24-01-2019 15:10

В одной из грамот об основании Московского Патриархата больше половины подписей поддельные

Бытие московской церкви в качестве автокефальной документировано соборными грамотами о признании патриаршего достоинства ее возглавителя.

Собор 1593 года был «вселенским»: в нем приняли участие все восточные патриархи. Однако сайт Правослвие.фм в качестве доказательства каноничности МП решил опубликовать Грамоту Константинопольского Собора об основании Московского Патриархата 1590 года.

Причем с торжественным комментарием: Кто подписал: сто шесть подписей: трех патриархов (константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония), сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов.

Об этом на своей странице в Facebook пишет российский религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев.

Увы, давно известно, что более двух третей подписей под этой грамотой поддельны, - констатирует он.

Нам известен, например, случай, когда в грамоте Константинопольского собора 1590 г., утвердившего существование Московского патриархата, из 106 подписей его участников не менее 65 подписей являются поддельными, сделанными чиновниками патриаршей канцелярии от имени отсутствовавших членов собора, и тем не менее сама грамота является подлинным соборным актом. Иеремия II, выехавший из Москвы в мае 1589 г. и возвратившийся в Константинополь лишь весной 1590 г., стремясь облегчить тяжелое материальное положение Константинопольской патриархии путем получения богатых денежных даров за утверждение Московского патриаршества, поторопился созвать собор и, несмотря на отсутствие большого числа его членов, утвердить соборпой грамотой поставление Иова; чтобы достигнуть цели и создать у русского правительства впечатяение того, что судьба Московского патриаршества решалась большим и представительным собором, чиновниками Константинопольской патриархии были воспроизведены подписи всех отсутствовавших членов собора, - приводит от выдержку из книги «Греческие грамоты советских хранилищ» Фонкича Б.Л.

В контексте этого он отвечает на вопрос : «А есть ли томос у Москвы?».

Ответ очевиден: «томос об автокефалии» - это совсем недавно сложившаяся традиция, берущая свое начало с 19 века. В предыдущие века томосы заменяла просто практика взаимного сослужения. Если некий патриарх спокойно сослужит с епископами, в назначении которых он участия не принимал – значит, он тем самым признал их каноничности, для которой не стала помехой их не-от-него-зависимость. Вряд ли такие томосы имели вне-имперские древние автокефальные церкви – грузинская, армянская (в периоды своего православия), сербская, болгарская, - пишет Кураев.

Напомним, Синод Вселенского патриархата принял решение предоставить Томос об автокефалии Православной церкви в Украине 
11 октября 2018 года. Церемония подписания Томоса состоялась 5 января 2019 года в Стамбуле.

Утром 6 января Вселенский патриарх Варфоломей передал предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию посох и Томос об автокефалии.

10 января Томос об автокефалии ПЦУ, который ранее в Стамбуле подписали члены Синода Вселенского патриархата, вернулся в Украину.

Он поясняет, что Собор 1593 года был «вселенским»: в нем приняли участие все восточные патриархи. И в отличие от соборных грамот 1560 и 1590 годов – тут все подписи были подлинными.

При этом он отмечает, что в официальном диптихе на сайте Фанара есть Русская Церковь во главе с Московским патриархом.

Торжественное подписание и вручение Томоса об автокефалии ПЦУ. ФОТО

Напомним, что около 70 приходов уже перешли из Украинской православной церкви Московского патриархата в Православную церковь Украины.