26-07-2019 15:40

Телеложь о медреформе

Реально ли в одну получасовую программу на телевидении вместить 10 откровенно манипуляционных и лживых утверждений о медреформе?

Вполне. Если политическая целесообразность берет вверх над желанием объективно показать аудитории, что происходит в медицине на самом деле.

VoxCheck провел фактчекинг программы "Зворотній бік" от канала 112.

Миф 1. О модели системы здравоохранения

ЛОЖЬ 

Ульяна Супрун заявила сразу (когда стала и.о. министра – прим.) – украинская медицинская система недееспособна и реанимации не подлежит. Единственный выход – строить американскую модель.

6:18-6:28

VoxCheck не нашел ни одного подтверждения, что Супрун собирается строить американскую модель системы здравоохранения. Вместо этого она неоднократно подчеркивала, что для Украины МОЗ взял практику европейских стран, а также Канады и Великобритании и теперь строит собственную смешанную модель системы здравоохранения.

Например, в интервью ВВС в январе 2017 (Супрун стала министром в августе 2016) она заявила, что в Украине должна быть не американская медицинская модель, а "похожая на британскую".

В января 2019 года на своей фейсбук-странице Супрун описала все недостатки американской модели и подтвердила: это не та система, которая строится в Украине.

Миф 2. О системе неотложной медицинской помощи

МАНИПУЛЯЦИЯ

Доктор Супрун упорно принялась расчищать место для своих инноваций. Начала с реформы неотложной медицинской помощи. Отныне скорая приезжает к украинцам лишь тогда, когда температура за 40. Остальное – проблемы самих пациентов независимо от возраста.

6:30-6:46

На самом деле таких изменений в систему неотложной медицинской помощи ни Минздрав, ни Супрун не вводили.

Еще с 2009 года существует перечень симптомов, утвержденный Приказом Минздрава № 307, которые могут свидетельствовать о необходимости экстренной помощи. Это, например, внезапное расстройство дыхания, потеря сознания, боль в области сердца, значительное наружное кровотечение и тому подобное. То есть скорая приезжает далеко не только в случаях высокой температуры.

В случае острого респираторного заболевания скорая действительно может не посетить такого пациента, ибо предполагается, что при необходимости пациент может добраться до врача самостоятельно. Такая практика распространена также в западных странах – в частности в Скандинавских странах, Прибалтике, Великобритании, Германии и других.

Однако, в то же время, в Украине до сих пор фиксируется до 70% непрофильных вызовов, когда люди вызывают скорую из-за повышенного давления, незначительной температуры или обычной головной боли.

В таких случаях человек может сам прийти в больницу или просто связаться с семейным врачом.

Миф 3. Об обновленной скорой помощи

ЛОЖЬ

... если есть серьезная угроза жизни, то задача обновленной (украинской – прим.) скорой – только доставить пациента в ближайшую больницу.

7:33-7:40

Согласно ст. 35 Закона Украины "Основы законодательства Украины об охране здоровья", скорая не только доставляет пациента в ближайшую больницу.

Экстренная медицинская помощь предусматривает предоставление "неотложных организационных, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизации последствий такого состояния на его здоровье".

Причем в своих материалах МОЗ ссылается именно на этот закон, а также на приказ № 370, утвержденный еще в 2009 году, задолго до назначения Супрун.

Так что же реально сделала Ульяна Супрун?

Миф 4. О скорости оказания медицинской помощи

ЛОЖЬ

А вот доставка пациента (скорой помощью – прим.) в Америке – 10-15 минут максимум, а у нас час и полтора бывает. В заторах, а тем более в селе по тем дорогам. А компетенция парамедика – это 15-20 мин максимум, дальше нужно квалифицированную помощь оказывать.

7:50-7:58

Согласно нормативам, определенным в Приказе МОЗ № 370 от 2009 года, экстренная медицинская помощь оказывается в течение 10 минут в городской местности и 20 минут в сельской местности. Но, конечно, это не исключает случаев, когда скорые приезжают к пациентам с задержкой.

Исследование МОЗ (методологию для которого утверждала ВООЗ) по результатам 2018 показало, что:

  • среднее время реагирования скорой на вызов (с момента получения уведомления бригадой и до первого контакта с пациентом) составляет 8,5 минут;
  • в пределах 10 минут осуществляются 56% от всех вызовов;
  • в пределах 20 минут осуществляются 94% от всех вызовов.

В Америке нет единого федерального законодательного акта, который бы устанавливал требование к приезда скорой.

Американские исследования показывают, что скорая в США приезжает в среднем через 7 минут после вызова в городской и пригородной местности и в течение 14 минут в сельской местности.

В то же время были также зафиксированы случаи, когда скорую пришлось ждать полчаса.

Миф 5. О туберкулезных диспансерах

ЛОЖЬ

Она (Ульяна Супрун – прим.) заявила, что туберкулез надо лечить амбулаторно, зачем нам диспансер, зачем нам лечебные учреждения, зачем нам противотуберкулезные кабинеты. И все это начало закрываться. Смотрите, в Киеве, например, нет Печерского, Шевченковского, Соломенского противотуберкулезного диспансера.

