25-04-2018 19:45

Что не так с украинским топливом

В Украине водители часто жалуются на качество топлива. Речь идет о так называемой «бодяге», которая, конечно же, производится нелегально. Кустарным способом.

Суть операции - в смешении базового компонента топлива с различными присадками, которые могут значительно сократить жизнь машины или увеличат расходы его владельца.

Так, кустарное производство топлива приводит к колоссальным потерям экономики страны.

Во-первых, некачественное топливо вредит автомобилям как частных, так и государственных владельцев. Во-вторых, государственный бюджет недополучает поступления от уплаты налогов. В-третьих, это вредит конкуренции на рынке, поскольку позволяет необоснованно снижать цену. В-четвертых, это существенный источник коррупции, ведь нелегальное производство не может происходить без "крышевания" со стороны государственных органов.

Насколько масштабным стало это явление сегодня? Проверяют ли качество топлива государственные учреждения, осуществляющие публичные закупки? И как исправить ситуацию? Вопросов много.

История вопроса

Кустарное производство бензинов на мини-НПЗ и нефтебазах - это "золотая жила". Налоги на бензин в разы выше, чем на дизтопливо, а "производить" его технологически проще.

Объемы производства "кустарного" топлива значительно выросли в 2013-2014 годах. Еще тогда подакцизный бензин можно было выпускать, используя безакцизные компоненты, движение которых в страну не ограничивалось.

"Бодяжат» бензин обычно не на АЗС, а на небольших нефтебазах. Там к горючему добавляют различные присадки. Почему такие смеси опасны?

Например, тот же самый титраэтил свинец повышает октановое число смеси до стандарта, но со временем убивает поршневые кольца и клапаны. В свою очередь, нафталин приводит к образованию нагара в топливной системе. От него страдают шланги, бензонасос и форсунки инжектора.

Так же ранее шла ожесточенная борьба на аукционах за так называемый "стабильный газовый бензин", который производила государственная компания "Укргаздобыча". Такой бензин используется в химической промышленности, но его часто использовали как основной компонент для фальсификата.

Также законно импортировались октаноповышающие присадки, антидетонаторы и другие компоненты бензина.

К концу 2015 года масштабы проблемы стали угрожающими. По расчетам аудиторив Счетной палаты, объемы потребления бензина в Украине превышали объемы легального производства и импорта этой продукции в 2013 году более чем на 1390 тыс. тонн, в 2014 году - на 463 тыс. тонн.

То есть, продажи нелегально произведенного бензина для автомобилей составляли в 2013 году - 35-38%, в 2014 году - 15-20% общего объема потребления этой продукции.

Из-за этого, по данным ДФС, специальный фонд государственного бюджета потерял от недопоступления акцизного налога с бензина около 3,2 млрд грн - в 2013, и 1,9 млрд грн - в 2014. По итогам 2015 потери государственного бюджета от нелегального оборота нефтепродуктов в виде недополучения акцизных налоговых отчислений достигли 1,2 млрд гривен.

2016-й стал переломным. В рамках бюджетного процесса были введены акцизы на компоненты моторных топлив на уровне с бензинами. Кроме этого, была введена электронная система администрирования акцизного налога с нефтепродуктов, которая полноценно заработала с 1 апреля 2016 года.

Новый механизм создал сквозной контроль за уплатой акциза и сделал крайне проблематичной легализацию «левых» объемов, которые ранее возникали по документам буквально ниоткуда.

Результаты не заставили себя ждать. Объемы теневого оборота дизельного топлива, по данным Консалтинговой группы "А-95", достигли показателей, на которые можно не обращать внимания: в первом полугодии 2017 они оценивались на уровне 1% рынка.

С бензином ситуация также улучшилась. Если в 2015 году объем теневого рынка бензина составил 440 тыс. тонн, то после законодательных изменений 2016 года - 200 тыс. тонн. В первом полугодии 2017 года "безакцизные" объемы бензина оценивались экспертами в 70 тыс. тонн, что составляет до 8% рынка.

Однако, даже 8% - это очень существенные потери для государственного бюджета и для владельцев автомобилей.

После пожара на Васильковской нефтебазе

Один из крупнейших в украинской истории пожаров произошел на Васильковской нефтебазе компании БРСМ. Этот пожар начался 8 июня 2015 и продолжалась трое суток. Погибли 6 человек, 15 пострадали.

Тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, а также министр внутренних дел Арсен Аваков и председатель ГСЧС Николай Чечеткин на фоне горящих резервуаров заявили, что пожар возник в процессе изготовления топливного фальсификата.

О кустарном производство в Василькове знали задолго до пожара. Железной дорогой сюда поступали и "стабильный газовый бензин", и октаноповышающие, и антидетонационные присадки, и многое другое.

После потери Васильковской нефтебазы, по словам собеседников на рынке, эти грузы переместились на новые терминалы в Козятине (Винницкая обл.), Гадяче (Полтавская обл.), Голованевске (Кировоградская обл.) и Переяслав-Хмельницком.

"В Украине продолжают работать десятки нефтебаз с массовыми нарушениями", - констатирует представитель одного из импортеров топлива.

Это свидетельствует о том, что дело, которое стало причиной Васильковской трагедии - кустарное производство топлива - живо, трагедия никого ничему не научила, а виновных так и не привлекли к ответственности. Так, владельцы БРСМ сих пор не наказаны.

"Наказанием им пока стала потеря 20-25 млн долларов сгоревшего имущества. Облава силовиков и распределение бесчисленного количества взяток всем: от следователей, прокуроров - до министров. Досталось и разного рода "периферии", в частности экологическим институтам.

В прошлом году один из них отрапортовал, что пожар не нанес вреда прилегающим территориям, хотя там за семь дней сгорело месячное потребление нефтепродуктов всей Киевской области. Расходы, похоже, большие, потому что ни копейки семьям погибших и искалеченным владельцы БРСМ не дали", - говорит директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

В ООО "Стейт Ойл" отмечают, что слова эксперта - это лишь предположение.

"ООО "Стейт Ойл" как компания, осуществляющая операционное управление хозяйственной деятельностью сети автозаправочных комплексов под ТМ "БРСМ-Нафта", заявляет, что не имеет никакого отношения к возникновению 8 июня 2015 пожара на упоминавшейся нефтебазе.

«Предположение же господина Куюна о причинах возникновения пожара являются безосновательными и бездоказательными. ООО "Стейт Ойл" считает, что виновные в этой трагедии лица будут установлены и наказаны в соответствии с действующим законодательством», - прокомментировали в ООО "Стейт Ойл".

Две особенности, которые отличают БРСМ от других игроков рынка.

Во-первых, эта сеть АЗС постоянно продает гораздо больше топлива, чем закупает. Речь идет о пятилетнем периоде (2013-2017 гг).

Поступления сырья и компонентов моторных топлив на нефтебазы БРСМ

бодяжный бензин

Во-вторых, в корзине реализованных на заправках бензинов, по данным консалтинговой группы "А-95", 35% приходится на марку А-95, которую БРСМ, якобы, не закупает - ни по импорту, ни на внутреннем рынке. Только А-92. Откуда БРСМ бензин А-95?

В конце 2016 года на БРСМ обратили внимание Генпрокуратура и Государственная фискальная служба, обвинив сеть в неуплате более 1 млрд грн налогов. Из 175 АЗС были закрыты до 100 комплексов.

Это нашло отражение в статистике реализации: за четыре месяца 2017 объемы продажи БРСМ упали вдвое, фактически сеть держится на станциях Киева и Киевской области, которые избежали санкций. Но и это не смогло изменить подходы БРСМ: пусть и в меньших объемах, но поставки компонентов бензина продолжаются.

Как и ранее, в номенклатуре закупок БРСМ только бензин А-92 и ни тонны А-95.

Группа компаний, связанных с БРСМ, является крупнейшим получателем специфических грузов.

Формально БРСМ, а точнее фирма" Стейт Ойл ", которая владеет этими заправками, "белая и пушистая", а всю грязную работу выполняют другие компании этой группы. К началу 2016 году очень мощным производителем «бодяги» была Мироновская нефтебаза, что в Киевской области. Но ее деятельность свернулась после введения акциза на компоненты моторных топлив в начале 2016 года, - объясняет Куюн.

В ООО "Стейт Ойл" утверждают, что бензин марки А-95, который реализуется на автозаправочных комплексах под ТМ "БРСМ-Нафта", производится на румынских нефтеперерабатывающих заводах Rompetrol-Rafinare группы KMG International, где и закупается для продажи в Украине.

