19-05-2011 10:31

Украина в 2012 году потеряет $700 млн из-за Северного потока

В следующем году Украина ощутит на себе негативное влияние обходных российских газопроводов. Вчера было объявлено, что Nord Stream, проходящий по дну Балтийского моря, будет запущен в начале IV квартала этого года.

В связи с этим упущенная выгода Украины в будущем году составит около $700 млн. Избежать снижения объемов прокачки по украинской территории можно разве что благодаря передаче ГТС в СП "Нафтогаза" и "Газпрома", отмечают эксперты. Но переговоры с Россией по газовым вопросам проходят крайне сложно.

Вчера в пресс-службе компании Nord Stream AG, которая строит одноименный газопровод, заявили о планах соединить три секции первой нитки трубопровода уже до конца июня. Ранее в компании планировали сделать это до конца августа.

В Nord Stream отмечают, что поставки газа по этой магистрали напрямую из России в Евросоюз могут начаться уже в октябре, а не в декабре-январе, как намечалось ранее. Вчера же в компании "Газпром экспорт" подтвердили начало работ на морском участке будущей трассы газопровода South Stream в пределах территориальных вод России и Турции на научно-исследовательском судне "Академик Голицын".

Таким образом, "Газпром" приступил к практической реализации проекта второго газопровода в обход Украины. По информации генерального директора ООО "Питер Газ" (проводит работы) Олега Сергеева, в ближайшее время будет получено разрешение на аналогичные работы в водах Болгарии. Все исследовательские работы планируется завершить к концу 2011 года.
 
В пресс-службе Министерства энергетики и угольной промышленности комментировать возможность более раннего запуска обходных газопроводов не стали. Впрочем, высокопоставленный источник в министерстве заявил Ъ, что это крайне отрицательно скажется на транзите газа через территорию Украины.

 

"Это, по сути, дает возможность 'Газпрому' проводить свою кампанию по контрактованию на 2012 год уже с учетом перевода части объемов на Nord Stream",– говорит собеседник Ъ. По его словам, в ближайшие два года объем потребления газа в странах Евросоюза вырастет на 25 млрд кубометров.

"Мы надеялись, что эти объемы все-таки пойдут по украинской газотранспортной системе",– говорят в Минэнерго. Собеседник Ъ напоминает, что пропускная способность ГТС в направлении Западной Европы составляет 142 млрд кубометров, тогда как фактически в 2010 году в Европу было передано 95 млрд кубометров. По его расчетам, из-за запуска Nord Stream "Укртрансгаз" уже в следующем году недополучит $700-720 млн выручки.

Председатель правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик отмечает, что ситуация станет еще хуже после 2015 года, если и Nord Stream, и South Stream будут построены вовремя и с предполагаемыми сейчас параметрами.

Ситуация усугубляется тем, что Украина сейчас ведет переговоры с "Газпромом" о пересмотре формулы цены природного газа, отмечает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма.

"Добиться сохранения объема транзита и снижения цены одновременно – невыполнимая задача",– считает он. В Минэнерго признают, что переговоры с "Газпромом" идут крайне тяжело. Источник Ъ, знакомый с ходом переговоров, заявил, что "Газпром" проводит их "исключительно из политической вежливости", без намерения что-либо менять в действующих контрактах.

 

Когда окупится "Северный поток"?

"Северный поток": уложена последнеяя труба первой нити

Впрочем, аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Виталий Шушковский отмечает, что потребление газа в Европе будет расти, и новые проекты в значительной степени ориентированы именно на это, а "Газпром" в любом случае останется заинтересован в использовании расположенных в Украине подземных хранилищ газа.

"Исходя из вышесказанного, я предполагаю, что 'Газпром' пока сохраняет заинтересованность в достижении компромисса в вопросе будущего украинской ГТС на относительно приемлемых для нашей страны условиях, но время играет не в пользу Украины,– говорит господин Шушковский.– Полагаю, что стороны в конечном итоге договорятся о контроле над украинской ГТС на паритетных началах – это единственный реальный способ остановить снижение объемов транзита".

Источник: "Коммерсантъ"