04-10-2018 12:40

Экономический курс Тимошенко: плагиат, ошибки и ложь

Кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко 21 сентября представила свою экономическую программу.

«Новый курс» уместился на 401 странице и, вероятно, является планом действия на случай, если Тимошенко станет президентом.

Издание VoxUkraine изучило весь документ и констатировало: не такой уж «Новый курс» и новый, к тому же эта программа - адская смесь плагиата, самоплагиата, несуществующих источников и ошибок.

Программа поражает своим объемом, но описание имеющихся в Украине проблем авторам удалось гораздо лучше, чем предложения по их решению. К тому же, программа насыщенная противоречиями, которые подробно описал Тимофей Милованов.

Главная из них - очевидная несовместимость значительного снижения налоговой нагрузки (в частности замена налога на прибыль и НДФЛ налогом на распределенную прибыль - с. 223) и повышения государственных расходов - дешевые/льготные кредиты для (некоторых?) промышленных предприятий и фермеров, значительные инвестиции в инфраструктуру, развитие технопарков, развитие «цифрового правительства» на базе технологии блокчейн и др.

Несколько источников финансирования таких расходов в программе названы: рефинансирование Нацбанком банков, которые будут выдавать дешевые кредиты; значительный рост кредитов от международных организаций (МБРР, МФК, ЕИБ, ЕБРР), а также от Азиатского банка (под государственные гарантии). Однако предложенная схема кредитования при поддержке НБУ фактически означает эмиссию гривны и станет угрозой макроэкономической стабильности. При таких условиях вряд ли можно рассчитывать на увеличение поддержки от международных партнеров, которые за последние годы уже и так существенно ее увеличили.

Впрочем, присмотревшись внимательнее, можно заметить, что «Новый курс» не является таким уж новым.

Несколько примеров плагиата и ошибок

Так, разделы по банкам и монетарной политике (7,8,18,19) практически полностью переписаны из «Стратегии развития банковской системы», подготовленной Экспертной группой (к сожалению, состав группы в Стратегии не назван) Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности еще в 2016 году.

Новый курс Юлии Тимошенко

Новый курс1

Стратегия развития банковской системы

Новый курс2

Новый курс Юлии Тимошенко

... Ее сущность заключается в интенсивном проведении количественного смягчения, переориентации денежных потоков по финансовому сектору на кредитование реального производства, включая проведение новой индустриализации 4.0, развития высоких технологий, малого и среднего бизнеса.

Так, ФРС США реализовала беспрецедентную программу количественного смягчения (QE) и стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса (Purchase of MBS Program). На фоне экономического роста в США начался процесс перехода монетарной политики ФРС к умеренному повышению ставок, однако она будет оставаться достаточно мягкой для дальнейшей поддержки экономического роста и занятости;

Стратегия развития банковской системы

... Ее сущность в интенсивном проведении продуктивной денежной эмиссии (т.е. эмиссии, которая используется сектором реального производства товаров) и переориентации эмиссионных каналов на стимулирование кредитования реального сектора, в частности высоких технологий, малого и среднего бизнеса.

Так, ФРС США реализовала беспрецедентную программу количественного смягчения (QE) и стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса (Purchase of MBS Program). На фоне экономического роста в США начался процесс перехода монетарной политики ФРС к умеренному повышению ставок, однако она будет оставаться достаточно мягкой для дальнейшей поддержки экономического роста и занятости.

Новый курс Юлии Тимошенко

Одновременно с развитием операций первой группы необходимо вывести операции постоянного доступа Национального банка из разряда конкурентно привлекательных через расширение коридора процентных ставок по этим операциям за счет снижения ставок по ДС НБУ овернайт (которые станут депозитами овернайт НБУ).

Стратегия развития банковской системы

Одновременно с развитием операций первой группы необходимо вывести операции постоянного доступа Национального банка из разряда конкурентно привлекательных через расширение коридора процентных ставок по этим операциям за счет снижения ставок по депозитам овернайт НБУ.

