23-05-2018 13:20

Почему большинство украинцев не поддерживают реформы?

Большинство украинцев выступают против либеральных рыночных реформ, таких как рынок земли или приватизация. Украинские реформаторы склонны объяснять это советским менталитетом. Но это не так.

В 1992 году большинство украинцев поддерживало рынок земли и приватизации. Но на протяжении истории независимости страны поддержка только снижалась. В 2017 году 63% украинцев считали, что правительство не прилагает усилий для осуществления реформ. 77% населения не может назвать ни одного успешного изменения.

Вопрос популярности реформ и реформаторов поднимался в десятках экономических исследований в течение последних десятилетий. В большинстве из них фигурирует Украина. Они показывают, что советское наследие, необразованность населения и мифы популистов имеют меньшее значение, чем принято считать. А массовое недовольство ходом реформ - верный путь потерять очередной шанс на их завершение.

В 1992 году только 14% украинцев не поддерживали создание рынка земли. Решающие 63,5% выступали за. 2016 - картина противоположная: мизерные 16,7% - за, 59% - против.

реформы-график

Это плохо согласуется с популярным убеждением, что украинцы не поддерживают рынок земли из-за укоренившегося социалистического наследства или советского менталитета.

То же самое с приватизацией. Реформа госсобственности или приватизация началась вместе с независимостью страны. Сегодня она все еще далека от завершения, хотя почти каждое правительство включало ее в список приоритетов. Одна из причин - непопулярность среди населения. За исключением аномального 2014-го приватизация малых предприятий из года в год только теряла поддержку.

реформы-график

Количество тех, кто против приватизации крупных предприятий, всегда превышало количество тех, кто за. Однако, опять же - не поддержка выросла вдвое, она вдвое упала.

реформы-график,3

Желание сильной руки.

Опасно возросло количество граждан, которые считают, что «сильный лидер, которого не беспокоят парламент и выборы - хороший способ навести порядок в стране». В 1995-97 годах это мнение поддерживали не более 50% населения, в 2010-14 годах - 71%. Для сравнения, в Германии только 20% граждан поддерживают подобную идею. В России, где она вполне воплощена в жизнь - 73%.

Почему с удалением Украины от советских времен все меньше граждан поддерживают рыночные реформы и все больше рассматривают авторитаризм как способ решения проблем?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали исследования, в которых поднималась эта тема. Результаты двух десятков исследований, которые легли в основу этой статьи, показывают: реформы непопулярны скорее по экономическим и политическим причинам, чем из-за необразованности или идеологической ангажированности населения.

Эти причины можно разделить на две условные группы: экономические и неэкономические.

Экономические причины. Не советское наследие, а постсоветские страдания

Материальные потери. В странах, которые реформируются, существует тесная связь между экономической ситуацией и поведением граждан на выборах. Неравное распределение выгод и потерь от изменений создает победителей и неудачников. Тот, кто чувствует, что выигрывает от реформы или уверен, что выиграет в будущем - поддерживает ее. Тот, кто несет потери или боится понести в будущем, выступает против. Если большинство населения чувствует, что проигрывает от изменений, поддержки не будет. Избиратели наказывают правительство, голосуя за оппозицию, если их экономическое положение ухудшилось и наоборот. То, как распределялись выгоды и потери в процессе реформ, значительно больше повлияло на политическую судьбу переходных стран, чем их различия в истории, культуре и масштабах коммунистического наследия. Среди факторов, которые вызывают материальные потери населения и влияют на поддержку рыночных реформ - безработица и инфляция.

Если в процессе реформ растет безработица или угроза потерять работу, люди снижают поддержку партий, которые ассоциируются с реформами, и увеличивают поддержку левых партий. Рост частного сектора - наоборот - повышает популярность реформаторов и снижает поддержку коммунистов и крайних левых. В то время как работники частного сектора традиционно более склонны поддерживать реформы и низкие государственные субсидии, работники государственного сектора и безработные поддерживают их только в начале. Это связано с их ожиданиями получить лучшую работу в частном секторе в результате изменений. Если эти ожидания не оправдываются, поддержка реформ снижается, а поддержка щедрых субсидий растет.

