08-11-2019 12:30

Андбандлинг "Нафтогаза": как он повлияет на "газовые войны"

Процесс анбандлинга "Нафтогаза" запущен и должен завершиться до конца этого года.

31 октября парламент принял закон о создании компании, на плечи которой ляжет транзит российского газа по территории Украины и поставка голубого топлива потребителям.

Вопрос настолько сложный и важный, что у отдельных "слуг народа" во время его рассмотрения не выдерживали нервы. С эмоциями не справилась член парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Анна Скороход, которая из-за игнорирования своих поправок коллегами заплакала прямо в сессионном зале.

Почему Украине крайне важно завершить процесс анбандлинга до конца 2019 года, как это повлияет на газовые переговоры с Россией, позволит ли избежать очередной газовой войны с северным соседом и что изменится для рядовых потребителей?

Что случилось?

Накануне Верховная Рада 341-м голосом приняла закон об анбандлинге "Нафтогаза", которым будет отделена транспортировка газа от его добычи и поставки. Документ предусматривает создание отдельной компании – "Оператор ГТС".

Транзит газа под вопросом. У нас есть запасной вариант?

Новый оператор должен получить независимость не только от бывшего владельца – "Нафтогаза", но и от любых других воздействий со стороны производителей и поставщиков газа и электричества, в частности через вертикаль органов государственной власти.

Короткая справка

ГТС Украины – одна из крупнейших в мире газотранспортных систем. Она выполняет две основные функции: обеспечение газом внутренних потребителей и транзит голубого топлива через украинскую территорию в страны Западной и Центральной Европы.

Общая длина газопроводов Украины составляет 38 тыс. км, что практически равняется длине экватора Земли.

Функционал ГТС:

- транспортирует газ из украинских месторождений украинским потребителям;

- поставляет в Украину газ от европейских поставщиков;

- перекачивает российский газ в страны ЕС.

В структуру ГТС входят:

- газопроводы (в том числе магистральные);

- компрессорные станции и цехи;

- газоперекачивающие агрегаты;

- подземные хранилища газа.

По официальным данным "Нафтогаза" на 1 октября объемы транспортировки газа из РФ территорией Украины в европейские страны и Молдову с начала года составили 66,3 млрд куб. м.

Поступления природного газа в ГТС от предприятий газодобычи Украины с начала года составили 15,5 млрд куб. м.

По магистральным трубопроводам с начала года украинским потребителям всех категорий было доставлено 17,9 млрд куб. м.

Что такое анбандлинг? Кому он нужен?

Это одно из основных требований ЕС к Украине и необходимая предпосылка для заключения нового транзитного контракта с Россией. Фактически анбандлинг – это система внутренней корпоративной реорганизации для разделения видов бизнеса.

Украина в рамках договоренностей с Европейским энергетическим сообществом несколько лет назад обязалась разделить транспортировку, хранение, добычу и продажу газа. До этого все эти функции выполняли "Нафтогаз" и его дочерняя компания "Укртрансгаз".

Сценариев отделения ГТС от "Нафтогаза" было два. На первом настаивал бывший премьер Владимир Гройсман, на втором – руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев. Разный взгляд на анбандлинг еще больше охладил отношения Коболева и Гройсмана.

Какие модели предлагались?

Ключевым расхождением в этом вопросе стал контроль за газотранспортной системой, дающий право распоряжаться миллиардами долларов. Речь идет о доходах от транзита газа и возможности влиять на тендеры оператора путем проведения закупок.

Кабмин предлагал сценарий, согласно которому контроль над "трубой" получило бы правительство (модель Ownership Unbundling), а в "Нафтогазе" оптимальной считали модель с ISO (Independent System Operator) – независимым оператором, который будет пользоваться ГТС на правах концессии. По этому сценарию решение об операторе ГТС должно было принимать государство (Минфин).

Находясь в кресле премьера, Гройсман заявлял о необходимости завершения анбандлинга на условиях правительства до конца 2019 года, однако этого не произошло. После смены власти процесс начал двигаться быстрее, правительство и НАК почти сразу заявили о достижении компромисса.

Какую модель выбрали и почему именно эту?

Правильное решение оказалось где-то посередине. По словам министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржеля, анбандлинг будет происходить по модели ISO с переходом в OU.

