17-12-2019 17:55

Глава СБУ оценил законопроект об уголовной ответственности за фейки

Законопроект об уголовной ответственности за фейковую информацию нужно тщательно проработать, чтобы он не нарушал права и свободы граждан.

Об этом сказал председатель Службы безопасности Украины Иван Баканов в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Мы же понимаем, что даже у слова "да" есть как минимум 15 смысловых оттенков, которые будут зависеть от контекста. Поэтому вопрос требует проработки, вовлечения в дискуссию общества. И только после всеобъемлющего обсуждения такой закон можно принимать, - сказал Баканов.

Напомним, что в ноябре президент поручил Кабинету министров до конца года разработать законопроект по урегулированию медиа в Украине. В тексте президентского указа говорится, что необходимо предусмотреть предотвращение недостоверной и искаженной информации, а также разработать механизмы ее опровержения.

Идея вызвала шквал критики.

"Нафтогаз" предупреждает: соблюдайте информационную гигиену

Эксперт-криминолог Анна Маляр выступила резко против желания власти наказывать СМИ за манипуляцию.

Об этом она написал в Фейсбуке:

Идея наказывать СМИ за манипуляции, как бы это понятно объяснить, не может быть реализована в правовом поле. Разве что по принципу – "бумага все стерпит", и руководствуясь нормой Конституции об отсутствии ответственности нардепов за результаты голосования.

Почему это технически невозможно? Потому что нет линейки или весов – то есть однозначного и безусловного критерия, которым можно отделить манипуляцию от не манипуляции.

Для того чтобы наказывать СМИ за манипуляцию, нужно сначала в законе определить – что же такое манипуляция. То есть установить критерии. Все прекрасно понимают, что с помощью СМИ можно влиять на людей с целью навязывания определенных идей, ценностей, формы поведения. Но понимать и доказать в суде – это разные вещи.

Скажем, то, что телеканал для заставок использует очень красивый музыкальный и видеоряд – это манипуляция. То, что ведущие на телеэкранах красивые, – манипуляция. Даже название канала – это воздействие на сознание. Название статьи – тоже инструмент воздействия. Репутация автора материала – это влияние.

Все на сегодня, что создает и передает информацию, – это манипуляция. Даже страницы обычных людей в соцсетях, накладные ресницы и одежда оверсайз. Нет манипуляции только в туалете. Там, где человек наедине с собой.

Если начать наказывать СМИ за манипуляцию, тогда надо просто запретить СМИ. Потому что я еще не видела СМИ, которое не использовало бы те или иные инструменты воздействия на аудиторию в различных целях. Как, собственно, не видела и людей, которые не хотели произвести лучшее впечатление о себе, чем они есть, – то есть манипулировать.

Тем временем американское агентство Bloomberg оштрафовано на 5 млн. евро за распространение неправдивой информации.