05-07-2019 14:35

Гибель российских подводников в Баренцевом море: вопросы без ответов

В результате очередного ЧП погибли 14 российских подводников.

Авария произошла 1 июля и вся информация о ней строго засекречена.

Минобороны РФ до сих пор не озвучило, на каком плавательном средстве произошел инцидент и где точные координаты места происшествия.

Что известно?

По официальным данным, 1 июля на борту подводного аппарата российского ВМФ произошел пожар, в результате которого погибли 14 военных моряков.

Минобороны РФ сообщило о происшествии лишь 2 июля. По сообщению министерства, инцидент произошел «в российских территориальных водах на научно-исследовательском аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота». Загадочный аппарат проводил «батиметрические измерения».

После ликвидации последствий пожара судно вернулось своим ходом в военно-морскую базу Североморск (Мурманская область).

3 июля в Североморск прибыл министр обороны РФ Сергей Шойгу, который сообщил, что на борту был как минимум один гражданский специалист.

Из отсека, охваченного огнем, в первую очередь эвакуировали гражданского представителя промышленности, задраили за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара по всему глубоководному аппарату, а сами до конца боролись за живучесть корабля, – сказал министр на брифинге.

В тот же день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков на пресс-конференции в Москве заявил, что некоторая информация о случившемся является государственной тайной и не будет обнародована.

Это относится к категории абсолютно секретных данных, поэтому здесь абсолютно нормально, что это не раскрывается, – заявил Песков.

Список моряков, как ни странно, опубликован не был, но были озвучены воинские звания.

Большинство погибших оказалось старшими офицерами – семь капитанов 1-го ранга, три капитана 2-го ранга, два капитана 3-го ранга, капитан-лейтенант и подполковник медицинской службы (среди них – два Героя России).

При этом после заявлений высокопоставленных российских чиновников возникло больше вопросов, чем ответов.

Что это за судно?

Из официальных заявлений понятно только то, что аппарат глубоководный.

После сообщения об аварии в различных российских СМИ были опубликованы свои версии.

В первой версии речь шла о глубоководной автономной станции проекта 10831. Бортовой номер – АС-31 (или – АС-12), неофициальное название – «Лошарик». Проект остается секретным до сих пор, о технических характеристиках известно мало и практически отсутствуют фото.

лошарик

Судно не относится к Северному флоту и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ (ГУГИ или «подводная разведка»), которое подчиняется непосредственно министру обороны РФ.

Аппарат оснащен малогабаритным ядерным реактором, не несет штатного вооружения и способен погружаться на глубины 3-6 км (точные данные неизвестны).

По мнению экспертов НАТО, аппараты проекта 10831 одни из самых малозаметных и бесшумных российских подлодок. Способны находиться на океанском дне большей части мирового океана, а с помощью специальных приспособлений могут даже передвигаться по морскому дну.  

Всего в СССР и России было построено до 7 аппаратов такого типа. Судя по всему, станция может решать довольно разные задачи – от глубоководных исследований и спасательных работ до проведения разведки, перехвата информации с подводных межконтинентальных кабелей (а также их уничтожение), выведению из строя датчиков SOSUS (гидроакустической противолодочной системы США), постановке глубоководных мин, в том числе ядерных.

Для выполнения таких задач «Лошарик» предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.

Вторая версия: атомная подлодка проекта 09786 («Оренбург» или «Подмосковье»), которая является носителем АС-31 и в основном доставляет его к месту выполнения задачи при продолжительных и дальних миссиях.

В пользу первой версии сразу появилось подтверждение – фотография, которая появилась в соцсетях после ЧП. На фото стенд с портретами и данными моряков, которые являлись членами экипажа АС-31, а не подлодки-носителя, и погибли 1 июля при пожаре на борту судна.

лошарик

Где произошел инцидент?

Большинство изданий и экспертов заявляют, что инцидент скорей всего действительно произошел в территориальных водах России.

Наиболее вероятное место – акватория морского полигона Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря.

Что случилось?

Самая распространенная версия – проблемы с электрооборудованием. Наиболее вероятной причиной пожара считают короткое замыкание в электрических сетях станции, возможно – взрыв или замыкание в аккумуляторных батареях.

В частности о взрыве заявляли норвежские и некоторые российские СМИ, а из других источников известно, что некоторые выжившие члены экипажа станции находятся в госпитале с контузиями. Количество пострадавших, но оставшихся в живых моряков, российской стороной не сообщается.

В российском Минобороны факт взрыва отрицают.

Установлено основная причина происшествия – это пожар в аккумуляторном отсеке, и дальше он получил некое распространение, - доложил Шойгу российскому президенту.

Судя по всему реактор не пострадал. По крайней мере, ведомство Норвегии по вопросам радиации и ядерной безопасности не зафиксировало повышенного уровня радиации в районе аварии. Аналогичные данные Норвегии передала и российская сторона.

Ядерная энергетическая установка на данном аппарате полностью изолирована и безлюдна. Плюс к этому, действиями экипажа выполнены все необходимые мероприятия по защите установки, она полностью в работоспособном состоянии, – добавил Шойгу.

Что известно о погибших?

Список погибших моряков был официально обнародован лишь 3 июля.