Новый курс Юлии Тимошенко

Одной из важных задач экономической политики Украины должно быть стимулирование высокотехнологичного экспорта, экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и импорта новейших технологий.

Ключевую организационную роль в стимулировании развития экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью должно обеспечивать новосозданное Экспортно-кредитное агентство, организуя помощь отечественным предприятиям в продвижении товаров на мировых рынках, кредитование, страхование, государственное гарантирование экспортно-импортных контрактов и организационно-консультативную поддержку по поводу выхода украинских товаров и услуг на новые рынки. Экспортно-кредитное агентство должно привлекать различные государственные и частные, в том числе финансовые учреждения.

Стратегия развития банковской системы

Одной из важных задач экономической политики Украины должно быть стимулирование экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и импорта новейших технологий.

Ключевую организационную роль в стимулировании развития экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью должно обеспечивать новосозданное Кредитно-экспортное агентство, организовывая кредитование, страхование, государственное гарантирование экспортно-импортных контрактов и организационно-консультативную поддержку по поводу выхода украинских товаров и услуг на новые рынки. Кредитно-экспортное агентство должно привлекать различные государственные и частные, в том числе финансовые учреждения.

Раздел 23 (земельные отношения) - практически полностью скопированный ответ аналитического центра «Оптима» от 2017 года.

Понятно, что и у «Нового курса», и у этого доклада одни и те же авторы, однако в странах, где существуют стандарты академической добродетели, такое заимствование называется самоплагиатом. Содержание этого раздела также оставляет желать лучшего - это традиционная «страшилка» о том, что в случае открытия рынка сельхозземли Украину постигнет судьба Мадагаскара - а именно, всю землю скупят иностранцы, в том числе россияне.

Инновационные и технопарки - один из главных инструментов перехода к инновационной экономике, согласно «Новому курсу». Однако определение миссии инновационного или технологического парка (с.308), предложенное Инновационной советом Квинсленда, можно (с небольшими отличиями) найти в десятке статей отечественных ученых. Однако на сайте самого Совета нам такого определения найти не удалось, поэтому его источники остаются неизвестными.

Идею инновационного развития активно продвигал еще правительство Азарова. Основная проблема со специальными экономическими зонами в целом (и технологическими парками в частности) - это то, что они снижают эффективность распределения ресурсов в экономике. Как ранее писал VoxUkraine, в основном СЭЗ и технопарки являются убыточными. Они могут использоваться правительствами как инструмент развития депрессивных территорий, однако обычно такое развитие происходит за счет остальной экономики. Украина имела значительный негативный опыт с такими зонами - так, что в 2005 году именно правительство Тимошенко их отменило (см. Закон об изменениях в бюджет 2005 и письмо КМУ).

Технологические «уклады»

Говоря о глобальных тенденциях, авторы «Нового курса» обращаются к теории технологических укладов (хотя называние их технологическими укладами – это калька с русского языка, в украинском варианте уместно слово «устрій»). Калька с русского вполне закономерна, поскольку эта теория популярна именно среди российских экономистов. Одним из авторов так называемой теории шестого экономического устройства является Сергей Глазьев - скандально известный российский экономист, который на некоторое время был избран иностранным членом НАН Украины. Сергей Глазьев был советником Владимира Путина и получил медаль за «освобождение Крыма и Севастополя». Генеральная прокуратура Украины обнародовали аудиозаписи с доказательствами причастности Сергея Глазьева к аннексии Крыма.

Сама же таблица, приведенная в тексте «Нового Курса», часто встречается в Интернете. И хотя отдельные ее части могут подвергаться изменениям, главные ключевые слова, как правило, остаются такими же. Ну а само определение технологических укладов были взято из украинской страницы Википедии.

