16-09-2018 08:20

Самострел московского синода заставляет скорбеть не об Украине, а о России – Кураев

После заседания московского синода по украинскому вопросу внутри РПЦ МП пошел внутренний раскол. 

Напомним, 17 апреля президент Украины Петр Порошенко заявил о том, что принял решение обратиться к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса Украинской поместной автокефальной церкви.

19 апреля Верховная Рада поддержала обращение президента Петра Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении украинской православной Церкви автокефалии.

22 апреля Порошенко сообщил, что Вселенский патриархат приступил к рассмотрению просьбы Украины.

В июле Вселенский патриарх Варфоломей подтвердил намерение даровать украинской церкви автокефалию.

Позже Вселенский патриарх Варфоломей назначил экзархов для предоставления автокефалии Украинской церкви.

В ответ на это 14 сентября Синод РПЦ прекратил молитвенное общение с Константинопольским патриархатом. Однако некоторые служители выступают с резкой критикой этого решения.

В частности, об этом написал в своем Facebook диакон РПЦ Андрей Кураев, который отметил, что после этого решения сам Московский патриархат является раскольничьим.

Ура, мы теперь сами раскольники! Синод заявил о разрыве сослужения с Кплем.

Обьявлен раскол второго уровня: не сослужат только патриархи и епископы (третий – воротят друг от друга лики священники; четвертый – и миряне присоединяются к демонстрации "истинного православия")
, – пишет он.

При этом Кураев даже иронизирует: Если на литургии не поминается Вселенский патриарх – то причащаться можно. То есть если служит обычный греческий священник, поминающий только своего епископа, но не патриарха (у греков патриарха поминают только на епископской службе) – то можно причащаться.

Однако он упоминает, что о проблеме, которая теперь может возникнуть с Афоном, который для православных всего мира является одним из главных святых мест. Кураев напоминает, что это прямая епархия Варфоломея и там на каждой службе любой священник должен его поминать.

Пресс-секретарь Гундяева священник Александр Волков после заседания синода пояснил, что "евхаристическое общение между церквами не прерывается": Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения.

Но Кураев подчеркивает, что приезд константинопольских делегатов в Киев, как озвученное основание для разрыва является «фантомным».

Ладно бы, они хоть какое-то иерархическое действие совершили (служили литургии, рукоположили кого-то).

Но раскол из-за простого приезда послов – это впервые. Право хоть церковное, хоть светское не наказывает за намерение. Так что наш синод сказал новое слово.

Типичный самострел. Какое тут каноническое право!
– заявляет диакон.

Кураев напоминает, что «по этому праву священник, отказывающийся от сослужения с другим клириком без доказательства ереси последнего подлежит лишению сана».

Другой канон говорит, что если ты обвиняешь другого, но не можешь доказать – наказание, что ты чаял для него, переходит на тебя.

А Иларион уже сегодня ляпнул про "папистскую ересь Стамбула".

То есть синод дал полный набор козырей Кплю для того, чтобы вычеркнуть нас вообще из канонического пространства."Мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристический общение". Именно это "мы" и возлагает всю нравственную и юридическую ответственность за раскол на наш синод
, – подчеркивает диакон.

Зачем эта превентивная война? Почему именно сейчас?

Ну, назначил Кпль своих послов – этот ход был отыгран предыдущим заявлением нашего синода. За пару минувших дней ничего нового Кпль не предпринял.

Можно было бы просто порычать и показать зубки. Показать журналистам страшную грамоту о разрыве с подписями синодалов, но без даты или печати. Мол, вот на что мы готовы, если только Фанар перейдет красную черту...

Но Фанар-то ее еще не пересек. Назначение послов никогда не было поводом для войны!
– продолжает он.

Сколько дивизий у Вселенского патриарха?

При этом Кураев проводит параллель между нынешними событиями и войной в Осетии 2008 года.

Проиграл тот, у кого не выдержали нервы, и кто первый начал стрелять…

Наш синод дал Фанару очень сильный аргумент. Он получил право вообще не считать нас канонически значимой фигурой.

И собрать другие Церкви в наш антигреческий "интеренационал" теперь станет сложнее. Убежден, даже пробормотав что-то в нашу поддержку или "призвав к диалогу", ни одна Поместная Церковь не вычеркнет Варфоломея из своих диптихов (то есть не повторит наш вызов).

