15-08-2011 14:35

Причиной крушения "Булгарии" стали открытые иллюминаторы

Крушение теплохода "Булгария" произошло из-за совокупности нарушений, а непосредственной причиной гибели судна стало поступление воды через открытые иллюминаторы в условиях шторма. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе Ространснадзора.

В ведомстве отметили, что "перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах", однако экипаж "Булгарии" это требование проигнорировал.

Впоследствии водолазы при осмотре судна обнаружили, что по левому борту было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.

"Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу", - говорится в сообщении надзорного ведомства.

Видео с Булгарии. Трагедия на Волге - новые ФОТО

Катастрофа теплохода "Булгария". Все версии - TRUST.UA 

При этом в Ространснадзоре подчеркнули, что в целом причинами трагедии стала совокупность факторов: "невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна".

Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна "Булгария" этого не сделал, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах.

В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов, говорится в сообщении.

"Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э "Булгария" входил в левый поворот у осевого поворотного буя номер 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт", - говорится в сообщении Ространснадзора.

Эксперты комиссии предположили, что после начала поворота в левый борт судна ударил сильный порыв ветра почти под прямым углом. Из-за этого судно еще более накренилось на правый борт, и угол крена составил 9 градусов. "При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды", - сообщает ведомство.

Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом "на ветер". Для этого рули были положены на 15T влево - в итоге образовался крен 13T на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.

В этот момент все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло, сообщает Ространснадзор.

Помимо этого, 10 июля капитан "Булгарии", несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала населенного пункта Болгары в Казань.

Комиссия пришла к выводу, что "судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 года не работал левый главный дизель-генератор); с повреждениями корпуса (наличие четырех отверстий); при силе ветра более 7 баллов (13,5 - 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования "Информации об остойчивости и непотопляемости судна".

Кроме того, специалисты сделали вывод о низкой квалификации и недисциплинированности членов экипажа судна, которые на приняли "необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения".

Стоит также отметить, что эксперты Ространснадзора, в отличие от следователей СК, нашли пробоины в судне. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

Ространснадзор проводит свое расследование о виновности должностных лиц ведомства в связи с крушением теплохода "Булгария" 10 июля, когда погибли 122 человека.

"Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства", - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что материалы расследования крушения теплохода в установленном порядке будут направлены в Генеральную прокуратуру РФ.

Источник: NEWSru.comИТАР-ТАСС