Новый курс Юлии Тимошенко

Технологический уклад - это совокупность производств, которые имеют единый технологический уровень и развиваются синхронно. Изменение доминирующих в экономике технологических укладов определяют научно-технический и технологический прогресс, коммерциализация инновационных продуктов и процессов и их диффузия в экономике.

Wikipedia

Технологический уклад – совокупность связанных производств, которые имеют единый технический уровень и развиваются синхронно. Изменение доминирующих в экономике технологических укладов обуславливает неравномерный ход научно-технического прогресса.

Преимущества открытого банкинга (с. 319-320) почти дословно скопированы из публикации сайта minfin.com.ua.

Новый курс Юлии Тимошенко

Преимущества, которые дает Open Banking банковскому сектору:

 - внедрение новых технологий, на пути постепенного перехода к цифровому банкингу;

- новые продукты и сервисы, удовлетворяющие переменный клиентский спрос;

- более активное использование Big data;

- расширение возможности использования социальных медиа в качестве одного из основных каналов коммуникации.

- улучшение качества обслуживания клиентов;

- создание новых источников дохода для банка - за счет продажи своих данных как услуги, или в виде платы за подключение провайдера к интерфейсам банка;

- снижение затрат банка на разработку новых продуктов и услуг, уменьшение расходов на предоставление услуг клиентам за счет подключения внешних провайдеров.

Minfin.com.ua

Преимущества, которые дает Open Banking банковскому сектору:

- Внедрение новых технологий. В банковской сфере происходит постепенный переход к цифровому банкингу.

- Банк получает новые возможности, благодаря которым можно предлагать новые продукты и сервисы, удовлетворяющие клиентский спрос, который изменился.

- Более активное использование Big data - это стало частью бизнеса и принятых бизнес-решений.

- Расширение возможности использования социальных медиа как одного из основных каналов коммуникации.

- Улучшить качество обслуживания клиентов.

- Создать новые источники дохода для банка - за счет продажи своих данных как услуги, или в виде платы за подключение провайдера к интерфейсам банка.

- Снизить затраты банка на разработку новых продуктов и услуг, и расходы на предоставление услуг клиентам за счет подключения внешних провайдеров.

Несколько абзацев описания проблем электронных услуг (с. 174-175) скопированы с аналитической записки (с.7-8) Национального института стратегических исследований без ссылки на источник.

Новый курс Юлии Тимошенко

Подавляющее большинство услуг, которые сейчас предоставляются через порталы, не является е-услугами четвертой стадии развития, когда выполнение всех процедур, предусмотренных порядком предоставления услуги, происходит в электронной форме. В основном, это услуги второй и третьей стадий развития, то есть частично автоматизированы.

... Таким образом, на данный момент не соблюдается принцип «единого окна», что является одним из ключевых принципов развития системы электронных услуг, а также нарушаются нормы действующего Закона Украины «Об административных услугах», предусматривающие предоставление административных услуг в электронной форме через единый государственный портал административных услуг.

Проблемные вопросы развития электронного управления в Украине

Впрочем подавляющее большинство услуг, которые сейчас предоставляются через портал, не является е-услугами четвертой стадии развития, когда выполнение всех процедур, предусмотренных порядком предоставления услуги, происходит в электронной форме. В основном, это услуги второй и третьей стадии развития.

... Таким образом, на данный момент не соблюдается принцип «единого окна», что является одним из ключевых принципов развития системы электронных услуг, а также нормы действующего Закона Украины «Об административных услугах», предусматривающие предоставление административных услуг в электронной форме через Единый государственный портал административных услуг.

Налоги

Очень интересны обоснования «новой» налоговой системы. Во-первых, утверждается, что в странах «нордической системы» через бюджет перераспределяется до 56% ВВП, а в Италии, Греции и странах Восточной Европы - «медианно» 22%. В том, что это не так, можно убедиться, например, по данным МВФ - в 2017 году самый низкий уровень правительственных расходов к ВВП в Европе имела Румыния, и он составлял 31%.