16:06-16:25

Ульяна Супрун действительно заявляла, что в рамках медицинской реформы учреждения здравоохранения будут переходить на амбулаторное лечение туберкулеза, поскольку оно более ориентировано на клиента.

Но это неправда, что противотуберкулезные диспансеры закрывали по ее решению. Еще в 2013 году (задолго до назначения Супрун) Печерский, Шевченковский и Соломенский диспансерные отделения объединили путем создания территориального медицинского объединения "Фтизиатрия".

Миф 6. О международных закупках

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

На самом деле первый большой шаг в этом направлении (борьбе с фармакологической мафией – прим.) сделал предшественник Супрун – Сандро Квиташвили. Во времена его руководства государственные закупки медпрепаратов начали проводить через такие международные организации, как Crown Agents, UNICEF и ООН. Вместо этого Ульяна Супрун вообще ввела монополию по госзакупках лекарств у иностранных посредников.

16:44-17:04

Государственные закупки медикаментов через три международные организации начались в 2015 году при Квиташвили, а при Ульяне Супрун перечень программ, по которым закупки проводят международники (причем те же) расширили: сейчас они закупают медикаменты практически по всем государственным программам.

Но можно назвать передачу закупок международным организациям монополией? На самом деле нет.

Во-первых международные организации осуществляют закупки за средства государственного бюджета, то есть общенациональные. Но также существуют закупки за средства местных бюджетов, которые не проходят через международные организации.

Во-вторых, привлечение международных организаций – временное решение, о чем в Минздраве неоднократно заявляли. А 25 октября Минздрав зарегистрировало новое государственное предприятие, которое после тестового режима станет централизованной закупочной организацией, которая переберет на себя функции международных организаций.

Миф 7. О коррупции в закупках

ЛОЖЬ

Супрун вывела коррупцию в системе здравоохранения, которая была раньше, на международный уровень, привлекая как субъектов этой коррупции международные организации в виде региональных представительств.

17:08-17:25

С одной стороны отчет Счетной палаты свидетельствует о том, что коррупционные риски в сфере закупок полностью не устранены.

Но с другой стороны передача закупок международным организациям привела к значительной экономии бюджетных средств (около 40%), то есть фактически к уменьшению коррупции и неэффективности.

Кроме того, в конце 2017 года Центр противодействия коррупции сравнил закупки медикаментов через международные организации и через региональные учреждения за средства местных бюджетов. Переплаты за лекарства во втором случае достигали 295% (ст. 18 отчета ЦПК).

Миф 8. О сроке годности лекарств

МАНИПУЛЯЦИЯ

Поставка (лекарств – прим.) растягивается на год и более. Таким образом, срок годности части препаратов просто заканчивается.

17:35-17:45

По данным Счетной палаты, в 2015-2017 годах между предоплатой и поставкой в отдельных случаях проходило 20 месяцев. Хотя стоит добавить, что проблемы эти образовались из-за провала закупок в 2014-2015 годах.

Проблемы с неиспользованием лекарств до истечения срока годности касаются лишь 0,2% объема продукции.

Как свидетельствует отчет Счетной палаты, связано это не с запоздалым снабжением, а с бесхозяйственностью больниц на местах.

Миф 9. О предоплате за услуги международных организаций

ЛОЖЬ

В нарушение Бюджетного кодекса, который предусматривает в исключительных случаях осуществлять предоплату в размере не более, чем 40% от стоимости контракта, по всем контрактам, которые заключает Супрун, предоплата 100% в валюте.

17:45-18:02

Положение о предоплате в размере максимум 40% стоимости контракта в Бюджетном кодексе нет. Предоплата за товары и услуги, которые закупают за бюджетные средства, регулируется соответствующим постановлением Кабмина.

Оно позволяет делать полную предоплату за медицинские закупки у международных организаций на год вперед.

До 2018 года закупки действительно происходили со 100-процентной предоплатой. Однако в 2018 году МОЗ внесло изменения в контракты с международными организациями, отныне оплата будет происходить поэтапно.

Миф 10. О результатах аудита эффективности международных закупок

ЛОЖЬ

В 2017 году Счетная палата провела аудит эффективности международных закупок за период с 2015 года по первое полугодие 2017 года. Проверка показала, что процедуру закупок проводили с многочисленными нарушениями. В частности, заказанные лекарства были с истекшим сроком использования. Закупали медикаменты для детской онкологии, но не предназначенные для лечения детей. Также министерство делало непрозрачный отбор специализированных организаций, осуществлявших закупки.

18:05-18:35

В отчете Счетной палаты действительно были некоторые претензии относительно прозрачности и объективности международных закупок в 2015-2017 годах. Хотя в то же время там отмечалось, что экономия средств от передачи закупок лекарств международным организациям составила до 40%, что свидетельствует об эффективности их работы.

Замечания по срокам годности лекарств также были, но касались лишь 0,2% объема продукции. Как свидетельствует отчет, связано это не с запоздалым снабжением, а с бесхозяйственностью больниц на местах.

О лекарствах, непригодных для лечения онкологии у детей, в отчете речь не шла вообще.