Переходные страны, которым удалось держать цены под контролем, сохранили большую поддержку рыночных преобразований. Многие переходные экономики Центральной и Восточной Европы в 1990-х годах столкнулись с серьезными кризисами, ростом безработицы и инфляцией. Хотя в начале перехода граждане этих стран выражали огромную поддержку реформ (как и Украина на графиках 1,2,3), в процессе трансформации большинство из них ее потеряли. Украина стала одной из наиболее экономически пострадавших стран. В 1990-х годах среди постсоветских стран граждане Украины хуже оценивали состояние экономической и политическую систему. Экономические шоки могут взаимодействовать с культурными предпочтениями и определять отношение граждан к рыночной экономике и либерализации. Удар кризисов по населению может привести к отмене уже воплощенных изменений и переходу страны к менее либеральной экономической системе.

Одно из исследований изучало влияние Великой рецессии 2009 года на поддержку рыночной экономики и демократии украинцами с Востока и Запада. Жители Востока Украины больше пострадали от кризиса, что увеличило их негативное отношение к рыночной экономике. Этот эффект был сильнее по мере приближения к границе, что может свидетельствовать о взаимодействии экономических и культурных факторов. Жители Западной Украины, которые больше всего пострадали от кризиса, выражали большее разочарование рыночной экономикой и становились в этом плане похожими на жителей Востока. Экономические потрясения могут подорвать поддержку не только рыночных институтов и правительства, но и демократии (Katz, Levin 2017).

Неравенство. Болгария, Россия и Украина пережили наиболее драматический рост неравенства доходов среди постсоветских стран в процессе постсоветского перехода. 80% процентов населения ощутили резкие потери, что сопровождалось значительным ростом самых богатых 20% (Milanovic 1998). В то время как доходы самых богатых 20% украинцев  восстановились на докризисных позициях, доходы нижних 80% стагнируют на протяжении всего постсоветского периода.

реформы-график,4

Когда экономика и уровень жизни растет, люди поддерживают масштабные изменения. Снижение уровня жизни, рост неравенства доходов и высокая инфляция способствуют ностальгии по прежнему режиму. Снижение ожидаемой продолжительности жизни, рост смертности, ухудшение верховенства права и высокая коррупция также увеличивают тоску людей по «стабильному» прошлому.  Хотя склонность к левым идеям очень распространена среди украинцев, она существует не сама по себе, а может выступать следствием многочисленных остальных,  не идеологических факторов. Те же факторы, которые подпитывают левые идеи, снижают поддержку рыночных реформ.

Впрочем, материальные потери - не единственное, что влияет. Не менее важно, как граждане оценивают реформы и реформаторов.

Неэкономические причины

Хотя экономические потери населения в процессе реформ снижают поддержку, часто именно кризисы открывают окно возможностей и формируют запрос населения на перемены. При определенных условиях реформаторы могут сохранять высокую поддержку среди населения, воплощая сложные изменения. Для этого они должны пользоваться доверием, а их политика считаться справедливой.

Вопрос справедливости. Несправедливые реформы - не реформы

Нелегитимность в глазах населения. Для большинства переходных стран характерно желание отменить результаты приватизации из-за ее нелегитимности в глазах населения. Исследование, в котором были рассмотрены 28 переходных экономик включая все постсоветские, показало: более 50% населения каждой из этих стран (более 80% всех опрошенных респондентов) поддерживают одну из форм отмены приватизации. От взимания дополнительных налогов с новых владельцев до полной экспроприации и ренационализации приватизированных предприятий. Интересно, что только 36% из этих 80% предпочитают государственную собственность. 64% опрошенных - за частную собственность, но против приватизации из-за массового недовольства ее результатами.