Далее со ссылкой на Антикоррупционный отчет ЕС речь идет об обратной связи между уровнями официальной налоговой нагрузки и коррупции, а также о том, что «увеличение деловой активности (бизнеса) при одновременном увеличении качества жизни (LQI) или индекса счастья (WHI) граждан возможно только при устранении экономического антагонизма интересов работодателя и наемного лица»(с. 130).

Однако, ЕС выпустил только один Антикоррупционный отчет (2014 год), и ни одного из этих тезисов в нем нет. Однако в нем есть диаграмма (с.25), которая представляет результаты опроса Eurobarometer (2013 год) о коррупции и доступе к публичным закупкам. В «Новом курсе» (с. 136) эту диаграмму почему-то приписали исследованию Transparency International & the World Bank (2016 год).

В разделах 10.5 и 15.3 приводятся (впрочем, без подробностей) расчеты налогового эффекта от снижения ставки налогообложения. При этом отмечается, что «коэффициент налоговой эластичности (ɛTR) ... в 2017 году составил для Украины 0,73 согласно макроэкономического консенсуса ТЕ и Всемирного Банка» (с.219).

Отметим, что макроэкономического консенсуса ТЕ и Всемирного банка не существует (существует консенсус-прогнозМЕРТ), однако расчеты коэффициента налоговой эластичности 2015 года выполнил Юрий Городниченко в статье о возможном эффекте снижения ставки ЕСВ на налоговые поступления (как ни странно, в его статье приведены именно 0,73 как одно из возможных значений коэффициента). Похожие расчеты произвели профессоры ЛНУ им. Ивана Франко, однако в их работе значение коэффициента составило 0,59.

Особое внимание уделено «наиболее коррупционному» налогу - НДС. В частности, утверждается, что «уровень уклонения от НДС в странах ЕС продолжает расти» (ст. 224), в то время, как исследователи ЕС утверждают, что с 2013 по 2016 годы разрыв между теоретически возможным и фактическим сбором НДС снизился с €170 млрд до €147 млрд несмотря на рост экономики ЕС.

Значительная часть этого разрыва является результатом наличия «льготных» режимов НДС для определенных товаров в некоторых странах ЕС. Именно «уклонение» составляет оценочно €50 млрд (около 4% возможных доходов) и тоже уменьшается. Рост уклонения действительно был, но не в последние годы, а в первой половине 2000-х.

«Новый курс» предлагает заменить НДС налогом на конечное потребление, что фактически закроет двери Евросоюза для Украины - поскольку ЕС устанавливает НДС как необходимый для стран-членов (в частности директива 2006/112 / ЕС).

Еще один интересный результат, приведенный в «Новом курсе» (с.220) без указания расчетов, - это «коэффициент регрессии (CR) (регрессии роста реального ВВП на душу населения от среднего показателя коррупции (ICRG)), который в 2018 году (оптимистический сценарий) составит 0,87». Каким образом можно оценить коэффициент регрессии для отдельно взятого текущего года, для нас загадка. Однако, в открытом доступе есть исследование МВФ, которое говорит о том, что «увеличение индекса коррупции ICRG на одну единицу (эквивалентно снижению коррупции в Украине до уровня Болгарии и Румынии) повысит рост ВВП примерно на 0,87 процента» (с. 6).

Кстати, последнее предложение почти дословно (но без указания источника) находится на с.221 «Нового курса».

***

Глубокий анализ текста мог бы дать еще много подобных находок. Однако вышеприведенного достаточно для того, чтобы проиллюстрировать по крайней мере небрежность в написании документа.

Видеть экономическую программу низкого качества от кандидата в президенты, который сейчас имеет самый высокий рейтинг, грустно.

Но гораздо печальнее, что другие кандидаты пока не предложили никакой.

P.S. На с. 388 «Нового курса» упоминается «Комиссия ООН под председательством Харлема Брундтланд». К счастью, госпожа Гру Гарлем Брунтланн никогда не прочтет этот документ.