27-08-2018 12:00

Боб Михайлов и его «карточки». ФОТО

Всемирно известный фотограф Борис Михайлов, более известный как Боб Михайлов, отметил свой 80-летний юбилей.

Харьковчанин, инженер по образованию, стал классиком социальной документальной фотографии.

Все его фотоработы, которые автор предпочитает называть по старинке карточками, вызывали и вызывают ожесточенные споры. В советское время его называли очернителем действительности, и в то же время сравнивали с великим художником Иеронимом Босхом.

Его работы– это задокументированная изнанка жизни, лишенная ванильной красоты.

Фотографом становится человек, который понимает жизнь. Иначе не будешь знать, что снимаешь. И не сумеешь из того, что снято, верное отобрать, – сказал в одном из интервью сам Боб.

Ему удавалось и снимать нужное, и отбирать. К его работам можно относиться по-разному, но пройти мимо и остаться равнодушным невозможно.

Мир оценил работы мастера намного раньше, чем родина. Первая большая выставка работ Боба Михайлова в родном Харькове прошла в 2013 году. К тому времени Милан и Лондон, Нью-Йорк и Амстердам, Берлин и Токио уже видел их. Самую престижную награду в области фотографии «Хассельблад» (Hasselblad) он получил еще в 2000 году.

А в 2008-м уже был избран членом Академии визуальных искусств в Берлине. К слову, там Михайлов живет и работает, хотя все так же остается гражданином Украины и регулярно приезжает в Харьков.

Самые известные серии работ Боба Михайлова:

Из серии серии «Сюзи и другие» конец 1960-х — 1970-е гг.

«Наложения» (конец 1960-х – конец 70-х)

Наложения

 Наложения

«Красная серия» (1960-ые – 70-ые)

В работах главным образом использовался красный цвет - символ Октябрьской революции, коммунистической партии и социальной системы советского общества.

Красная серия

 Красная серия

Красная серия 1

"Соленое Озеро", 1986

 "Вчерашний бутерброд"

Вчерашний бутерброд

 

 «История болезни» (1997-98)

Пожалуй, самая скандальная серия работ из 400 фотографий, на которых показаны харьковские бомжи и их быт.

Наше интеллигентское сознание остановилось на импрессионистах, оно настроено на умиление. Можно посмотреть на плохое, но так, чтобы потом умилиться. А на Западе могут смотреть на что-то с содроганием и не умиляться. Может, потому что западная привычка — содрогнулся, а потом постарался исправить, а у нас исправить нельзя, - говорит об этой серии автор.

 «Look at Me, I look at Water» (1998-2001)…

«Я не Я»

Серию «Я – не я» Борис Михайлов назвал проектом об автопортрете как социальном явлении и об игре в «героя-антигероя» одновременно.

Происходит акт самоуничижения за счет сравнения половых органов явно не в пользу автора. Унижение и одновременно агрессивность составляют главную часть работы,– объяснил автор.

Янея

Янея

Автопортрет

Автопортрет