03-04-2018 19:19

Чего ожидать от запуска работы Нацслужбы здоровья?

Руководить финансовой системой медицины в Украине будет Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ).

На первом этапе реформы через Нацслужбу государство будет финансировать работу семейных врачей, терапевтов и педиатров. В дальнейшем вся система медицины будет оплачиваться через Нацслужбы здоровья.

Возглавил новый орган Олег Петренко, который 15 лет работал в частном секторе медицины и на момент конкурса был заместителем генерального директора по стратегическому развитию ООО "Isida-IVF". В интервью Delo.UA он рассказал, когда новая служба начнет работать и как изменится принцип распределения средств в медицине.

Олег Петренко

 - На какой стадии находится создание Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ)?

 - Если проводить аналогию с рождением ребенка, создание службы на стадии внутриутробного развития, но есть "предвестники родов". Зачатие произошло 19 октября 2017 с принятием закона №2168-VIII "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств". 27 декабря было принято постановление о создании нового центрального органа исполнительной власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины. Ровно месяц назад на открытом конкурсе избрали председателя, которым стал я. Мы "выносили" этого ребенка, и момент моего назначения можно назвать ее рождением.

Представьте себе, что этот ребенок родился, мама в лице МОЗ и государства в целом счастливы, что у них есть Национальная служба здоровья, и сразу от этого младенца требуют: "Пошел! Поел! Умылся! На горшок!". Эта аналогия довольно значима, ведь демонстрирует реальное положение дел. Мы создали важнейшую структуру для системы финансирования медицинских услуг через новый механизм, который уже через три месяца должен функционировать как следует. С одной стороны, это очень сжатые сроки, с другой - именно так реформы и делаются.

При этом, согласно закону, только глава службы, официально назначенный на должность, может регистрировать новый орган. Вот меня назначили, и только в течение трех рабочих дней я смогу зарегистрировать центральный орган исполнительной власти. У меня появятся полномочия. После этого смогу пойти зарегистрировать его в контролирующих органах, подам документы на печать, сделаю себе ЕЦП, согласую организационную структуру и штатное расписание и прочее. Это первая часть.

 - Что будет происходить дальше?

 - Передо мной положат белый лист и скажут: "рисуй". С одной стороны, это хорошо, потому что можно сформировать, на мой взгляд, организацию новой культуры. С другой стороны, существует большое количество рисков.

Сегодня у нас уже есть общее видение основных процессов, целевая организационная структура, описаны процедуры. Но нет людей и помещения. Когда я представляю эту огромную организацию и понимаю, что основной ресурс - это талантливые кадры, а именно их пока нет, мне становится страшно. У меня есть небольшая команда и большое количество встреч и переговоров на разных стадиях. Кому-то очень интересно, но рискованно. А кто-то ждет, когда НСЗУ заработает и продемонстрирует первые достижения. Большинство этих людей - со стабильного корпоративного сектора, которые привыкли к спокойной и прогнозируемого жизни. Трудно уговаривать. Да и вообще, новаторов всегда было мало.

- Тогда как вы сформируете команду?

 - Сначала это будут временные переводы из Минздрава, других министерств и центральных органов исполнительной власти. Почему? Для того, чтобы нанять первых госслужащих, работников в соответствии с Законом о государственной службе, мне нужно провести конкурс, а это займет не менее 45 дней.

А уже с июня НСЗУ должна начать контрактовать учреждения первичного звена, а в июле планируются первые выплаты поставщикам. Пока будут проходить конкурсы на должности государственной службы, уместно параллельно провести подготовительные работы. Ведь для того, чтобы начать работу органа, мне нужно провести тендеры на закупку всего необходимого. Закупить карандаши, ручки, бумагу, компьютеры, стулья и т.д., чтобы просто обеспечить команду всем необходимым. Я уже не говорю о нормативной базе, которую самостоятельно я не подготовлю. Именно с этой целью я воспользуюсь ресурсами ведомства.

Команда будет формироваться "с колес". Ожидаю, что в числе первых будут определенные ключевые люди, на которых я могу положиться. Я надеюсь, после перевода или когда они пройдут конкурс. И вот когда их станет пятеро, мы сможем вместе проводить конкурсы в НСЗУ. Такой тяжелый технический порядок организации команды центрального органа исполнительной власти.

Я бы еще сделал акцент на обучении. Ведь найти финансиста или бухгалтера просто. А вот аналитиков медицинского рынка, специалистов по формированию тарифов, например, - практически нереально. Один из путей - искать умных людей, которые готовы учиться и перенимать европейский опыт. Но для этого нужно время.

 - А с помещением уже определились?

