24-09-2018 15:52

Беспорядки в Кабардино-Балкарии как следствие российской нацполитики

В Кабардино-Балкарской республике вспыхнули массовые столкновения, в подавлении которых приняли участие подразделения Росгвардии. Причина беспорядков — празднование кабардинцами 310-летия Канжальской битвы.

Конфликт кабардинцев и балкарцев начался 17 сентября, когда кабардинцы возмутились отказу жителей балкарского села Кёнделен в проезде через их село колонне черкесских всадников, которые ехали к горе Канжаль. После того как Росгвардия при помощи дубинок и выстрелов из автоматического оружия в воздух, отогнала кабардинцев и приехавшим к ним на помощь черкесов от Кёнделена, беспорядки продолжились в соседнем городе Баксан и столице республики Нальчике. 20 сентября кабардинцы снова вышли на митинг в центр города, где должен был состояться городской праздник День Адыгов.

В России снова объявлена силовая спецоперация против местных повстанцев

Кабардинцы, черкесы и адыгейцы входят в адыгскую группу народов, но кабардинцы в социальных сетях чаще себя называют черкесами. Их поддержали черкесы из соседней Карачаево-Черкесии. Балкарцы относятся к тюркским народам, поэтому на их стороне выступили карачаевцы из соседней республики. По данным переписи населения 2010 года, доля кабардинцев в населении составляет 57%, русских — 22%, балкарцев — 12%.

Сергей Простаков расспросил исследователя из Южного федерального университета, специалиста по политической истории Кавказа Амирана Урушадзе об исторических причинах происходящих событий.

Исследователь рассказал «МБХ медиа», почему балкарцы отрицают реальность Канжальской битвы, как на Кавказе соревнуются в «древности предков» и причем здесь личная жизнь царя Ивана Грозного.

— Для большинства жителей России название Канжальской битвы 1708 года ни о чем не говорит. Что это было за событие?

— Это было крупное сражение между войсками крымского хана Каплан-Гирея I и верховного князя Кабарды Кургоко Атажукина, которое произошло в начале сентября 1708 года. Столкновение стало одним из эпизодов долгого противостояния Кабарды и Крымского ханства, которое периодически обострялось на протяжении XVI—XVIII веков.

Кабардинское войско разгромило крымскую рать несмотря на то, что значительно уступало в численности. Каплан-Гирей привел с собой около 30 тысяч воинов, а Кургоко Атажукин мог рассчитывать только на вдвое меньшие силы.

Одержать победу помогли горы: кабардинские отряды ушли с равнины в горные теснины. Здесь крымско-татарское войско не могло воспользоваться численным перевесом и было полностью разбито. Один из турецких историков так отозвался о поражении ханского войска: Никогда не слыхано было такого их избиения.

— Почему балкарцы считают, что Канжальской битвы не было?

— Это скорее связано с положением балкарцев в Кабардино-Балкарской республике (КБР), которое общественные активисты считают несправедливым. Дело в том, что процесс реабилитации балкарцев как одной из жертв сталинских депортаций 1943−1944 годов не завершен до сих пор.

Районы, где жили балкарцы до выселения, так и не были восстановлены в прежних границах. Балкарцы считают свое положение в республике ущемленным, раздражение продолжает накапливаться. И отторжение памяти о Канжальской битве, как о кабардинском военном триумфе, является выходом этой опасной фрустрации.

— Кто исторически был более лоялен России — кабардинцы или балкарцы?

— Кабарда стала первым союзником Русского государства на Северном Кавказе. Произошло это в 1557 году, когда кабардинское посольство было принято Иваном IV Грозным, а результатом этого и предшествовавших дипломатических контактов стало заключение военно-политического союза.

Вскоре дипломатический успех был подкреплен браком русского государя и дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова в 1561 году. В XVI — XVII веках кабардинские аристократы входят в круг русской элиты. Наиболее известна фамилия князей Черкасских, представители которой занимали видное положение в российских государственных структурах и при царском дворе.

Первые контакты балкарских обществ и русского государства относятся к XVII столетию. Говорить о большей или меньшей лояльности не имеет смысла. В различные периоды отношение кабардинцев и балкарцев к Российскому государству имело свои особенности. Здесь можно найти множество примеров как дружбы и добрососедства, так и противоборства, сопротивления российской экспансии. Последнее особенно заметно в конце XVIII-го — начале XIX веков.

— Почему кабардинские активисты в социальных сетях и в быту именуют себя исключительно черкесами? При этом официально эта группа народов называется — адыги, так как исторически более верно называть кабардинский народ?

— Адыги — это общее название современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Оно же в форме адыгэ выступает эндоэтнонимом. Адыги и черкесы — синонимичные этнонимы. Но если первый — это самоназвание, то второй — экзоэтноним, фиксируемый в исторических источниках не ранее середины XIII века. Разделение адыгов на три народа и по трем республикам — наследие советской национальной политики.

— Почему Кабардино-Балкария до сих пор существует в своих границах в отличие от бывшей Чечено-Ингушетии?

— Кабардино-Балкария избежала масштабных военных конфликтов, которые сотрясали в 1990-е годы Северный Кавказ и, главным образом, Чечню, лидеры которой заявили о независимости Чеченской Республики. Это и привело к трагедии Первой чеченской войны.

— Почему на Кавказе тюркские народы — балкарцы и карачаевцы оказались в разных республиках, и почему их объединили в одни республики с адыгскими народами — черкесами и кабардинцами. Есть ли теоретическая возможность перекроить границы республик и объединить тюрков и адыгов в отдельные республики, чтобы избежать конфликтов?

— Причина появления «смешанных» республик на Северном Кавказе — советская национальная политика. Большевики считали национализм одним из самых серьезных противников, поэтому разработали целую программу по его «подхлестыванию» и «изживанию».

При определении очертаний национальных республик учитывались и хозяйственные мотивы. Целью этих мер было формирование новых промышленных наций, свободных от старых идентичностей и традиций.

Советское нациестроительство оставило трудное наследие, но любая новая нарезка административных границ на Северном Кавказе спровоцирует огромное количество острейших конфликтов с непредсказуемыми последствиями. На этом фоне нынешние проблемы будут казаться безобидными шалостями.

— Почему в социальных сетях у черкесов популярна идея адыгского государства по всему Черноморью Краснодарского края?

— История на Кавказе всегда больше, чем история. Агонистический дух, свойственный традиционной культуре северокавказских народов, превращает историю в своеобразное состязание «по древности предков». Славное прошлое выступает важным ресурсом этнической мобилизации и политической конкуренции.

Образ большого черкесского государства, или Великой Черкесии — это исторический и отчасти политический идеал некоторых черкесских активистов. Действительно, до начала экспансии Российской империи на Северном Кавказе, большая часть территории современного Краснодарского края была населена различными черкесскими (адыгскими) обществами.

В результате Кавказской войны черкесы были вынуждены покинуть родные края. Черкесский исход (мухаджирство) привел к огромным жертвам, стал трагедией адыгов. Кавказская война и мухаджирство для адыгов — историческая травма.

В отличии от федеральной власти, стремящейся к локализации этого опыта, адыги не пытаются его вытеснить или подавить. Напротив, травма Кавказской войны выступает важной частью рассказа о себе и способом актуализации адыгского единства.

Российские силовики убили трех повстанцев в Кабардино-Балкарии