04-06-2019 11:10

Картину Петрова-Водкина продали в Лондоне за рекордную сумму.ОБНОВЛЕНО

Картина будет выставлена в пространстве аукционного дома Christie's 16 и 17 мая

Картину «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина продали на лондонском аукционе Christieʼs за 9,3 млн фунтов (11,7 млн долларов).

Об этом пишет пресс-служба аукциона.

Christieʼs открыл 3 июня неделю торгов предметами русского искусства в Лондоне. В первый же день натюрморт стал самой дорогой картиной, проданной на таких аукционах.

В Christie's отметили, что "эта картина поражает зрителя дерзким использованием насыщенных чистых цветов, оптических приемов и, прежде всего, новаторским подходом к перспективе, снискавшим Петрову-Водкину славу одного из ведущих мастеров русского и мирового искусства ХХ века.

Напомним, «Кролик» Джеффа Кунса ушел с аукциона за рекордные $91 млн. ФОТО

Эстимейт картины - $1,4-2 млн.

Кузьма Петров-Водкин закончил «Натюрморт с сиренью» в 1928 году. В 1932 году ее показали на XVIII-й Венецианской биеннале и на 27-й международной выставке живописи, организованной Институтом Карнеги в США. С тех пор ее больше не выставляли, так как она попала в частную коллекцию.

Ранее сообщалось, что картина импрессиониста Клода Моне серии "Стога сена" продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 110,7 млн долларов.

Справка: Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».

Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее. А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков. Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам.

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.

В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».

Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.

Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.