 - В начале мы будем размещаться в Минздраве, но это только в начале создания службы. Далее мы переедем в собственное помещение. Сейчас сложно сказать куда именно, но представляю, что это будет светлое офисное помещение полностью открытого типа. Оно своим видом должно декларировать, что реформа системы финансирования медицинского обслуживания населения полностью прозрачна.

Большая часть - на оплату труда.

- А какая зарплата у вас?

- У меня зарплата согласно конкурсным условиям, которую мне установили как должностной оклад. Она составит 18 тыс. грн. Еще будут предусмотренные законом надбавка, премия, выплаты за ранг. Не совсем адекватно, на мой взгляд, учитывая уровень должности и ответственности, но хватит, у меня скромные требования в быту. Больше меня беспокоит - как найти специалистов на работу в службу, когда не можешь обеспечить хотя бы приближенный к рыночному уровень оплаты труда?

- Вы сказали, что уже сформировали структуру нового органа...

 - Это сложная структура, но основными будут функции договорной работы с поставщиками медицинских услуг и отделы медицинских экспертов, экономистов и аналитиков, которые будут заниматься разработкой тарифов и программы медицинских гарантий. А также большое подразделение коммуникаций, так как, согласно закону, мы должны обеспечивать информирование населения об объеме программы государственных гарантий.

В аппарате есть различные департаменты, которые касаются финансов, бухгалтерии, казначейства и тому подобное. Все, что нужно для выполнения функций государства.

Также со временем в управление НСЗУ перейдет государственное предприятие "Электронное здоровье". Поскольку вся работа НСЗУ построена на электронной медицине. Как мы знаем, врачи первичной медицинской помощи будут заключать декларацию с пациентами и заносить информацию в систему электронной медицины. Также система содержит реестры заведений, врачей и пациентов "первички". Итак, на основе этих данных мы будем формировать бюджеты заведений и перечислять им средства на основе подушной ставки. Это - основа нашей работы во второй половине 2018 года.

Параллельно будет продолжаться подготовка к 2019, и главное - 2020 году, когда все услуги, предоставляемые пациентам медицинскими учреждениями не только первичного уровня, но и врачами будут финансироваться через НСЗУ в рамках программы медицинских гарантий.

Предполагается также формирование территориальных подразделений, офисов в каждой области. Это будут не юридические лица, а отделения Национальной службы здоровья с определенными специализированными функциями.

- Нацслужба здоровья будет выполнять и контролирующую функцию…

- Да, именно так. Мы контролируем поставщика услуг, то есть заведение и врача. Как это происходит? Больницы отчитываются нам через электронную систему здравоохранения, но не так, как привыкли на бумаге, а просто тем, что заносят в систему информацию о своей работе. Вот ведет семейный врач, допустим, 2 тыс. пациентов и заносит все данные о них в систему. Эта информация консолидируется у нас.

- И как эта информация поможет вам контролировать врачей в случае, если они будут дописывать себе пациентов или иным образом фальсифицировать данные?

- Обезличенные данные появляются на портале здравоохранения, где можно увидеть, кто договоры имеет и какие услуги предоставляет. И врач, который уже знает, что за ведение детей или пенсионеров он получит большую плату, может соблазниться и дорисовать декларации или подать неверные данные в систему. Но мы понимаем - если брать общую статистику по Украине, то пенсионеров у одного врача может быть не более 40% или детей не более 30%. Сейчас я привожу примеры, точной информации пока нет.

Искусственный интеллект дает фантастические возможности для отслеживания мошенничества. Мы последние из европейских стран входим в реформы. В Европе для систем здравоохранения уже существуют схожие алгоритмы, мы просто введем их в себя.

- Кстати, поскольку вы заговорили о тарифной сетке, давайте обсудим ее?

 - Базовый тариф за годовое ведение врачом "первички" одного пациента в 2018 году - 370 грн. Когда мы говорим об этом тарифе, то имеем в виду здоровую, трудоспособного человека в возрасте от 18 до 39 лет.

Кстати, ежегодно базовая ставка будет повышаться. В следующем году будет ориентировочно 450, а не 370 гривен. Коэффициенты также несколько изменят свой вес. Мы соберем сведения, получим реальный срез, и тогда подкорректируем их в соответствии со структурой населения Украины и потребности в медицинских услугах.

 - На сколько вырастет зарплата врача "первички" с ведением нового механизма финансирования.

 - Моделирование показывает, что при правильном хозяйствования врач может рассчитывать на зарплату от 15 до 30 тыс. грн.

