21-07-2011 09:05

В России не знают, кому принадлежит "Домодедово" - крупнейший аэропорт страны

Следствие по уголовному делу о недавнем взрыве в "Домодедове" не может установить владельцев аэропорта, говорится в сообщении Следственного комитета России.

"К настоящему моменту следствию так и не удалось установить фактических собственников аэропорта, на которых по действующему законодательству возложена ответственность по обеспечению транспортной безопасности аэропорта "Домодедово", - говорится на сайте ведомства.

 Допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта, заявил, что является лишь представителем офшорной компании, а назвать реальных собственников - как компании, так и аэропорта - он отказался.
 

Другой допрошенный по делу, Валерий Коган, который фигурирует, как председатель наблюдательного совета аэропорта, отказался назвать свое место работы, жительства и анкетные данные.

Накануне Каменщик провел первую за четыре года пресс-конференцию, в ходе которой также не стал отвечать на вопрос, кто является собственником аэропорта.

"Физическое лицо может быть объектом рейдерской атаки", и "в закрытых компаниях не принято говорить о собственниках, и "Домодедово" этого делать не собирается", - заявил Каменщик.

Кто владеет "Домодедово"?

С 1991 года, по мнению экспертов, владельцы аэропорта менялись 13 раз. Но когда после взрыва в январе 2011 года президент Дмитрий Медведев поинтересовался, кому принадлежит "Домодедово", даже генпрокурор не смог ответить на этот вопрос.

Известно, что оператором аэропорта является компания "Ист Лайн", зарегистрированная в 1994 году на Кипре. 10 лет спустя компания перешла под контроль оффшорной фирме FML Ltd. с острова Мэн. Совладельцами этой компании являются два юриста: Шон Кайрнс и Джейн Петерс. В том же 2004-ом в качестве председателя наблюдательного совета аэропорта появляется Валерий Коган, которого называют самым закрытым российским олигархом.

Израильская пресса называла Когана "бизнесменом, известным близостью к президенту Путину". В списке богатейших российских бизнесменов Forbes в 2011 году он занял 47 строчку.

После IPO все стало бы известно

Финальный собственник мог бы стать известен, если бы компания провела IPO (оно намечалось на июня 2011 года). Однако выход на биржу был отменен из-за неблагоприятных рыночных условий.

Инвесторы не стали бы вкладывать деньги в акции компании развивающегося рынка на фоне событий в Греции и других странах еврозоны, объясняли конъюнктуру рынка эксперты.

Новое IPO проводить не планируется, заявил на той же пресс-конференции Каменщик.

По рентабельности "Домодедово" сопоставим с лондонским "Хитроу" и превышает парижский "Шарль-де-Голль".

Однако в данной ситуации инвесторы скорее посмотрят не на хорошую финансовую отчетность, а на то, что никому неизвестны финальные владельцы компании, и главное - на зимние события в аэропорту -  транспортный коллапс накануне Нового года и теракт в январе.

IPO было нужно компании, чтобы защититься от враждебного поглощения, рассказывали тогда эксперты.

Учитывая, что для размещения были приглашены иностранные банки Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley, компания, скорее всего, рассчитывала на интерес к своим акциям со стороны иностранных инвесторов. Занизить стоимость компании, акции которой размещены на Лондонской бирже, которыми владеют иностранные компании, было бы очень сложно.

 

"Домодедово" - крупнейший российский аэропорт, который управляется частной компанией "Ист-Лайн" ("Шереметьево" принадлежит государству, "Внуково" - правительству Москвы). Весной 2011 года российский премьер-министр Владимир Путин объединил государственные "Шереметьево" и "Внуково". По заявлениям самого Дмитрия Каменщика, "Домодедово" в это объединение никто не приглашал.

Если бы объединение частного и государственного аэропортов произошло, это было бы воспринято как рейдерство, а некоторые сразу же провели бы параллели с делом "ЮКОСа", размышляли накануне объединения эксперты.

Источник: ВВС