Информация господина Куюна об отсутствии в портфеле импорта ООО" Стейт Ойл "оптовых закупок бензина этой марки является недостоверной, а его мотивы неизвестны. Дополнительно информируем, что с 2015 года все виды горючего, реализуемых в Украине через наши автозаправочные комплексы, ежегодно проходят экспертизы Института потребительских экспертиз. По их заключению, качество топлива, которое проверялось, в том числе бензин марки А-95, полностью соответствует европейским стандартам, - заявили в ООО" Стейт Ойл ".

"Мачмала" от ООО "ЮАР"

Государственное предприятие "Дирекция Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд" летом провело закупку горючего. В условиях тендера была прописана ожидаемая стоимость в сумме 3,559 млн грн с НДС за 157 тыс. л бензина и дизтоплива.

Победитель тендера, по результатам торгов, дал предложение на 1,259 млн грн ниже ожидаемой стоимости – 2,3 млн грн. Это на миллион ниже, чем предложение еще одного участника - ООО "ОККО-Бизнес Контракт".

Окончание нефтяного века: закономерное и беспощадное

Местное интернет-издание "Кировоград24" предположило, что ООО "Ю А Р" занимается кустарным производством топлива, обосновывая свои подозрения низкой ценой. В издании считают, ничто не может обосновать 35-ти процентное снижение предложения от ожидаемой стоимости, а следовательно - на предприятии "колотят мачмалу".

По просьбе автора еще один энергетический эксперт, директор специальных программ "Психея" Геннадий Рябцев провел расчет реальной стоимости топлива на момент проведения тендера на примере дизтоплива. Минимальная розничная цена на то время составляла 19,94 грн за литр. Без условно-постоянных расходов АЗС и наценки - 17,54 грн.

По условиям контракта компания имеет право повысить цены на 10%, следовательно, реальная стоимость составляет 15,94 грн, а это - меньше, чем предложенная компанией сумма 16,57 грн. С бензином ситуация аналогичная.

"Арифметика Пупкина" показывает, что теоретически эта компания могла найти дешевый ресурс, хотя и низкокачественный, и получить прибыль от его реализации на тендере, -говорит эксперт.

Низкая цена - необходимое, но недостаточное доказательство фальсификата или контрабанды. Все же нужна экспертиза, - считает Куюн.

Вот, например: есть такая скандально известная фирма "Трейд Коммодити". Она побеждает всех на тендерах «Укрзализныци» и Минобороны, дает самую низкую цену. Мы видим, откуда они поставляют, и есть все аргументы утверждать, что они "бодяжат" дизтопливо из авиакеросина и горючего низкого качества. Но чтобы их обвинить, нужно иметь результаты анализов. А их нет. Поэтому они идут в суд и нас с вами там "раздевают". Вот и все. Поэтому надо быть очень осторожным в высказываниях, - добавляет эксперт.

По версии кировоградского издания, ООО "ЮАР" на своей нефтебазе смешивала менее качественное топливо с более качественным. В доказательство своего тезиса издание обнародовало вывод Криворожской испытательной лаборатории, принадлежащей ОАО "Концерн Галнафтогаз". (Сеть "ОККО", ЭП)

Согласно заключению, топливо не соответствует техническому регламенту, ведь доля серы в опытном образце топлива превышала норму в 30 раз.

В Концерне "Галнафтогаз" отказались ответить на запрос по этому заключению, сославшись на коммерческую тайну. Такой ответ, по нашему мнению, свидетельствует о достоверности документа. В ином случае лаборатория могла бы ответить, что этот вывод - подделка, или что он не касается предприятия, о котором говорится в статье.

В самой ООО "ЮАР" отказались прокомментировать ситуацию.

После упомянутой публикации в "Кировоград24", предприятие "забыло" в пятидневный срок направить справку об отсутствии судимости у должностного лица участника, подписавшего предложение. Именно эта формальное основание стало поводом для признания победителем тендера ООО "Белый Медведь", ценовое предложение которого не слишком отличалась от предыдущего.

Кому принадлежат вышеупомянутые предприятия? По данным аналитической платформы "YouControl", ООО "Белый Медведь" принадлежит Николаю Грицаю, директор - Татьяна Радионова.