Согласно этому списку погибли: Герой России, капитан 1-го ранга Денис Долонский; Герой России, капитан 1-го ранга Николай Филин, капитан 1-го ранга Владимир Абанкин, капитан 1-го ранга Андрей Воскресенский, капитан 1-го ранга Константин Иванов, капитан 1-го ранга Денис Опарин, капитан 1-го ранга Константин Сомов, капитан 2-го ранга Александр Авдонин, капитан 2-го ранга Сергей Данильченко, капитан 2-го ранга Дмитрий Соловьев, капитан 3-го ранга Виктор Кузьмин, капитан 3-го ранга Владимир Сухиничев, капитан-лейтенант Михаил Дубков и подполковник медицинской службы Александр Васильев.

Как минимум один погибший – выходец из Украины. Это – 47-летний Андрей Воскресенский, уроженец Севастополя.

По информации издания «Коммерсант» все проходили службу в секретной воинской части 45707, которая дислоцируется в Петергофе. Эта часть включает в себя отряд гидронавтов и имеет научно-исследовательскую лабораторию.

Почему все остались в отсеке?

Согласно официальной версии моряки сами задраили люк, чтобы не допустить распространения пожара и до конца боролись за живучесть корабля.

Сразу после вывода гражданского специалиста из отсека Дмитрий Соловьев задраил люк для нераспространения огня по всему глубоководному аппарату. Затем офицер продолжил бороться за живучесть корабля в аварийном отсеке вместе с другими членами экипажа, – заявил Сергей Шойгу.

Задраивание люка при пожаре – обязательное требование инструкции «Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки. РБЖ-ПЛ-82». Об этом сообщил ВВС военный эксперт Виктор Мураховский.

Это означает, что они предотвращают (в том числе и ценой своей жизни) дальнейшее распространение аварийной ситуации, которая может привести к гибели корабля, – объяснил эксперт.

Неясным остается вопрос: почему все моряки, которые находились в отсеке, погибли. Если был открытый огонь – почему опытные офицеры не смогли его потушить? Если погибли от угарных газов – почему не воспользовались индивидуальными средствами защиты?

Откуда гражданский?

Минобороны такую информацию не комментирует.

Однако присутствие гражданских специалистов на борту атомных подлодок – явление не редкое.

Это прикомандированные с предприятий люди. Обычно либо после ремонта они проверяют исправность оборудования, либо новое оборудование устанавливается, либо требуется снять текущий параметр установленного оборудования на лодке. Как правило, в этом случае в экипаж прикомандировывается гражданский специалист, – рассказал Мураховский.

Почему только офицеры?

Поскольку все засекречено, то мнения расходятся.

Капитан 1-го ранга – это звание, которое соответствует должности командира атомной подводной лодки или тяжелого авианесущего крейсера. Такие люди обычно командуют большими коллективами.

Однако экипаж действительно мог выполнять сугубо мирные задачи и состоять из профессионалов, служащих не один десяток лет и выполняющих сложные задачи.

Мировой океан – гораздо более неизведанное и опасное пространство, чем, например, ближний космос. Океан, в отличие от космоса, оптическими приборами не просматривается, особенно на больших и сверхбольших глубинах. Радиолокацией он вообще не исследуется. Эта среда гораздо более неоднородная, чем, например, высшие слои атмосферы и космос, – сообщил Мураховский.

Другие варианты: комиссионное испытание нового оборудования или секретная задача, о которой вряд ли кто-то узнает всю правду.

Какую же задачу выполнял аппарат?

Наиболее интересные версии изложило издание Lenta.ru.

Исследования дна

Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией.

Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.

Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.

Интересы Китая

В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I.

Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа.

Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами.

Хотя, по мнению издания, такой сценарий выглядит надуманным.

«Посейдон»

Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон».

Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов».

Спуск К-329 «Белгород» на воду на состоялся в этом году, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Испытания систем вооружения

Возможно, в мероприятиях в Баренцевом море отрабатывалось взаимодействие различных систем оружия, проводилась демонстрация работы таких систем, подготовка к таким работам или устранялись последствия удачных или неудачных испытаний прототипов перспективных вооружений.

Учебно-боевая задача

Еще один вариант применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне.

Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS, расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.

Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, о чем заявили в Военно-морском институте США. По мнению учреждения, авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок «подводной разведки» – предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ.

Развертывание систем слежения

Наиболее вероятный вариант по версии издания. Сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналога SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).

Без такой системы Минобороны РФ фактически не в состоянии в собственных арктических водах отследить и идентифицировать иностранные субмарины.

Прямым следствием такой ситуации является то, что без системы подводного наблюдения никакого стратегического преимущества «Кинжалы» и «Авангарды» обеспечить России не могут, а носитель с «Посейдоном» просто не успеет при необходимости покинуть пределы российских территориальных вод.

Учебный поход

Такую версию озвучили российские «Известия».

По мнению издания, помимо исследований морского дна, экипаж сдавал зачеты на самостоятельное плавание.

Моряки обязаны ежегодно сдавать специальные экзамены, чтобы подтвердить свою квалификацию. Если испытания проходят успешно, экипаж допускают к реальным задачам. По мнениям экспертов что помимо этого подводники на «Лошарике» отрабатывали сложные маневры возле дна: постановку аппарата на грунт и лавирование в нескольких метрах от дна.

Так или иначе, всю правду мировая общественность вряд ли узнает. И эта трагедия обрастет новыми загадками, как в случае с АПЛ «Курск».