19-06-2018 22:05

Новые правила для "евроблях"

Накануне в Верховную Раду были внесены законопроекты, принятие которых поставит точку в истории с нелегальным ввозом авто в страну, а также сделает более доступными иностранные машины для украинцев.

Более подробно о том, как это будет происходить, - в материале председателя налогового комитета парламента Нины Южаниной для ЭП

Ждать дальше некуда

Почему большинство наших граждан чувствуют себя дискриминированными, когда встает вопрос о приобретении авто? Вероятно, потому, что машина для украинцев стала роскошью, дорогим товаром, который далеко не каждый может себе позволить.

Причин, почему так произошло, немало, но главная - это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателя машин может отличаться в 100-150 раз.

Именно дискриминационная система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, не соответствующих экологическому стандарту "евро-5", привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.

По данным таможни, 1 мая 2018 года в Украине находилось более 315 тыс авто, зарегистрированных в других государствах и ввезенных в Украину в режиме транзита или временного ввоза. Почти половина - 125 тысяч - с нарушением срока пребывания.

евробляхи

По данным Нацполиции, в 2017 году в Украине произошло более 10 тыс ДТП с участием авто с иностранной регистрацией, или 6% от общего количества автомобильных аварий в Украине. В первом квартале 2018 количество таких ДТП выросло до 8,5%. Полисы обязательного страхования приобрели лишь 198 тыс с 315 тысяч владельцев таких авто.

Это означает, что по украинским дорогам следуют потенциально опасные машины.

Учитывая это, а также для уменьшения стоимости таможенного оформления авто и создание правовых и экономических условий для регистрации ввезенных в Украину авто Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики ВР внес в парламент законопроекты №8487 и №8488 соответственно.

Как будет исчисляться новый акцизный налог

Акцизный налог для ввозимых в Украину авто будет изменен. Базовые ставки акцизного налога будут такими: для авто с бензиновым двигателем - 50 евро, для авто на дизеле - 75 евро.

Речь идет именно о базовых ставках, к которым еще будут применяться коэффициенты. Размер акцизного налога, который надо будет оплатить, равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста.

Как будет рассчитываться коэффициент двигателя? Показатель объема двигателя будет делиться на 1000, а коэффициент возраста - это количество полных календарных лет. Формула вычисления будет выглядеть так.


СУММА АКЦИЗНОГО НАЛОГА = Базовая ставка х Коэффициент (двигатель) х Коэффициент(возраст)

Пример расчета для авто с бензиновым двигателем:

объем двигателя: 2000см3, год выпуска авто: 2012 (полных 5 лет)

50 (евро) х 2 (2000 см3/1000) х 5 (лет) = 500 евро

Пример расчета для авто с дизельным двигателем:

объем двигателя: 1600см3, год выпуска авто: 2007 (полных 10 лет)

75 (евро) х 1,6 (1600 см3/1000) х 10 (лет) = 1200 евро

Чем отличается новый акцизный налог от действующего

Главное - акцизный налог с авто, рассчитанный по предложенной формуле, будет значительно меньше нынешнего.

Благодаря этому импортные легковые транспортные средства станут для украинцев доступными, а разница в размере ставок для различных по объему двигателя авто не будет существенной.

В то же время акцизный налог на старые авто будет выше из-за возрастного коэффициента, что будет  стимулировать покупать новые авто.

Сравнение нового акцизного налога с действующим на примере авто разного возраста и с разным объемом двигателя (бензин).

евробляхи

Какими будут контроль и новые штрафы

Конечно, будет усилен контроль за ввозом и использованием авто с иностранной регистрацией.

Во-первых, вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения. Так, нерезидент сможет без денежного обеспечения ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.

Ввоз следующих легковых транспортных средств предусматривает наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которая возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.

Во-вторых, усиливается ответственность за нарушение таможенных правил.

Лицо, которое ввезло в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Также ему будет запрещено использование такой машины в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в качестве такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф - 34 тысячи грн.

Любое другое лицо, которое вопреки установленным правилам получит транзитное или временно ввозимое авто во владение, пользование или распоряжение или использовать такое авто в предпринимательской деятельности для получения дохода, также будет оштрафовано.

Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тыс. грн, повторная фиксация - 17 тыс. грн, лишение права управления на год и возмездное изъятие авто за счет нарушителя.

евробляхи

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители должны оплатить штрафы. Размеры штрафов будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков.

За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя будет взыскано 170 грн, за три дня отсрочки вывоза временно ввозимой машины - 850 грн.

Лишний месяц пребывания такого автомобиля на таможенной территории Украины будет стоить нарушителю 170 тыс. грн или даже транспортного средства, который может быть конфискован по решению суда.

евробляхи

В законопроекте прописаны четкие правила взаимодействия всех профильных служб и ведомств: подразделений органа доходов и сборов, Государственной пограничной службы, Национальной полиции.

Благодаря автоматизированной системе обмена информацией данные об авто, зафиксированные таможенником во время открытия режима транзита или режима временного ввоза, будут сразу передаваться всем органам.

Если разрешенный срок пребывания иностранного авто в Украине истек, а машина не была вывезена, таможенник должен сообщить другим органам о совершении правонарушения.

Получив сообщение, полицейские должны пристально отслеживать такое авто на автомобильных дорогах Украины, а пограничники - не допустить пересечения границы лицом, которое ввезло авто без уплаты соответствующих штрафов.

Кроме того, Национальной полиции будет предоставлено право проверять личность водителя авто с иностранной регистрацией на соответствие лицу, которое его ввезло. Если за рулем будет любое другое лицо, полицейский может наложить на водителя штраф и сообщить о нарушении таможенных правил таможню.

Получив такую информацию, таможенник во время закрытия режима ввоза будет иметь основания для взыскания штрафа с лица, ввезшего авто, за несоблюдение ограничения на передачу машины.

Важно, что протокол о нарушении может быть составлен таможенником при отсутствии нарушителя и вручен ему при выезде из Украины.

Таможенные послабления

Сейчас растаможка авто проводится только на таможнях, определенных в утвержденном Министерством финансов перечне.

В таком случае водитель авто на транзитных номерах должен ехать в уполномоченный пункт для проведения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, а следовательно, иметь значительную сумму денег.

По новым правилам, при пересечении границы и заполнении декларации водитель уже оказывается под таможенным контролем, однако таможню для проведения оформления ввезенного транспортного средства он сможет выбрать самостоятельно - без риска быть ограбленным или обманутым.

Вместо заключения

Уменьшения акцизного налога, а также снятие запрета на таможенное оформление и государственную регистрацию авто без ограничений по экологическим нормам - это компромиссное решение, учитывающее интересы всех сторон: государства, официальных автоимпортеров, добросовестных налогоплательщиков и тех, кто пользуется автомобилями без таможенного оформления и регистрации в Украине.

Новая модель налогообложения позволит уменьшить стоимость новых транспортных средств и создаст правовые и экономические условия для регистрации ввезенных в Украину авто с иностранными номерами.

Так же новые правила обеспечат действенный контроль за перемещением и целевым использованием таких авто, а также за соблюдением таможенных правил резидентами и нерезидентами.

Законопроекты обсуждены на всех уровнях: с представителями ОО "Автоевросила", Министерства финансов, Государственной фискальной службой, Министерством внутренних дел, Государственной пограничной службой, а также профильными ассоциациями - производителей, дилеров, импортеров.

Поэтому уже на этой неделе его можно представить на рассмотрение парламента.

Нина Южанина, председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады