21-06-2018 15:20

Рада приняла закон о нацбезопасности

Верховная рада Украины одобрила во втором чтении законопроект №8068 "О национальной безопасности".

Документ предусматривает реформу сектора нацбезопасности и обороны в соответствии со стандартами НАТО.

В частности, он разграничивает полномочия госорганов в сферах нацбезопасности и обороны. Также определяется система командования, контроля и координации операций сил безопасности и сил обороны.

Годовой объем финансирования сектора безопасности и обороны, согласно документу, должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% - на финансирование сил обороны.

Самой скандальной нормой документа накануне его принятия называли норму о Службе безопасности Украины.

Законопроект о нацбезопасности: противники документа манипулируют нормами о СБУ

В принятом Радой документе определяется, что СБУ является государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность, осуществляя с неуклонным соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

 - противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины;

 - борьбу с терроризмом контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности, экономической и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры;

 - охрану государственной тайны.

СБУ подчиняется президенту Украины и подконтрольна Раде. СБУ возглавляет председатель Службы безопасности Украины, который назначается на должность и увольняется с должности Верховной радой по представлению президента Украины.

Глава Службы безопасности Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Глава СБУ ежегодно подает ВР отчет о деятельности Службы безопасности Украины. Полномочия Службы безопасности Украины определяются законодательством Украины.

От Украины ожидают четких действий, после которых ей смогут предложить членство в НАТО.

При этом секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов заявил, что закон готовили с привлечением экспертов НАТО, Евросоюза и США.

Он определяет "фундаментальные национальные интересы": обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, интеграцию Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство, членство в ЕС и НАТО.

Накануне принятия закона народный депутат Ирина Фриз сказала, что он предусматривает кардинальное изменение системы управления сектора обороны Украины, приведя ее к стандартам НАТО.

В частности, министр обороны Украины будет назначаться на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины из числа гражданских лиц. Заместители министра назначаются на должности из числа гражданских лиц.

Также по инициативе президента планируется введение гражданского парламентского контроля за деятельностью Службы безопасности.

Новая система командования Вооруженных Сил

Высочайшим военным должностным лицом в Украине будет Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, который будет назначаться на должность и освобождаться с нее Президентом Украины – Верховным Главнокомандующим. Главнокомандующий будет осуществлять через Генеральный штаб ВСУ непосредственное военное руководство Вооруженными Силами Украины.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины будут подчиняться Главнокомандующему ВСУ. Они будут отвечать за:

 •  развитие вверенных им войск;
 •  их техническое оснащение и всестороннее обеспечение;
 •  подготовку и готовность к выполнению возложенных задач.

Командующие также будут разрабатывать соответствующие доктрины, наставления, боевые уставы, оперативные и тактические стандарты подготовки к применению и ведению операций (боевых действий).

Полномочия командующих, основные задачи и порядок функционирования их командований будут определяться в положениях, которые будет утверждать Главнокомандующий ВСУ.

Командующий Объединенных сил будет подчиняться Главнокомандующему ВСУ и будет осуществлять через Объединенный оперативный штаб ВСУ оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) сил и средств, планирование применения и непосредственное управление объединенными силами и средствами ВСУ, других составляющих сил обороны, которые переданы в его подчинение, а также национальным контингентом и национальным персоналом, которые участвуют в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

Командующие видов, отдельных родов войск ВСУ будут осуществлять передачу определенного Главнокомандующим комплекта боеспособных сил и средств, Командующий объединенных сил. А он будет осуществлять оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) средств и управления их применением.

Командующие видов, отдельных родов войск, командующие (руководители) других военных формирований, от которых определенный комплект сил и средств передан в состав объединенных сил, продолжают осуществлять их укомплектование личным составом, вооружением, боеприпасами, военной и специальной техникой, другими материально-техническими средствами.

Командующие видов, отдельных родов войск могут проводить операции с привлечением сил и средств соответствующего вида или отдельного рода войск и осуществлять управление силами и средствами в операциях, проводимых в мирное время вне утвержденными Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины пределами ответственности Командующего объединенных сил.

Во время действия военного положения

Национальная гвардия Украины приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного состояния, входит в состав сил обороны и подчиняется Главнокомандующему ВСУ, о чем говорится в указе Президента Украины о введении военного положения, утвержденном Верховной Радой Украины. (По предварительной норме закона, действующей ныне, – Нацгвардия подчиняется Министерству обороны).