04-11-2018 11:55

Почему на российском «Суперджете» так мало летают?

Судьба первого российского пассажирского самолета, разработанного после краха СССР, — Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), похоже, так и останется безрадостной.

За все годы, которые самолет находится в эксплуатации, ни одна из использующих SSJ100 авиакомпаний так и не смогла добиться от него сколь-нибудь ощутимой экономической эффективности.

Журналисты ВВС проследили на сервисе Flightradar24 данные по перемещениям самолетов SSJ100 авиакомпаний «Аэрофлот», Interjet, «Ямал», «Газпром авиа» и «Азимут», которые используют в своем авиапарке самолеты этой модели.

Как выяснилось, по сравнению с самолетами других производителей, во всех этих компаниях Sukhoi Superjet летает в несколько раз реже.

Журналисты обратились к «Аэрофлоту» с просьбой прояснить причину такого положения дел, однако ответа до сих пор не получили.

Эксперт глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснил простои самолета общим спадом перевозок, который наступает у российских компаний после сезона отпусков, а также ошибками в оснащении своих парков.

Однако, ряд российских изданий уже писали о проблемах с послепродажным обслуживанием SSJ100 - дороговизне, нехватке и длительном сроке доставки запчастей. Бывали случаи, что, к примеру, «у "Аэрофлота" летало не больше трети парка».

ГСС частично признает проблему. В сентябре президент компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Рубцов заявил, производить самолеты, которые простаивают из-за отсутствия запасных частей и двигателей, - бессмысленно.

Правда, эксперты уверены, что авиакомпания относится к этому самолету, как некоей «социальной нагрузке». К тому же, во внутреннем документе «Аэрофлота» под названием «Состояние безопасности полетов в феврале 2018 года» утверждается, что с «Суперджетами» инциденты происходят чаще, чем с самолетами других моделей. Уровень их безопасности там был обозначен как «средний», а у всех самолетов Airbus и Boeing - «высокий».

Более того, руководство авиакомпании «Якутия» не исключает, что откажется от эксплуатации своих 5 «Суперджетов», из-за их низкой надежности, по причине которой «Якутия» «провалила лето».

По данным газеты «Ведомости», в 2016 году средний налет Sukhoi SuperJet 100 составил 3−3,7 часа в сутки, что в три раза ниже по сравнению с зарубежными самолетами, эксплуатируемыми в России.

По данным издания, ссылающегося на собственные информированные источники, у основного эксплуатанта SSJ100 — «Аэрофлота» — половина находящихся в парке SSJ100 не поднимаются в воздух, из-за чего авиакомпании приходится менять маршрутную сеть. При этом средний налет «Аэрофлота» на SSJ100 составляет чуть более 3 часов в сутки.

Не лучшим образом обстоят дела с Sukhoi SuperJet 100 у второго крупнейшего эксплуатанта этого самолета в России — «Газпромавиа». У него SuperJet летает в среднем около 2,1 часа в день.

Однако даже эти показатели не идут в сравнение с налетом самолетов иностранного производства. У российских авиакомпаний в прошедшем году он составил около 9 часов в день, а у иностранных лоукостеров и того более — 12−13 часов.

И вот на днях стало известно, что бельгийская авиакомпания Brussels Airlines отказывается от эксплуатации российских Sukhoi SuperJet. Их заменят моделями CRJ-900 канадского производителя Bombardier. Причина - в неисправностях самолетов.

По данным издания L'Echo, в прошлом году бельгийский национальный авиаперевозчик заключил договор на лизинг четырех "Суперджетов" с ирландской CityJet. Однако летом у новых самолетов обнаружились поломки, и Brussels Airlines пришлось задержать или отменить множество рейсов.

Глава Brussels Airlines Кристина Фоерстер заявила, что хочет как можно скорее избавиться от SSJ100, пишет издание. В конце октября бельгийская компания заключила новый договор с CityJet на лизинг канадских самолетов.

Напомним, что после проверок оказалось, что около 30% самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) имеют дефекты.

Самолеты Superjet 100 регулярно становятся причиной инцидентов и даже катастроф.

Например, в прошлом году Росавиация приостановила эксплуатацию нескольких самолетов Sukhoi Superjet 100, в том числе «Аэрофлота», из-за дефекта «проушин верхних и нижних поясов установочных узлов стабилизатора».