Сделано это было для того, чтобы устранить противоречие, которое существовало в позициях "Нафтогаза" и правительства Гройсмана и тормозила процесс анбандлинга.

Когда состоится отделение?

Согласно модели ISO, активы ГТС до 1 января 2020 году должны остаться в собственности "Нафтогаза", а управление этими активами с 1 ноября перейдет в сферу компетенции независимого оператора – ООО "Оператор ГТСУ", "дочки" "Укртрансгаза".

Оператор ГТС будет передан ОАО "Магистральные газопроводы Украины", которое перейдет в корпоративное управление Минфина.

После отделения модель ISO с 1 января 2020 должна превратиться в OU: "Нафтогаз" потеряет право собственности на газотранспортную систему, а правомочным владельцем станет государство (Минфин). Так должен завершиться процесс анбадлинга.

Не означает ли это, что Украина в будущем может потерять контроль над ГТС?

По словам Коболева, законопроект об анбандлинге гарантирует сохранение газотранспортной системы Украины в государственной собственности и предусматривает расширение контроля национального энергетического регулятора за деятельностью оператора ГТС.

ГТС будет сохранена в государственной собственности – не предвидится никаких изменений этого статуса. Она будет находиться в управлении оператора на основании соглашения хозяйственного ведения. В свою очередь, оператор ГТС будет принадлежать ОАО "Магистральные газопроводы Украины", владельцем которого является Министерство финансов, – сказал он.

В то же время Коболев предложил парламентариям сохранить возможность привлечения международных партнеров к управлению оператором ГТС по согласованию с Верховной Радой.

Важно сохранить право Верховной Рады, закрепленное в законе "О рынке природного газа", для привлечения к оператору ГТС, по согласованию парламента, партнеров с долей до 49%...Это не меняет сути, ведь без решения парламента ничего не произойдет. Однако с точки зрения переговоров с зарубежными партнерами мы оставляем окно возможностей и доводим конструктивность наших подходов, – отметил руководитель "Нафтогаза".

Говорят, это может повлиять на переговоры с Россией?

Украинские чиновники утверждают, что принятие закона улучшит переговорную позицию Киева на ближайших газовых переговорах с "Газпромом" по транзитному контракту.

“Северный поток – 2“: убытки на 15 лет вперед

Дело в том, что Украина настаивает на подписании контракта на основе европейских правил, а для этого необходимо создать независимого оператора, который подпишет договор с российским монополистом. По мнению эксперта Геннадия Рябцева, принятие закона существенно не повлияет на газовые переговоры, но может их немного ускорить.

Создание независимого оператора, сертифицированного по европейским правилам, может иметь положительное влияние. Принятие закона – это лишь один из шагов к его созданию…Есть план разделения этих функций, который прописан в правительственном постановлении. Согласно ему, все работы должны быть завершены до 31 декабря 2019 года. Я очень сомневаюсь, что в отведенный срок удастся завершить все процедуры и создать юридическое лицо, которое будет иметь все полномочия для подписания контракта, – заявил эксперт.

Иного мнения президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар.

Мне кажется, успеют, я не вижу никаких непреодолимых препятствий. Могут быть разве что определенные технические нюансы, – говорит Гончар.

Гончар соглашается, что на переговорную позицию Украины это не повлияет.

Не надо исходить из того, что Россия будет довольна. Они будут искать элемент несоответствия, так как решение о создании кризисной ситуации уже есть, и отказываться от него никто не планирует, – говорит он.

Если российский газ пойдет в обход Украины, нужен ли тогда анбандлинг?

Нужен. Завершение анбандлинга – это требование соглашения об ассоциации с ЕС и договора о присоединении к Энергетическому сообществу.

После завершения процесса "Нафтогаз" перестанет быть монополистом в магистральной транспортировке газа. С 1 января 2020 года НАК должен потерять влияние на операционную деятельность нового независимого оператора.

Мы делаем анбандлинг не для России или Европы, мы делаем это для себя. Надо из этого исходить, а не из того, как угодить кому-то, – заявил Гончар.

А что потом? Как можно привлечь инвестора?

Разговоры об этом идут не первый год, однако ничем конкретным они не завершились. Год назад Коболев оценил стоимость ГТС в $14 млрд. При этом он признался, что у европейских партнеров нет желания покупать долю "трубы" по такой цене.

