государственной медицинской академии, профессор, д. мед. н., один из разработчиков механизмов внедрения пилотного проекта реформирования здравоохранения в Днепропетровской области Валерия Лехан.

Нашумевшая реформа медицины особенно волнует жителей Днепропетровщины, поскольку здесь воплощается пилотный проект. Изначально инициатива стать пилотным регионом шла «сверху» или «снизу»?

Насколько мне известно, региональные власти стали инициаторами включения Днепропетровской области в список пилотных. Потому что обычно кто начинает, тот и выигрывает. Более того, к тем, кто работает в пилотном регионе, относятся более снисходительно, поскольку неточности неизбежны. Кроме того, в приоритетном порядке закупается сложное медоборудование, «скорые».

Основой медреформы должен стать институт семейных врачей. В чем суть изменений?

Прежде всего, это свободный выбор пациентом семейного врача, а также заинтересованность врачей в качественном  обслуживании. Эта заинтересованность должна «подкрепляться» финансированием, выделяющимся в зависимости от числа  прикрепившихся к нему пациентов.

Итак, за каждым семейным врачом будет закреплено определенное количество пациентов. Каким образом врач будет «собирать» этих пациентов?

Это его личное дело. Свободный выбор будет реализовываться с 2013 года, а выбирать начнут уже с 2012 года, когда начнется финансирование. Будет определен месяц - с 1 по 30 сентября - когда пациенты будут выбирать себе семейного врача. В Киргизии этот процесс напоминал предвыборную кампанию, когда врачи открыто агитировали пациентов различными доступными им способами. К хорошему врачу в итоге стояли очереди, начиная с 6 утра.

Не получится ли так, что семейный врач, в прошлом бывший хорошим педиатром, наработавший себе «детскую аудиторию» пациентов, в итоге так и останется на «детском приеме»?

Такое возможно. На самом деле необходимо организовать работу так, чтобы педиатры и терапевты, работая рядом, перенимали друг у друга опыт и взаимно обучались.

Создание сети амбулаторий по оказанию первичной медпомощи – болезненный вопрос. Каким образом может быть решена эта проблема?

В Киевской  городской администрации очень удачно используется опыт социального заказа, когда, к примеру, при выдаче  разрешения на строительство застройщик обязуется выделить помещение для амбулатории. Это позволит решить проблему развития инфраструктуры амбулаторий, и тогда первичная медпомощь будет максимально приближена к пациенту.

Обеспокоенность пациентов также вызывает создание госпитальных округов. Многие опасаются, что теперь за высокоспециализированной помощью придется ездить дальше, чем раньше.

Создание госпитальных округов позволит сконцентрировать сложное, высокоспециализированное оборудование для оказания интенсивной помощи из расчета 150-500 тысяч людей в одном месте. Таким образом, удастся избежать оперирования, к примеру, вросшего ногтя, в областной больнице Мечникова, где должна предоставляться более сложная помощь.

Как может сказаться сокращение оплачиваемого больничного листа до 5 дней на показателях эффективности оказания медицинских услуг?

У нас есть многие группы населения, которые даже при оплачиваемом больничном все равно не сидят дома. Это работники частных структур, пенсионеры, которые боятся потерять работу. И это уже не вопрос медреформы. Хотя при правильном подходе даже за 5 дней можно вылечить многие состояния.

Будет ли изменен порядок финансирования медучреждений?

Да, система переходит от сметного к программно-целевому методу. То есть теперь руководство больниц будет иметь право изменять целевое назначение средств.

Что будет входить в гарантированный уровень оказания медицинской помощи?

Целый ряд специалистов считают, что то, что можно было исключить, – уже исключено. Это касается косметологических услуг, некоторых видов протезирования. Все остальное возможно регулировать только приоритетами: одни услуги будут покрываться на 100%, а другие – на 50%. Какие именно будет уже известно в 2012-2013  годах.

В связи с этим существует проблемный вопрос: как только мы перестаем покрывать какие-то услуги, даже простые, через некоторое время они перерастают в сложные. Поэтому, скорее всего, это будет не перечень услуг, а гарантия объема. Для иллюстрации можно предположить, что государство, к примеру, будет гарантировать среднестатистическому пациенту 5 дней в году стационарного лечения, или право 4 посещений специалистов.

А как же заложенное в Конституции право на бесплатную  медицинскую помощь?

Есть выход из положения – обратиться в Конституционный суд в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, поскольку сегодняшняя трактовка не соответствует реалиям страны с рыночной экономикой. Люди должны знать свои права. В частности, что до определенного уровня они имеют право на получение бесплатной помощи, а далее – платной.

Реформирование системы здравоохранения  предполагает улучшение качества оказания медпомощи при сохранении сегодняшних объемов финансирования, или предполагаются дополнительные финансовые вливания?

Для того, чтобы улучшить качество на 30%, увеличения финансирования не требуется. Необходимо двигаться по двум направлениям: правильно использовать имеющийся ресурс и увеличивать объемы финансирования. Однако мы должны быть реалистами – если страна будет бедна, то никакого серьезного прироста финансирования не будет. И еще нам очень важно использовать те возможности, которые открываются пилотным проектом.

На областной бюджет в связи с пилотным проектом ложится дополнительная финансовая нагрузка?

Да, скорее всего, ложится. Если судить по тому, как скромно финансировалась вторичная помощь еще вчера, то при передаче ее на баланс области финансирование должно увеличиться. К тому же, некоторые дотации пилотные регионы получат уже в 2012 году. В частности, Днепропетровская область получит 132 млн грн., хотя это - сравнительно небольшая сумма. 

Источник: «Днепропетровск. Комментарии»