Значит, в самом серьезном вопросе мы останемся одни. С перспективой занять на мировой религиозной карте то же место, что и Армянская Церковь – стать организацией лишь одной нации
, – отмечает он.

Диакон напоминает, что Иларион обещал "жесткий ответ на вероломный и подлый план Кпля, если свое черное дело они доведут до конца, МП полностью разорвет евхаристическое общение". То есть, в случае продолжения «антиканонической» деятельности Константинополя на территории Украинской православной церкви Московский патриархат, по словам митрополита, будет вынужден "полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархом".

Звучит впечатляюще: мы разорвем Христа...

И еще печальное: мы первые перешли на язык войны (это слово тоже прозвучало в устах Илариона).

Сегодняшний самострел синода заставляет скорбеть не об Украине, а о России. Это выстрел в будущее нашей страны.

Синод в полном составе поспешил принять участие в рытье окопов по периметру страны. Принял участие в нагнетании военно-мобилизационной истерии.

Это ядовитая атмосфера. Она разъедает наше будущее. И совесть. Ведь "на войне как на войне". Любые мифы и фейки хороши
, – констатирует Кураев.

По его словам в заявлении синода нет ничего позитивного и хотя бы намекающего на попытку решить проблему.

Никакой программы действий. Зарыться в землю и отстреливаться до последнего украинца. А как решать проблемы украинского раскола и разрастающейся унии? Сами не знаем и другим не дадим. Обошлись даже без былой "морковки" – мол, как-нибудь в благовремении дадим вам автокефалию.

Ну, вот в каждой строке этого Заявления видно, что московский синод думает не об украинцах, не об их трудностях и жизненно-нравственных выборах, а о своем "престиже".

Когда-то знаменитый польский гонор сделал Украину чужой для Речи Посполитой. Теперь на те же грабли наступает Москва
, – подытожил диакон.

Между тем, комментируя решение московского синода влиятельный архиепископ Константинопольского патриархата Иов Геча в интервью изданию Cerkvarium заявил, что у самой Москвы нет Томоса об автокефалии.

Если изучать историю православной церкви по текстам и документам, а не по созданным мифам и фальшивой историографии, видно, что абсолютно все современные автокефалии были провозглашены Вселенским патриархатом, – подчеркнул архиепископ.

При этом он подчеркнул, что только РПЦ получила «автокефалию» путем самопровозглашения.

Если брать историю православной церкви в России, то видим, что ее автокефалия была самопровозглашена в 1448 г., когда в Москве избрали митрополита Иону самостоятельно, без разрешения Вселенского патриархата.

Интересно подчеркнуть, что никогда не было дано православной церкви в России Томоса об автокефалии! В 1589-1590 годах Вселенский патриарх Иеремия ІІ просто нормализовал ситуацию, подняв эту кафедру на патриаршее достоинство, при том, что было разрешено Московскому архиерею «называться» патриархом, при условии, что он должен был поминать патриарха Вселенского и считать его «как своего главу и первого», как сказано в грамоте.

Кроме Вселенского патриархата, в истории православной церкви ни одна другая поместная церковь не провозглашала автокефалию
, – подчеркнул владыка Иов.

Владыка также допустил, что «православная церковь в России может претендовать на то, что она провозгласила автокефалию православной церкви в Грузии (в 1943 г.), в Чехословакии (в 1951 г.) и в Америке (в 1970 г.)». Однако, Иов акцентировал внимание на том, что эти автокефалии не признавались полнотой православной церкви, потому что «православная церковь в России не имеет такой прерогативы предоставлять автокефалию».

Поэтому сами эти три церкви обращались ко Вселенскому патриархату за предоставлением Томоса об автокефалии. Со временем Вселенский патриархат нормализовал ситуацию, провозгласив автокефалии православной церкви в Грузии (в 1990 г.) и в Чехии и Словакии (в 1998 г.), – напомнил архиепископ.

Наряду с этим Иов добавил, что угрозы московского патриархата разорвать общение с Константинополем, и запугивание повторением «великого раскола» на православие и католицизм являются ничтожными.

По вопросу «раскола» и автокефалии в Украине, всем известно, что эта проблема не является вопросом богословского характера, и здесь не нужно обвинять кого-то в ереси. Поэтому угрозы являются, скорее, злоупотреблением, – подчеркнул архиерей.