14-11-2018 10:10

Гундяев еще в 90-е препятствовал автокефалии в Украине, – Кураев

Богослов и философ диакон Андрей Кураев в очередной раз уличил РПЦ МП во лжи на попытках сопротивления автокефалии православию в Украине.

В частности, Сerkvarium опубликовал интервью Кураева, в котором он рассказал о том, что еще в 90-е годы ХХ века Патриарх Алексий II мог предоставить автокефалию Украине, но помешал этому именно Гундяев.

Насколько я понимал позицию Патриарха Алексия II в начале 90-х годов, то он был не против автокефалии. Не потому, что он сторонник украинской идеи, а потому, что он считал: когда рушится все (а это было время распада СССР), нет смысла вести арьергардные бои по поводу Церкви. Тем более так единодушно митрополит Филарет провел Собор – все проголосовали за автокефалию, поэтому отчего же не отпустить их в свободное плаванье.

Переубедил его все-таки, скорее всего, митрополит Кирилл
, – подчеркивает диакон.

При этом он отмечает, что тогда не было каких-то иных центров силы, «которые могли бы в этом вопросе влиять на Патриарха». По его словам, «Ельцинскому государству тогда было это весьма безразлично, поэтому вряд ли было государственное давление».

РПЦ нужно смириться с автокефалией украинской церкви - патриарх Варфоломей

Наряду с этим Кураев акцентирует внимание на том, что «есть очень четкое отличие между позициями Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла.

Во время Патриарха Алексия II перед носом украинцев, желающих автокефалии, держали морковку. То есть официальные лидеры и спикеры Московской патриархии говорили: «Сейчас не время, но придет время благоприятно, вот-вот, уже скоро это произойдет, тем более что есть официальное решение Архиерейского Собора 1992 года, что следующий Поместный Собор несомненно это рассмотрит, потому что это вопрос величайшей церковной важности»...

А когда, в конце концов, созвали Собор, то там был только один вопрос в повестке дня – выборы нового патриарха (после смерти Алексия II – ред.), и уже не до Украины
, – констатирует богослов.

За это время, надо сказать, и УПЦ обвыклась с таким своим статусом реальной автономии... После первого откола, первого оттока потом было лет 20 относительной стабильности...

Неуютно им стало только с началом Майдана, особенно после 2014 года. И здесь время для реакции было упущено...

А самое печальное то, что сами церковные аналитики избрали наихудший из вариантов объяснения избранной ими модели. «Госдеп порчу навел на Украину». И наш телевизор в этом же ключе работает. Нет ни попытки понять собственный вклад в появление и нарастание кризисной ситуации, ни объективные процессы, скажем, этногенеза, рождения новой нации… Я имею в виду гражданскую нацию.

Все вышеперечисленное и происходит на наших глазах в Украине. Но важно понять, что это не просто происки австро-венгерского генштаба или Госдепа, а есть уже некая объективная востребованность этого у людей, которая возрастает по мере активного сопротивления с московской стороны
, – отмечает Кураев.

Самострел московского синода заставляет скорбеть не об Украине, а о России, – Кураев

Вместе с тем, это «сопротивление» перерастает уже в откровенную паранойю в попытках вылить побольше грязи на Вселенского Патриарха Варфоломея и попирании самих основ православия.  

Так, Андрей Кураев накануне в своем Facebook написал о том, что в российских церковных кругах распространяется "анекдот": Синод Вселенского Константинопольского Патриархата признал незаконным изгнание прародителей Адама и Евы из рая в результате так называемого "грехопадения".

Причем сам диакон напоминает, что именно «прощение» и является основой веры во Христа: Вообще-то, христиане именно так и считают. Приговор Адаму отменен через жертву Христа. Как говорил Иоанн Златоуст, во Христе мы обрели больше, чем потеряли в Адаме. Или Василий Великий: прежде, чем послать Сына Своего в мир, Бог отпустил грехи всем нам.

Однако, как сетует Кураев: Тема прощения в эпоху великой борьбы патриарха Кирилла с пуськами прочно забыта.