В разные времена украинской ГТС интересовались десятки европейских газовых консорциумов. Среди них консорциумы из Словакии и Италии – Eustream и Snam, Нидерландов и Франции – Gazunie и GRTgaz, компании из Польши – GAZsystem, Греции – Desfa, Испании – Reganosa, Германии – Verbunddnelz Gaz AG, Бельгии – Fluxys, Румынии – Transgaz.

Зачем это инвестору? Что он от этого получит? А если транзита не будет? Кроме того, сохраняются риски через большую политическую, экономическую и военную неопределенности. Я не вижу серьезного инвестора, который бы пришел в Украину в последние пять-шесть лет. Наоборот – из Украины выходили компании с большими именами, которые работали в нефтегазовой сфере, – заявил Рябцев.

Гончар отметил, что ГТС остается в государственной собственности, но это не является препятствием для создания тех или иных форм консорциума по управлению с участием третьей стороны.

Заинтересованные стороны есть, но они хотели прийти на условиях "мы поруководим и передадим свой бесценный опыт". Так управлять мы и сами умеем. Если бы они были готовы инвестировать в модернизацию – это другой разговор, – сообщил он.

Что мне от анбандлинга как потребителю?

Обычный украинец с оператором магистральных газопроводов не взаимодействует, поэтому прямого влияния на потребителя не будет.

Потребители почувствуют это на локальном уровне. Речь идет о анбандлинге на уровне облгазов. Клиент будет получать две квитанции: одну – от газосбытовой компании, другую – за доставку газа, – заявил Гончар.

Итак, была одна квитанция, а станет две. Во многих регионах общая сумма будет больше предыдущей.

По словам Рябцева, анбандлинг – это возможность построить прозрачный и конкурентный рынок.

Любой конкурентный рынок предполагает борьбу за потребителя, а это ведет к улучшению качества услуг и снижения цен. Если проводить аналогию с рынками стран Восточной Европы, то там первые два-три года цены были такими же, как и до отделения, или чуть выше, но они не повышались. Впоследствии происходило снижение цен. Если Украина пойдет по пути стран Восточной Европы, поддерживать развитие конкуренции, защищать права потребителей, то у нас может сформироваться конкурентный рынок, который будет способствовать снижению цен и повышению качества услуг, – говорит эксперт.

Во время голосования за законопроект заплакала депутат. Что это было?

При рассмотрении законопроекта в сессионном зале не смогла сдержать эмоций и заплакала член парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Анна Скороход.

Это произошло во время рассмотрения предложенной ею правки № 161. Она убирает из законопроекта положение о том, что решения Минфина не могут быть отменены Кабмином. Депутат из фракции "Слуга народа" Скороход настаивала, чтобы комитет согласовал внесение этой поправки на рассмотрение, однако этого не было сделано.

Председатель парламента Дмитрий Разумков уточнил у депутата Андрея Геруса позицию комитета по этой поправке. Герус сообщил, что она была отклонена, однако поправку вынесли на голосование. В сессионном зале она была провалена, за нее проголосовали 158 депутатов.

До этого депутаты отклонили еще с десяток правок.

Большинство из них были направлены на то, чтобы "сломать анбандлинг", – заявил изданию один из членов энергетического комитета парламента.

По его словам, Скороход подавала правки синхронно с Юлией Тимошенко. Большинство поправок, как убедилось издание, почти идентичны с правками лидера БЮТ.

Тимошенко во время голосования вышла и поддержала закон, не сказав об этом Скороход. Та осталась одна со своими поправками, – отметил собеседник издания.

То есть ее слезы касались общего отношения коллег ко всем предложениям депутата, а не конкретной поправки, при рассмотрении которой Скороход дала волю эмоциям. Был ли здесь сговор с БЮТ, точно не известно.

Кстати, гражданским мужем Скороход является российский банкир Алексей Алякин, который ранее имел общий бизнес с Павлом Фуксом, переехавшим из РФ в Украину.

Россия объявила Алякина в международный розыск через мошеннические действия в банке "Пушкино", которым тот владеет. В Украине российского банкира задержали осенью 2018 года. Прокуратура РФ ранее направляла в Украине запрос на его выдачу, однако суд отказал российскому МИДу в его экстрадиции и обязал вернуть отмененное ранее украинское гражданство бизнесмена.

В Украине Алякин владеет ООО "Строительный комбинат" Прогресс", где ранее работала Скороход.

Экономическая правда