15-01-2018 19:11

Медреформа и фармрынок

Медицинская реформа выведет на фармацевтический рынок Украины нового игрока – государство.

К чему это приведет? Мнение - Владимира Игнатова, исполнительного директора ассоциации AIPM Ukraine (Ассоциация представителей международных фармацевтических производителей Украины).

Проблема в том, что украинский фарм-рынок изначально страдал от потребления населением в большом количестве OTC препаратов (безрецептурные медикаменты), а доля рецептурных лекарств слишком мала из-за того, что на рынке, фактически, не было государства, а доля государственного финансирования всех уровней в 15% очень мала. 85% стоимости препаратов на рынке оплачивает пациент.

Такая ситуация не характерна для европейской модели здравоохранения.

Увеличение доли государства на фармацевтическом рынк епроизойдет через запуск системы реимбурсации. Составной частью этой реформы является именно внедрение системы реимбурсации для патологий, которые важны для здравоохранения населения страны.

Реимбурсация

Реимбурсация – это полное или частичное возмещение стоимости потребления лекарств в амбулаторном сегменте. Система начала действовать с 2017 года как программа "Доступные лекарства". Выписано более 10 млн рецептов. На программу уже потрачено более 500 млн грн и пациенты получили бесплатные препараты.

С помощью реимбурсации государство влияет на рынок рецептурных препаратов и увеличивает количество медикаментов, которые украинцы потребляют в рецептурном сегменте.

Прежде всего, это препараты, которые используются при лечении тех патологий, от которых граждане нашей страны в основном и умирают – это сердечно-сосудистые заболевания. Украина остается лидером в Европе по количеству инфарктов и инсультов, а артериальной гипертензией страдает почти четверть взрослого населения страны. Каждый гипертоник должен регулярно ежедневно принимать препараты подобранные врачом. Эти лекарства позволяют пациенту контролировать артериальное давление.

Медреформа: обязанности пациента

Стоимость препаратов

С одной стороны, пациенты получают лекарства бесплатно или с небольшой доплатой, если это чуть более дорогие препараты. С другой стороны, фармрынок получает покупателя в лице государства, который покупает очень много медикаментов. Это приводит к снижению цен.

Дополнительно, внутри этой программы, заложены механизмы регулирования и снижения цен.

Для фармпроизводителя это значительное облегчение задачи. Потому что качественный, эффективный и безопасный препарат, который включен в систему реимбурсации, не нуждается в затратном продвижении на рынке.

К тому же, это объемы потребления в тех группах, где потребление раньше лимитировалось возможностью пациента покупать этот препарат.

Реимбурсация коснулась препаратов для сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы и диабета второго типа. В 2018 году добавлено еще два действующих вещества для лечения этих патологий, что расширяет ассортимент используемых медикаментов.

Реформа медицины: как будет работать первичный уровень?

Стандартизация лечения

Стандартизация лечения - это более жесткий подход и контроль со стороны системы здравоохранения за тем, как лечат пациента. Каждое заболевание имеет вполне понятный алгоритм лечения, стадийность назначения препаратов, каких препаратов, из каких групп. Для лечения артериальной гипертензии, например, используются 5 групп препаратов.

Есть четкая и понятная схема, когда и какие препараты назначать. Если контроль давления не достигается - переходим на другую группу или добавляем еще одну группу препаратов.

Электронный документооборот

Электронный документооборот также является составной частью реформы и это колоссальный прорыв.

Когда у пациента появляется электронная карточка, а у врача возможность выписывать электронный рецепт, это полностью поменяет качество статистики в системе здравоохранения.

Наконец-то, Минздрав увидит, как живет рынок, сколько у нас реальных пациентов и выписанных лекарств, сколько потреблено медикаментов и каковы результаты лечения. Есть набор препаратов, которые финансируем 2-3 года и дальше смотрим, что из этого получилось. Наблюдаем - изменился ли уровень заболеваемости, как изменилась смертность, количество инфарктов и инсультов.

Здесь возникает другой уровень понимания здоровья Украины, как страны, если брать всю совокупность пациентов. Наконец-то, мы можем это посчитать. На сегодня даже не известно, сколько людей в стране живет.

Разговоры о 42 млн украинцев – это фикция. Хорошо, если наберется 35. Перепись населения никем не проводилась уже более 20 лет. С точки зрения финансирования, здравоохранение не может работать с такой погрешностью.

Это всегда было главной проблемой – сколько денег нужно, а мы толком не знаем, потому что нет прозрачной статистики.

Молдова в начале 2000-х годов создали систему реимбурсации и за 5 лет получили снижение смертности от артериальной гипертензии на 25%. Это колоссальный результат. А стоимость копеечная, потому что программа лечения артериальной гипертензии стоит всего несколько сот миллионов гривен.

То есть за $10-15 млн можно снизить на четверть смертность населения от последствий гипертонии. Это фантастический результат и мы надеемся, что в Украине он будет не хуже.