12-03-2018 16:55

Скончался Олег Табаков

Умер  народный артист СССР, художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова и театра «Табакерка» Олег Табаков.

Об этом сообщили в пресс-службе МХТ.

С конца ноября 82-летний актер находился на лечении в Первой градской больнице. Позднее в СМИ появлялась информация, что артиста подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, несмотря на улучшение состояния на Новый год.

Информация о причинах госпитализации поступала противоречивая: в театре «Табакерка» и пресс-службе МХТ говорили, что Олега Табакова доставили в больницу «с обычным плановым медицинским обследованием».

Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В 1957 году он окончил Школу-студию МХАТ, играл в многочисленных театральных постановках. В 1971-1976 одновременно с актерской деятельностью возглавлял "Современник". С 2000 года Табаков занимал пост художественного руководителя МXАТ имени А.П. Чеxова, а с 2004 года исполнял и обязанности директора театра.

За свою актерскую карьеру Олег Табаков сыграл более 120 ролей в кино и около 100 театральных ролей.

Он играл в фильмах "Семнадцать мгновений весны", "Полеты во сне и наяву", "Человек с бульвара Капуцинов", "Ближний круг" и "Сирота казанская".

Кроме того, артист озвучил несколько персонажей мультфильмов. Его голосом говорят герои анимационных фильмов "Бобик в гостях у Барбоса", "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" и "Ежик плюс черепаха".

Олег Табаков — народный артист СССР (1988 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Удостоен многих профессиональных премий и наград: «Золотая маска» (1996), «Хрустальная Турандот» (1999, 2004, 2011, 2015), «Чайка» (2003, 2005) и другие.

Член Совета по культуре при президенте России, почетный член Российской академии художеств, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Напомним, что после аннексии Крыма министерство культуры России опубликовало письмо группы известных деятелей культуры в поддержку позиции президента Владимира Путина по украинскому вопросу. 86 человек подписали письмо. Среди них был Олег Табаков.

В мае 2017 года Олег Табаков подписал письмо в защиту режиссера Кирилла Серебреникова. В ноябре того же года он поддержал художественного руководителя московского театра "Сатирикон" Константина Райкина, выступившего против цензуры в искусстве, осуществляемой в России Министерством культуры.

В октябре Табаков стал фигурантом расследования международной организации Transparency International, утверждавшей, что он наряду с руководителями по меньшей мере четырнадцати российских театров выплачивает гонорары по госконтрактам сам себе.

В интервью радио "Свобода" об Олеге Табакове рассказал выпускник его студии Виктор Шендерович: Для меня это, конечно, совершенный удар. И хотя я знал, что дела плохи, но к этому все равно подготовиться нельзя. Так получилось, что Олег Табаков для меня (помимо того, чем он был для всех нас – родным и большим артистом и частью нашей жизни, огромной жизни) символизировал некоторые новые времена, "Шумный день", молодой "Современник".

В 15 лет я попал в его студию. В значительной степени попадание в его студию, в его руки изменило мою жизнь, сделало меня мною. Поэтому для меня это, конечно, еще и личный удар. Прежде всего, он был огромный артист. Он был просто рожден для лицедейства, для театра. Он был рожден для сцены. Его лучшие роли навсегда в нашей памяти. И "Шумный день", где он снялся совсем молодым, и Адуев в "Обыкновенной истории", и огромное количество ролей, совершенно блистательных, разнообразных. Он был актер божьей милостью, любимый...

Даже "любимый" неправильное слово, потому что есть актеры, которые становятся просто частью нашей жизни, когда речь идет о таком количестве десятилетий, то это просто уже часть тебя, часть культуры, часть того воздуха, которым ты дышишь. Лучшие табаковские роли были, в том числе, этим воздухом в самых разных временах и в самых разных жанрах. Он был актер огромного диапазона и огромного дарования.

Его вклад в театральную школу совершенно неоценим. Мне посчастливилось быть в той первой табаковской студии, откуда и Сергей Газаров, и Лена Майорова, и очень многие замечательные артисты, и Миша Хомяков. И второй курс – Смоляков, Леша Серебряков, Дуся Германова, и Миронов, и Безруков. Огромная плеяда выпускников табаковской школы.

Он любил говорить, что он отбирает актеров, как бабушка отбирала помидоры для засолки: худшие на продажу, а лучшие все-таки себе. Он воспитывал актеров для себя, для своего театра.

И он был милостью божьей, конечно, театральным деятелем. То, как он защищал, то, как он своей широкой спиной прикрывал, так сказать, пробы, шалость и смелости молодого поколения – конечно, это незабываемо! Об этом, конечно, скажут его ученики, да и не только ученики, просто те, кого он прикрывал своей широкой спиной, получая за это, огребая, конечно, за конформизм, который тоже был, но это был конформизм во имя чего-то, не во имя пошлых вещей.

Да, постоянный компромисс, постоянное существование. Он обладал нечеловеческим обаянием. Он умел обаять любое начальство: начинал он с Фурцевой и Хрущева, а заканчивал Медведевым и Путиным. И всегда это было ради дела, всегда это было ради того, чтобы вышел спектакль, был театр. И конечно, он был человеком очень непростым: с очень веселой маской снаружи, такой лицедейской, шутовской, вполне прилипшей к его сложному лицу, а человек-то был сложный и большой.

И чем больше будет проходить времени, тем более ощутима будет эта дыра. А эта дыра для огромного количества людей, для театрального сообщества. Это огромная дыра! И она, эта дыра, будет ощущаться, я думаю, все сильнее и сильнее. Светлая память
.