08-09-2009 15:59

Иномарки, ВТО и 1,5 млрд. долларов США – украинский национальный триллер

6 сентября закончился срок действия временной 13% пошлины на иностранные автомобили. Уже сегодня импортеры начали растаможку автомобилей, которые последние три месяца томились на складах.

Они стараются успеть до того момента, как народные депутаты примут новую временную 15% пошлину на иностранные автомобили. В ближайший месяц путь от склада к украинцу начнут от 20 до 25 тысяч новых автомобилей.

Иномарки, оказывается, пока даже не дорожали, но все еще впереди, уверяют крупные импортеры автомобилей. «Мы ждали, что после отмены 13% пошлины, которая действовала с 6 марта по 6 сентября 2009 года, снижение цен на иностранные автомобили составит 10-12%, но падение гривны спутало все прогнозы. Сейчас можно констатировать, что цены на некоторые марки в ближайшее время могут снизиться на 5-7%, не больше», - рассказывает гендиректор «Автоинтернешнл» Елена Дунина.

«Падения цен не будет по той причине, что мы их не поднимали после марта, - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. – С 6 марта по 6 сентября, пока действовала пошлина, мы не импортировали автомобили. Мы, зная об этой пошлине, максимально заполнили склады до 6 марта».

«Цены не упадут, потому что им некуда падать, - подтверждает заместитель директора по продажам Автомобильного центра «Голосеевский» Вячеслав Мельник. – Оживление продаж в августе связано исключительно с курсом доллара и снижением цены «УкрАВТО» на группу машин Chevrolet, ВАЗ и Daewoo».

За полгода действия пошлины государство понесло потери на растаможке свыше 1,5 млрд. гривен, уверяют автоимпортеры. Однако сравнение идет с прошлым 2008 годом, когда покупательский спрос был в 5 раз выше.

Сейчас, когда пошлина отменена, импортеры готовы открыть плотину и возобновить поток машин в Украину. «В сентябре-октябре планируется растаможить 20 – 25 тысяч автомобилей», - говорит Елена Дунина. Всего же на складах в Украине и Европе скопилось 90 тысяч машин, ждущих своих новых хозяев украинцев. До конца года, если импортерам не будут мешать, они надеются продать 50 тысяч машин и реализуют таким образом за год 200 тысяч автомобилей.

«Продавать до 15 тысяч машин в месяц до нового года – вполне реально», - соглашается Вячеслав Мельник.

Спешка бизнесменов, с которой они бросились растаможивать четырехколесных коней, легко объяснима – в Верховной раде Украины зарегистрирован новый законопроект, вводящий 15- процентный временный налог на иностранные автомобили.

Схема создана таким образом, чтобы не дразнить ВТО пошлинами. Автомобильный сбор будет аккумулироваться на счетах специального фонда, откуда потом будет распределяться между отечественными автопроизводителями. Однако четкой схемы в законопроекте №5080 нет. Временный сбор планируется ввести на три года - с 1 января 2010 до 1 января 2013.

«Отсутствие четкой и прозрачной схемы распределения собранных средств дает мне повод назвать эту схему коррупционной, - говорит Олег Назаренко. – К тому же этот сбор распространяется и на вторичный рынок, что еще больнее ударит по украинцу».

Удорожание иностранного автомобиля в случае принятия такого сбора составить 25%. И это не понравится чиновникам ВТО, уверен Назаренко. «Покупать импортную продукцию, в том числе и автомобили, – это нормальное желание. Зачем государство его ограничивает?» - удивляется гендиректор «Виннер Импорт Украина» Богдан Кульчицкий.

«Парламентарии думают, что за три года у импортеров машины точно закончатся, и они будут вынуждены покупать новые и платить этот сбор. Но они не понимают, что существует шанс, что производители, которые контролируют импортеров, просто откажутся поставлять машины в Украину, выбирая для своей продукции более привлекательные рынки, - говорит Олег Назаренко. – Между прочим, к импортным автомобилям российские не относятся по договору о двухсторонней дружбе и торговле».