реформы-график

Неподдержка приватизации теми, кто за государственную форму собственности, может иметь идеологические причины. Другие принципиально выступают за частную собственность, но возмущены несправедливым распределением национального богатства в ходе приватизации. Лица, которые понесли наибольшие экономические потери при переходе, меньше поддерживают приватизацию и чаще всего выступают за пересмотр ее результатов.

Справедливое и несправедливое неравенство. Хотя неравенство доходов резко выросло в процессе постсоветских преобразований, Украина имеет относительно невысокое неравенство, если сравнивать ее с другими странами мира. Но опрос за 2009 год показывает, что более 90% украинцев переоценивают неравенство доходов в стране и считают его значительно большим, чем есть на самом деле.

Коэффициент Джини - популярный индикатор для измерения неравенства доходов. В 2009 году коэффициент Джини для Украины составил 28 пунктов, что относило Украину к 30% стран мира с самым низким показателем неравенства. Но по оценкам украинцев, коэффициент должен составлять 39 пунктов, что бы относило Украину к 30% стран с высоким неравенством.

Причина таких расхождений между восприятием и реальностью может быть в том, считают ли люди неравенство справедливым, а состояние богатых заслуженным.

реформы-график

Люди вполне нормально воспринимают неравенство, если четко видят, что богатые заслужили свое богатство, работая настойчивее или имея лучшие навыки.

Если они считают, что богатые получили свое состояние незаслуженно, неравенство воспринимается как несправедливость.

В поддержку реформ негативно влияет лишь «несправедливый» компонент неравенства - то есть, неравенство в доходах, обусловленное разницей в возможностях. Если кто-то получает богатство, пользуясь привилегированным положением в обществе, связями родителей, имея доступ к лучшему образованию и т.д., другие склонны считать это несправедливым (Guriev 2018).

Фактическое неравенство практически не влияет на убеждения людей, что правительство вмешиваться в распределение доходов. Именно «несправедливое» неравенство, как его видят люди, сильно коррелирует с жаждой к перераспределению и спросом на левую политику. Это воспринимается как способ восстановления справедливости.

Образование и информирование населения не решает эту проблему. Люди не отказываются от ложных представлений о неравенстве, даже когда оказываются перед противоположными фактами.

Вопрос доверия

В Украине политические партии часто защищают интересы влиятельных групп. Поэтому люди не доверяют им и не идентифицируют себя с ними. Граждане, которые не чувствуют, что партии представляют и защищают их интересы, снижают поддержку демократии. Молодое поколение украинцев значительно меньше доверяет политическим партиям, чем старшее. Если вы считаете, что политики вас обманывают - вместо улучшения жизни вы получите более высокие цены, в то время как выгоды достанутся лишь «избранным» - сопротивление изменениям будет вполне рациональным поведением (Fernandez, Rodrik 1990).

В свою очередь, высокий уровень недоверия в обществе создает политический запрос на государственное регулирование. Это касается как доверия между людьми, так и доверия людей к бизнесу, политикам и политическим институтам. В странах с низким уровнем доверия люди хотят больше государственного вмешательства, даже если понимают, что государство очень коррумпировано (Aghion et al. 2009).

Постсоветский период сопровождался спадом доверия украинцев к институтам власти, полиции и правосудию. Это наблюдалось и в других постсоветских странах, хотя, как правило, в меньшей степени. Например, Польша: хотя доверие к институтам уменьшалась, процент граждан, которые доверяют, постоянно превышал процент тех, кто не доверяет. В случае Украины наблюдается более драматичная картина: с середины 2000-х годов количество граждан, которые не доверяют выше названным институтам власти, почти всегда преобладает над количеством тех, кто доверяет.

реформы-график

Касательно доверия между людьми, в Украине оно только снижалось в течение постсоветского периода. В Польше исторически еще меньше граждан отвечали, что большинству соотечественников можно доверять. Однако, там наблюдалась противоположная тенденция: в постсоветский период уровень доверия только рос.

