20-05-2019 14:10

Правительственная модель анбандлинга несет критическую угрозу Украине, – Витренко

Подход к отделению деятельности по транспортировке газа (анбандлинг), который озвучил премьер-министр, несет критическую угрозу.

Об этом написал в своем Facebook директор по развитию бизнеса Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.

Понимаю, что сейчас все внимание будет приковано к первым указам Президента и выборам в Верховную Раду.

Но и вопрос нового Стокгольмского арбитража не может быть забытым даже на следующие 2-3 месяца, поскольку потом будет поздно…

Подход к отделению деятельности по транспортировке газа (анбандлинг), который озвучил премьер-министр, несет критическую угрозу, что вместо того, чтобы получить более 11 млрд долларов от просмотра транзитного тарифа, мы должны будем вернуть «Газпрому» 3 млрд долларов по решению нового арбитража
, – отмечает он в своем посте.

При этом Витренко подчеркивает, что это станет огромной проблемой для нового правительства, для президента и для всей Украины.

Особенно это будет проблемой на фоне вполне ожидаемой полной потери транзита уже в следующем году, с соответствующей потерей около четырех процентов ВВП и, как следствие, экономическим спадом, – подчеркнул топ-менеджер «Нафтогаза».

Учитывая, что российская сторона отказалась проводить трехсторонние переговоры в мае, то есть уже после избрания нового Президента Украины, на июнь переговоры тоже не были согласованы, то становится очевидным, что они сознательно затягивают этот процесс. И здесь спекуляции о влиянии выборов президента или парламента является лишь оправданиями, – пояснил он.

В то же время Витренко допускает, что в РФ могут ждать «решения Дании по «Северному потоку-2», из которого будет понятно, задержится его строительство на полгода, или он заработает с 1 января 2020 года, как запланировано.

Напомню, только один из трех вариантов прохождения «Северного потока-2», которые сейчас рассматривает Дания, приведет к задержке со строительством. И даже эта задержка не гарантирует Украине сохранения транзита – РФ может сознательно пойти и на сценарий, когда они просто ограничат поставки газа в Европу с контрактом минимумов, это приведет к повышению цен в Европе (и для Украины), и затем с позиции силы РФ будет давить на Европу чтобы препятствия для ПП2 были устранены, – спрогнозировал он.

По словам Витренко, именно «поэтому для нас, для Украины, так важно иметь возможность воспользоваться предусмотренным транзитному контракту правом на пересмотр тарифа в 2018-2019 годах для получения компенсации за ускоренную амортизацию и обесценение украинской газотранспортной системы как следствие потери транзита с 2020 года».

Соответствующие исковые требования пока определены на уровне $11-14 млрд.

Озвученный Премьер-министром выбор модели анбандлинга может не только лишить нас возможности получить компенсацию, а и привести к тому, что нас обяжут вернуть «Газпрома» $3 млрд.

И может так случиться, что новое правительство уже не сможет это исправить
, – заметил директор по развитию бизнеса НАК.

Наряду с этим Витренко констатирует, что, распространяемое правительством в прессе заявление Всемирного Банка, который, якобы, поддерживает стремление правительства отделить деятельность по транспортировке газа по модели "отделения собственности", «выглядит скорее как манипуляция общественным сознанием».

Ибо, как говорится, "дьявол в деталях".

Во-первых, такую модель можно реализовать и после окончания нового арбитража, а пока реализовать другую разрешенную европейским и украинским законодательством модель (ISO). Поэтому можно к этому стремиться, а такие стремления может поддерживать Всемирный банк.

Во-вторых, и самое главное, вопрос в том, кто берет на себя ответственность за утверждение, что такое решение правительства не приведет к негативным последствиям для нового арбитража?

Потому, что без этого заявления о поддержке любой модели анбандлинга теряют смысл
, – подчеркнул топ-менеджер «Нафтогаза».

Напомним, Гройсман требует от Коболева ускорить анбандлинг "Нафтогаза".

Как отметил глава правительства, анбандлинг необходимо провести по модели, принятой еще в июле 2016 года и основанной на обязательствах Украины перед Европейским энергетическим сообществом. Эта модель не требует внесения изменений в законодательство.

Модель ISO (Independent System Operator) - это когда газотранспортные активы остаются в "Нафтогазе", однако независимый оператор передается независимому органу или стороне. На этой модели настаивает глава НАК Андрей Коболев. По его словам, только эта модель обеспечивает защиту интересов Украины в рамках арбитража против российского "Газпрома" на сумму около $12 млрд, а также не требует приватизации ГТС Украины.

Модель OU (full ownership unbundling) - предусматривает вывод как оператора, так и ГТС за пределы группы "Нафтогаз".

Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" привлекла к подготовке анбандлинга экспертов европейских энергетических компаний.