25-04-2018 22:38

Дамоклов меч "Северного потока-2"

Европейская комиссия предложила расширить действие газовой директивы Третьего энергопакета на трубопроводы из третьих стран.

Для российского "Северного потока – 2" такое решение будет означать дополнительные переговоры с Германией об условиях функционирования газопровода и, как следствие, серьезное увеличение сроков ввода его в эксплуатацию.

А также необходимость установить более высокие тарифы, нежели планировалось.

В самом лучшем для Украины варианте развития событий "Газпром" может оказаться перед лицом таких вызовов, что реализация проекта окажется под серьезным вопросом.

Как известно, "Северный поток-2" — проект на 11 млрд долларов, который непосредственно соединяет Германию и Россию.

«Северный поток-2»: выгоды для Германии и риски для Европы

Европейская комиссия (ЕК) предложила распространить положения газовой директивы Третьего энергетического пакета на газопроводы, идущие из третьих стран в государства ЕС (и в обратном направлении).

Газовой директивой (2009/73/EC) регулируется доступ третьих лиц, тарифы, требования к анбандлингу и прозрачность.

Еще 13 сентября 2017 года об этом заявил президент ЕК Жан-Клод Юнкер. В дальнейшем комиссия направила эти предложения в Совет и парламент ЕС. Приезжавший в середине апреля в Украину глава директората по вопросам энергетики Еврокомиссии Доминик Ристори рассказал о том, что предложение о расширении директивы уже было проголосовано в Европарламенте.

В марте 2018 года члены энергетического комитета Европейского парламента проголосовали за введение этих поправок в силу с 1 января 2019 года. Теперь очередь за Советом ЕС.

Как пишет Леонид Униговский, предложения и поправки затрагивают все существующие и перспективные морские газопроводы, идущие в ЕС из Норвегии, Алжира, Ливии, Марокко и России. В будущем это коснется и Великобритании после ее выхода из ЕС (освобождение от условий газовой директивы ранее было сделано для Трансадриатического газопровода ТАР).

На газопроводы будут распространяться требования:

- разделение транспортировки и поставки (так называемый unbundling);

- доступ третьих сторон к газопроводам;

- использование равных, обоснованных и недискриминационных тарифов.

В предложениях сделана оговорка, что страна ЕС, которая является первой на пути газопровода, может принять решение о неприменении газовой директивы для этого газопровода, если это "не будет наносить ущерб конкуренции, функционированию рынка и безопасности поставок в Союзе".

Для "Северного потока – 2" - российского газопровода, который представляет собой серьезную опасность для Украины и предполагает поставку газа в ЕС в обход украинской ГТС, - принятие поправок означает необходимость отдельных переговоров между Германией и Россией об условиях функционирования газопровода. А это в любом случае отодвинет срок его ввода в эксплуатацию.

Применения предусмотренного директивой анбандлинга может заставить "Газпром" продать свою долю в проекте. Еще один вариант - проведение анбандлинга госмонополиста в России, что на сегодня представляется фантастикой. Условие достаточно жесткое.

Доступ третьих сторон к газопроводу. В этом случае может быть применено условие, реализовавшееся несколько лет к газопроводу ОРАL, – резервирование около 50% пропускной способности.

Теоретически это может позволить в перспективе другим российским поставщикам природного газа (например, компании НОВАТЭК), поставлять в Европейский союз природный газ за счет этих 50%.

Экономически обоснованные, недискриминационные тарифы будут означать, что в случае применения газовой директивы для расчета тарифа должны будут применяться Регламент 715/2009, а также Регламент 2017/460, и тогда тариф может быть выше.

Насколько мне известно, Nord Stream 2 AG для экономической привлекательности маршрута планирует исключить инвестиционную составляющую из тарифа. Введение новых норм ЕС не позволит "Газпрому" занизить тариф.

Если газовую директиву таки утвердят, в лучшем случае для Украины "Северного потока – 2" не будет. 50-процентная загрузка, необходимость продажи "Газпромом" своих акций третьим лицам, повышение тарифов на транзит могут заставить российского газового монополиста отказаться от реализации проекта.

Что это даст украинской ГТС? Отказ от реализации "Северного потока – 2" позволит сохранить значительные (65-75 млрд куб. м в год) объемы транзита через нашу газотранспортную систему.

В случае вступления газовой директивы с поправками в силу и реализации "Северного потока – 2" возможно сохранение объемов транзита через нашу ГТС примерно в 45-60 млрд куб. м в год.

Насколько высоки шансы принятия поправок к газовой директиве? Для принятия этих поправок в Совете ЕС необходимо голосование квалифицированным большинством (16 из 28 членов или поддержка стран с более чем 65% населения ЕС).

В то же время в Совете ЕС ситуация совсем иная.

Юридическая служба Совета считает, что на точках выхода из России и входа газопровода на территорию Германии должны действовать соответственно законодательства России и Германии, а подводная часть газопровода должна быть под юридической конвенцией ООН по морскому праву.

Это заключение юридическая служба Совета, по информации Reuters, подтвердила 1 марта 2018 года, хотя и добавила, что вопрос требует дополнительного изучения.

Нужно отметить, что давление бизнеса на правительства стран ЕС достаточно велико. Почти все наиболее крупные нефтегазовые компании ЕС участвуют в проектах, связанных с "Северным потоком – 2". Еngie, Royal Dutch Shell, Uniper, Wintershall, OMV непосредственно привлечены в "Северный поток – 2", а Fluxys, ONTRAS и Gasunie выступают в качестве акционеров газопровода EUGAL, который является продолжением "Северного потока – 2" по территории Германии (аналог ОРАL).

Мировой энергетический рынок: "Газпром" промахнулся

Комиссия в рамках общественного обсуждения обратилась за поддержкой поправок газовой директивы к компаниям и общественным организациям. Только 12 компаний (организаций), из которых 11 польских (всего дали оценки 33), высказались в поддержку этих поправок.

Второй квартал 2018 года, видимо, будет решающим в определении судьбы "Северного потока – 2". И украинским представителям следовало бы, по моему мнению, уделить больше внимания работе в этом направлении с газовыми ассоциациями (организациями) Европы. Такими, как EFET, Business Europe, Eurogas.