23-01-2019 19:26

Что даст украинской экономике ЗСТ с Израилем

На этой неделе Украина официально закрепила договоренности с Израилем о постепенном снижении пошлин и расширении торговли между нашими странами. Такую возможность украинцы получили благодаря заключенному соглашению о зоне свободной торговли.

Как повлияет такой формат сотрудничества на развитие украинской экономики?

Экономические эффекты

Для Украины Израиль не является доминирующим торговым партнером. В течение последних 5 лет годовые объемы экспорта украинских товаров в Израиль в среднем составляли $0,6 млрд (или 1% украинского экспорта) и $0,2 млрд (или 0,5%) украинского импорта. Такие пропорции сохраняются неизменными почти ежегодно. Интересно, что по отношению к Израилю Украина сохраняет позицию чистого экспортера: то есть объемы экспорта Украины превышают объемы импорта минимум на $0,4 млрд.

Кроме того, чистый экспорт обеспечивает приток валютной выручки в страну. Благодаря торговле с Израилем летний приток валютной выручки в Украину составил $ 0,4 млрд и был равнозначным объема чистого экспорта.

Если сравнить в объемах к выплатам по внешнему долгу Украины (110,5 млрд грн в 2018 году), то торговля с Израилем обеспечила 10% таких выплат в 2018 году. Учитывая то, что в 2019 и 2020 годах обязательства Украины по внешнему долгу составят уже 150 и 178, 5 млрд грн, для Украины будет важно привлекать валютную выручку через углубление торговых отношений со странами мира.

Преимущества для потребителей

В структуре торговли с Израилем 75% украинского экспорта (или $0,5 млрд в год) составляют зерновые культуры и черные металлы. При этом 70% украинского импорта из Израиля (или $0,1 млрд в год) составляют минеральные удобрения, топливо, химическая промышленность, пластмассы и полимеры, фармацевтическая продукция, оборудование, техника и приборы.

Среди этих товаров есть драйверы экономического роста Украины (зерно и черные металлы), а также товары, которые удовлетворяют потребности внутреннего потребления (топливо, фармацевтика, химпром, техника). Итак, углубление торговли с Израилем совпадает с потребностями потребителей: расширяет список самых насущных товаров и постепенно снижает их стоимость.

Для Украины торговля с Израилем - это дополнительная возможность расширить круг своих поставщиков и потребителей. Поскольку растет количество торговых партнеров, поставки товаров в Украине становятся менее рискованными, украинские потребители получают альтернативы и более широкий ассортимент. Последний аргумент является важным с точки зрения ценовой конкуренции, которая помогает потребителям переориентироваться на более дешевые товары.

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. За что боролся украинский народ?

Новые возможности для транспорта

Ежегодно товарооборот Украины с Израилем достигает 3,5-4 млн т. Подавляющее большинство (99%) этих грузов перевозятся морем, остальные - авиацией. В течение ближайших 5 лет, пока будут постепенно снижаться ставки пошлин между Украиной и Израилем, существенного прироста грузооборота не произойдет. А даже если и так, то при пропускной способности в 240 млн тонн в год морские порты Украины имеют запас в объеме дополнительных 100-105 т в год (в 2018 все украинские морские порты обработали 135 млн т грузов).

Что важно, в 2018 году в порты эти грузы (99%) доставляли грузовика. Места отправки грузов в/из Израиля значительно рассеяны и отдалены от основных узловых железнодорожных станций. Так что в случае удвоения (или утроение) объемов грузооборота с Израилем, Укрзализныця сможет взять на себя транспортировку до 40% этих грузов (дополнительных 3 млн т в год) и получить соответствующие доходы.

В целом либерализация внешней торговли между Украиной и Израилем окажет положительное влияние на экономику Украины и благосостояние (покупательную способность) украинцев. Это эффект будет усиливаться постепенно и лостигнет максимума в перспективе следующих 5+ лет.

Поскольку текущие объемы товарооборота между обеими странами невысокие ($ 0,8млрд в год), увеличение грузооборота с Израилем будет происходить постепенно. С точки зрения транспортной инфраструктуры увеличение грузооборота между двумя странами не создаст чрезмерной нагрузки на морской транспорт. Скорее, наоборот, позволит потенциально добавить 3-4 млн т в год.

Оксана Затворницкая, старший экономист Центра экономической стратегии, ЛІГА.Бизнес