Ранее часть предприятия принадлежала городскому голове Кропивницкого Андрею Райковичу (БПП "Солидарность"). Однако, после коррупционного скандала он вышел из состава учредителей фирмы, переписав свою долю на бизнес-партнера. Предприятие до сих пор постоянно выигрывает тендеры, поставляя продукцию государственным и коммунальным учреждениям на миллионы гривен.

Успехи ООО "ЮАР", по информации портала "Е-дата", значительно скромнее - лишь сотни тысяч гривен. Это предприятие с уставным капиталом всего 2 тыс. грн принадлежит жителю города Знаменка Юрию Ковальчуку.

Однако не многие государственные предприятия и учреждения могут проверять качество закупленного топлива. Сколько же некачественного топлива закупает государство?

Скандал с "Трейд-Коммодити" и другие сомнительные госзакупки

Недавний громкий коррупционный скандал вокруг закупок Минобороны заставил задуматься об объемах «бодяги» в государственных закупках.

Напомним, компания ООО "Трейд Коммодити" (ТК), которая за последние два года выиграла государственных тендеров на 7,11 млрд грн, закупает значительную часть топлива у фирмы, фигурирует в уголовном производстве из-за незаконного изготовления нефтепродуктов - ООО "Укр Петрол".

Об этой фирме вообще неизвестно ничего, кроме уголовного производства за незаконное производство топлива. Сейчас Нацполиция проводит досудебное расследование по фактам незаконного изготовления нефтепродуктов и введение в оборот опасной продукции.

Следствие установило, что в 2015-2016 годах группа лиц начала противоправное изготовление и сбыт топлива без получения соответствующих разрешений и уплаты налогов. Под видом бензинов марок А-80, А-92, А-95 и дизельного топлива дельцы продавали "смеси нефтяных фракций, содержащие опасные химические вещества".

Всего, по информации Единого государственного реестра судебных решений, в Украине уже есть 5475 судебных решений, связанных с кустарным производством горючего.

Автор отсеял дела, связанные с вышеупомянутыми группами компаний "БРСМ", ООО "Укр Петрол", с мелкими предпринимателями, которые "колотили" небольшие объемы топлива в гаражах, а также случаи самовольного "бодяжництва" сотрудниками АЗС.

За последние два года были обнаружены также судебные решения в отношении предприятий ООО "Петролиум Оил Групп" и ООО "Альянс Синтез" (г.. Днепр), ООО "Триумф" (с. Долинская Кировоградская обл.), ООО "Мелара" (г.. Николаев) и ЧП Фирма "Инвестцентр" (г.. Ивано-Франковск).

Ни одно из этих предприятий не выигрывало тендеры на поставку, однако выигрывали тендеры предприятия, через которые, согласно материалам дела, "бодяга" реализовывалась.

бодяжный бензин

Все упомянутые юридические лица фигурируют в деле о кустарном производстве топлива в Днепре как предприятия, через которые был организован сбыт незаконно изготовленных горюче-смазочных материалов.

В итоге, только по материалам одного дела следует, что государство закупило вероятно некачественное топливо на сумму 36,38 млн грн.

Как можно исправить ситуацию

Вопиющие случаи кустарного производства топлива доказывают, что необходимо и дальше усиливать контроль за перемещением подакцизных товаров, прежде всего на нефтебазах и при транспортировке бензовозами.

Сейчас создан алгоритм для нефтебаз. Все нефтехранилища с 1 января 2018 должны быть оборудованы счетчиками и уровнемерами, которые будут передавать информацию непосредственно в ДФС. Постановление, которое подробно описывает требования к системам учета топлива на складах, в ближайшее время может быть утверждено Кабмином.

Сложнее с бензовозами, здесь решения пока нет. С места нелегального производства или контрабандного ввоза продукт едет в автоцистерне по поддельным документам, и проверить легальность груза никто не может.

Должна быть система выдачи акцизных накладных, чтобы в любой момент, имея условный штрих-ридер, можно было проверить, есть ли этот груз в учетной базе. Такая система успешно работает в Европе.

А контролирующим органам и самим потребителям стоит следить за обязательным применением регистраторов расчетных операций при розничной реализации топлива на АЗС.

Текст подготовлен в рамках проекта USAID "Прозрачная энергетика". ЭП