 - Повышение тарифа и такое значительное повышение зарплаты - это для того, чтобы больницы быстрее переходили на новый механизм финансирования?

- Конечно. Основная задача реформы - экономическими стимулами изменить поведение поставщика. Чтобы он лучше оказывал медицинские услуги пациенту. То есть заведение не удерживался, а мог прогнозируемо формировать свой бюджет на основе количества и качества предоставляемых гражданам.

 - А тарифы после перехода на новую систему вы не снизите?

 - Нет, специально никто таким заниматься не будет. Но это все зависит от состояния экономики страны.

 - Мы постоянно говорим о том, что врачи заключать договоры. Но для этого они должны соответствовать условиям, которые вы к ним предъявляете. Напомните, что это за условия?

 - Ничего сложного и экстраординарного. Центр первичного медицинской службы или амбулатория должны автономизироваться. То есть стать коммунальным некоммерческим предприятием, которое сможет открыть свой расчетный счет в банке. У них должны быть компьютеры, подключенные к электронной системе здравоохранения через одну из медицинских информационных систему (МИС), которая прошла сертификацию. Их список можно посмотреть на сайте "Электронного здоровья".

Что касается материально-технического оснащения, его перечень определен приказом Минздрава № 148, который уже принят. Опять же, он вполне доступен для исполнения. У врача должны быть кабинет, набор простого оборудование для обследования, перечень необходимых лекарств и тому подобное.

- Какой процент "первички" вы надеетесь перевести на новый механизм финансирования до конца 2018?

- Знаете, есть закон распространения инноваций. Инноваторы - это лишь два-три процента. Мы так и рассчитываем, что сначала на новую систему финансирования перейдет до 3% заведений "первички". Во второй половине года в третьем квартале можно ожидать 15% процентов заведений первички, это так называемые ранние последователи. Это те, кто сомневался, но как только увидел, что все работает - присоединился.

Затем последует основная масса. Это те, кто хочет убедиться, что все в порядке. Закон есть, и постановление Кабмина есть, и служба есть, и приказы МОЗ. Департамент здравоохранения области тоже создал свой документ на выполнение всех этих документов - все, деваться некуда, надо идти.

Ну и последними - поздние последователи, которые откладывать до последнего.

Это те заведения и врачи, которые будут до конца сидеть на медицинских субвенциях. И такое развитие событий абсолютно прогнозируемое. Но с 2020 года субвенций не будет - только программа медицинских гарантий через НСЗУ.

 - Что будет с теми заведениями или врачами "первички", которые не перейдут на новую систему финансирования до 2020 года?

 - Мы не будем финансировать их. У нас на это не будет оснований. Какой механизм? Семейный врач набирает необходимое количество пациентов, за медицинское обслуживание которых мы ему платим, это если совсем упрощенно объяснять. Мы, как распорядитель средств, заключаем договор или с врачом-ФОПом или с заведением, где работает врач "первички". И на основании этих данных по договору с НСЗУ оплачиваем его годовую работу. Если этих договоров не будет, как мы должны ему заплатить?

Проговорю еще раз, что переходный период для "первички" действует до конца 2018 года, то есть именно до этого времени они могут рассчитывать на субвенции как на старый механизм финансирования, с 2019 года "первичка" переходит на новый механизм.

 - Можно сказать, что те заведения, которые не успеют перейти на новую систему финансирования, будут закрыты?

 - Лично закрывать заведения я не собираюсь. Они просто не будут получать финансирование, если примут решение не заключать договор с нами. Но это решение - полностью их и местной власти выбор. В дальнейшем они смогут переквалифицироваться или пойти работать в частный сектор.

 - Если двигаться дальше, уже нужно начинать подготовку к реформе вторичной медицинской помощи. Есть уже какие-то наработки?

 - Сейчас мы собрали первичные данные, на основе которых будем рассчитывать стоимость одного пролеченного случая в стационаре. Мы используем один из вариантов DRG - Diagnostic Related Group, лечебно родственные группы. Это способ, который определяет средний тариф на подобные между собой случаи. Он рассчитывается в нескольких так называемых реферсних больницах по всей Украине, то есть определяется средний тариф, который действует для всей Украины. Он платится с определенными коэффициентами сложности. Вот такой механизм расчета для «вторички».

 - По поводу системы реимбурсации - когда она перейдет к вам?

 - Скорее всего, реимбурсация перейдет в 2019 году. Так как часть, которая касается амбулаторных лекарств, согласно закону, должна быть реализована через Национальную службу здоровья. Эта работа еще ждет нас. Вообще, работа над реформой системы финансирования медицины только начинается, еще работать и работать. И над "вторичкой", и "третичкой".