реформы-график,

Один из важных факторов, определяющих, насколько граждане доверяют друг другу и политическим институтам - экономический рост

Экономические кризисы приводят к уменьшению доверия между людьми, разрушая механизмы сотрудничества, и негативно влияют на выбор экономической политики. Экономический рост и эффективность политической системы, наоборот – формирует запрос граждан на полезную для роста политику, повышает поддержку демократии и доверие к политическим институтам.

Когда сложные изменения могут быть популярными

Экономика и справедливость. Большинство населения должно чувствовать, что выиграет от изменений. Перераспределительные эффекты каждой реформы должны быть учтены. Если изменения больно бьют по значительному числу людей, должны быть предложены механизмы компенсации наименее защищенным. Экономический рост, снижение неравенства доходов и улучшение качества государственного управления повышают поддержку.

Кроме материальных аспектов реформы должны нести символическое значение. Люди должны чувствовать, что они проводятся для них и в их пользу, а не за счет них и в пользу избранных. Есть реформы болезненные или непонятные для населения. Есть рискованные и болезненные для бенефициаров несправедливого по мнению населения статус-кво. Если проводятся только первые, а вторые откладываются до следующего политического сезона, поддержки не будет. Одобрения не будет, если в процессе изменения крайне несправедливого общества «плохие парни» в образе олигархов или коррумпированных политиков не проигрывают. Граждане не только не поддержат такие реформы, они их могут даже не признать как таковые.

Украинский урок

Повышение тарифов на энергетику и введение плавающего валютного курса не считаются реформами большинством населения при всей их важности и безальтернативности. Каждый рядовой гражданин может лично ощутить их негативные последствия в виде роста цен и падения уровня жизни, в то время как потенциальные выгоды остаются неочевидными. С другой стороны, задержка с антикоррупционной и правозащитной реформами, медленные изменения качества государственных услуг убеждают рядового гражданина, что его сегодняшняя боль не окупится завтрашним выигрышем.

Опыт трансформаций постсоветских стран показывает, что популярность политических реформ среди населения всегда преобладает над популярностью экономических. А ограничение власти коррумпированных политиков повышает народную поддержку рыночных преобразований. Меры, ограничивающие полномочия государственных служащих и позволяющие избирателям осуществлять мониторинг, а также вознаграждать или санкционировать политиков за неправомерные действия увеличивают легитимность действий реформатора. Такие действия убеждают избирателя, что выгоды от изменений будут распределяться в справедливой манере и не достанутся лишь приближенным.

Лозунги массовых протестов, которые переживала страна, подтверждают, что для граждан вопрос справедливости лежит скорее в борьбе со злоупотреблениями элиты и восстановлением равных возможностей в обществе, чем в левой политике социалистического наклона.

Что мешает власти реализовывать реформы, 2016

реформы-график

Доверие к реформатору

Если люди не поддерживают реформаторов, то не поддержат и реформы. Непонятная реформа без популярного лидера уязвима. Поддержка политики, касающейся каждого гражданина, но для него не очень понятной, зависит от репутации лидера. Если граждане не знают его или не доверяют ему, их мнение о политике уязвимо к манипуляциям.

Балансирование между болезненными и популярными изменениями, учет справедливости и сохранения доверия населения - то, чего не хватало первой волне украинских постсоветских реформ. Это то, чего не хватает сейчас. Ни данные, ни результаты исследований не подтверждают аргумент, что социалистическое прошлое - основная причина популярности левых идей в постсоветской Украине. Жесткая экономическая история, дискредитированная политическая система и дискредитированное слово «реформы» лучше объясняют тенденцию. К тому же, если популярность реформ - вопрос их дизайна, а не человеческого менталитета, с этим можно работать. Но, высока вероятность, что уже в следующий раз.

Виталий Проценко, экономист VoxUkraine.