27-10-2011 13:47

Союз Дерипаски и Ярославского – начало конца?

Евро-2012 уже не за горами, в числе «принимающих» матчи городов значится город Харьков. Первая столица готовится принимать футболистов и фанатов, и мало кто волнуется не успеть – ведь за дело взялись столпы российско-украинского бизнеса Олег Дерипаска и Александр Ярославский. 

Имена двух олигархов в Харькове на слуху уже не первый год –  эпохальный вход людей Дерипаски на промышленные площади ХТЗ состоялся в 2007. В конце июля ОАО «Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе» сообщило о знаковых перестановках в руководящем составе. Своих рабочих мест лишились все восемь членов дирекции. Вместо них были назначены пять новых менеджеров, работающих на российского миллиардера Олега Дерипаску. 

Человек, который помог олигарху захватить ХТЗ не менее известен – это украинский олигарх Александр Ярославский. Тогда же новости запестрели заголовками: Дерипаска и Ярославский застроят Украину, Дерипаска и Ярославский реконструируют аэропорты, Дерипаска и Ярославский инвестируют в страну… и т.п. И, казалось бы, ну что тут плохого – два крупнейших бизнесмена двух стран взялись возрождать государственное убыточное предприятие, честь им и хвала, однако… 

Ровно 10 лет назад новости также восхищались этими двоими с той же формулировкой. Заголовки статей гласили – «Ярославский и Дерипаска построят в Украине новый алюминиевый завод». Тогда планы двух олигархов, как и сейчас, были грандиозными. В 2001 году Укрсиббанк, принадлежащий Ярославскому, и "Русский алюминий" договорились построить алюминиевый завод в Первомайске. Новый промышленный гигант должен был добывать 180 тысяч тонн алюминия в год и давать честно работать пяти тысячам трудящихся Украины. Но, как оказалось, на самом деле никакого завода Олег Дерипаска строить не собирался. 

Вся шумиха и обещания были устроены для того, чтобы Украина не реприватизировала у олигарха Николаевский глиноземный завод, который компания РусАл получила в пользование с условием строительства нового завода под Харьковом. А это влетало олигарху в не хилую копеечку – строительство комбината обошлось бы РусАлу в 300 тысяч долларов. Но, вместо того, чтобы начать строительство в начале 2002 года, Дерипаска обращается в Фонд госимущества Украины с просьбой изменить условия приватизации и снизить показатели производства Николаевского глиноземного завода «в связи с плохой конъюнктурой рынка». 

Этим же аргументируется и сначала замораживание строительства нового завода в Первомайске, а потом и отказ от него. Кроме того, после получения «Русалом» полного контроля над НГЗ неожиданно выяснилось, что завод в Украине вообще строить не нужно, поскольку он будет нерентабелен. Ибо в стране недостаточно энергоресурсов и стоят они дорого. 

Если смотреть с этой точки зрения, восстановление того же ХТЗ выглядит совершенно по-другому. Тем более, что, не придумав ничего нового, Дерипаска пошел по старой схеме захвата предприятий, и требований всевозможных льгот для них – от снижения тарифов на электроэнергию до полной отмены аренды на землю под заводами. Обещания – построить и осчастливить (хочется добавить – к сожалению) на этом не заканчиваются. В эту глобальную стройку Дерипаски входит не только Тракторный завод, а и полностью инфраструктура Харькова к Евро-2012, включая дороги, аэропорты, метро, и опять же - заводы. Остается только надеяться, что новые заводы не станут такими же призраками, как Алюминиевый комбинат 2001 года.