10-10-2017 22:23

Театральный конкурс Taking the Stage: о войнах внешних и внутренних

За три года своего существования конкурс и мини-фестиваль от Британского Совета в Украине Taking the Stage стал одним из самых ожидаемых событий профессиональной театральной жизни и важным системообразующим элементом отрасли.

В этом году конкурс принимала новосозданная площадка независимого современного театра «Сцена 6» в Довженко-центре. Очевидным является факт роста из года в год как зрительского ажиотажа, так и профессионального уровня участников.

Также еволюцирует и совершенствуется сама форма конкурса. Taking the Stage начинался как конкурс на постановку «современной» британской драмы для «молодых» режиссеров. На третий год своего существования он лишился возрастных ограничений как для режиссеров, так и для текстов. Никаких рамок в выборе материала организаторы не устанавливали (кроме того, что тексты должны принадлежать авторам из Объединенного королевства).

Благодаря этому в программе появились Диккенс, Шекспир, Уэллс и взрослые режиссеры. Впрочем, стоит заметить, что последние составили незначительный процент - Taking the Stage как был, так и остался, прежде всего, конкурсом молодых режиссеров и современных британских текстов.

Об этом на "ЛБ" пишет журналист и театральный критик Анастасия Гайшенец. 

Суть Taking the Stage довольно проста: это ежегодная театральная конкурсная программа Британского Совета в Украине, которая предоставляет возможность украинским театрам и режиссерам создать представления при поддержке театральных специалистов из Соединенного Королевства. В этом году программа осуществляется в сотрудничестве с ОО «Театральная платформа», британскими театрами «Young Vic» (Лондон), «Sherman» (Кардифф), Blind Summit (Лондон).

Механика такова: в середине лета объявляют о начале приема конкурсных заявок со всей Украины. Режиссеры выбирают материал и находят партнерский театр с материально-технической базой. Заявки обрабатываются конкурсным оргкомитетом, на основе чего формируется шорт-лист участников, которые в течение двух дней собственно фестиваля демонстрируют 20-минутные эскизы будущих постановок. Победители получают финансовую поддержку на реализацию своих представлений.

Так, в прошлом году, благодаря Taking the Stage постановки по современным британским текстами появились в Киеве, Харькове, Чернигове и Северодонецке. Все просто, логично и открыто.

Двумя основными акцентами, которые можно выделить в нынешней программе стала стабильная и горячая любовь наших режиссеров к драматургическому наследию Мартина МакДонаха и активное привлечение в конкурсную борьбу кукольников. В шорт-лист вошли двенадцать спектаклей из четырех городов: Киева, Харькова, Днепра и Чернигова. Трое победителей определяются решением жюри, один - путем зрительского голосования.

Задача не из легких: в этом году в программе легче определить "тройку" слабых проектов - работы представлены пестрые, оригинальные и уверенно азартные. Ведь сам формат конкурса стимулирует к работе в особом режиме творческой мобилизации и побуждает к смелым и талантливым решениям.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Лейтенант с острова Инишмор» в постановке Максима Голенко

Среди безапелляционных фаворитов как жюри, так и зрителей фигурирует работа Максима Голенко (заявка от «Дикого театра») по пьесе Мартина МакДонаха «Лейтенант с острова Инишмор» . Черную комедию о непростых отношениях в рядах ирландских националистов режиссер адаптировал к реалиям гуцульщины. Все в этой работе - от специально созданной для эскиза музыки (композитор Дмитрий Данов), готового режиссерского решения текста и до блестящей адаптации диалогов МакДонаха к диалекту и реалиям локального колорита - давало ощущение того, что в независимости от результатов конкурса этот безумный концентрат творческой энергии уже не остановить. Качество этой работы не предусматривает возможности не быть реализованной.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Тит Андроник» в варианте Игоря Белица

Одной из тем, которую прямо или косвенно касались режиссеры, стала война: война современная, война в прошлом, война с собой и с миром. Режиссер Игорь Белица в своей работе, созданной совместно с Черниговским областным академическим музыкально-драматическим театром по пьесе Уильяма Шекспира «Тит Андроник», переносит оригинальный текст в украинские реалии. Прием не новый, но использован очень уместно. Главный герой - воин АТО с посттравматическим синдромом: изуродованная душа в травмированном теле. Гиперреализм как сценический прием (манипуляции с пищей и обнаженная натура) "занижает" слово Шекспира именно до того уровня, который является оптимальным для его восприятия современным человеком.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine "Брокенвиль" в постановке Владимира Петренко

Звуком автоматных очередей и удаленными взрывами война присутствует и в работе Владимира Петренко по произведению Филипа Ридли «Брокенвиль» (Днепропетровский драматический молодежный театр «Верим!»). Персонажи «Брокенвиля» забыли кто они такие, при неизвестных обстоятельствах потеряли память и пытаются по-новому идентифицировать себя в реальности. Здесь режиссерское решение и выразительная артикуляция драматургии отрывка, к сожалению, не были подкреплены выстроенной архитектоникой актерских работ.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Сиротливый запад» в постановке Давида Петросяна

«Сиротливый запад» Мартина МакДонаха в прочтении режиссера Давида Петросяна (ЦСИ «ДАХ») - не о войне и о войне одновременно. История непреодолимой ненависти двух родных братьев считывается сейчас достаточно тенденциозно. Режиссер делает заявку на психологизацию и камерность в работе. Но спецификой конкурса является необходимость вместить в отрывок драматургически завершенный концентрат смыслов и смыслов, которые позже могут "расползтись" в работе в менее плотную структуру. Отрывок Давида Петросяна выглядел как вырезанный из контекста долгой истории, к которой зритель не причастен.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Портной из города Инвернесс», реж. Влада Белозоренко

«Портной из города Инвернесс» Мэтью Заяца, подготовленный режиссером Владой Белозоренко совместно с Киевским национальным академическим театром оперетты, идеально соответствует требованиям жанра "эскиз". Не распинаясь «на полную», режиссер бегло демонстрирует потенциальные возможности - свои и материала: живое музыкальное сопровождение, метафоризация объекта в сценическом пространстве, одновременное присутствие двух временных слоев (Вторая Мировая и современность). Тема - война, которой человек не хотел, которая приходит в ее мир и заставляет играть по своим правилам.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Психоз 4:48» в варианте Розы Саркисян

Принятие или непринятие творчества Розы Саркисян, имя которой стало известно широкой общественности благодаря спектаклю «Мой дед копал, мой отец копал, я не буду», является делом личным, и не отменяет того факта, что работа режиссера чрезвычайно интересное явление, достойное внимания и анализа. Отрывок «Психоза в 4:48» Сары Кейн, представленный совместно с киевским театром «Актер», тоже о войне. О войне с отчаянием и одиночеством и о феерическом поражении в этой войне. «Психоз в 4:48» - это бытовой сюрреализм и суицидальная психопатия в сочетании с адским стебом и тактилизацией границ провокации: невозможно терпеть, невозможно уйти.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Мир в ореховой скорлупке», реж. Дмитрий Захоженко

Достаточно нестандартный материал для работы выбрал Дмитрий Захоженко (киевский Новый драматический театр на Печерске). Режиссер попытался подобрать театральные ключи к «Миру в ореховой скорлупке» Стивена Хокинга. Легкая интерактивная форма подачи текста, микс игрового театра и стендап-шоу, живые котята, вселенная в чашке с кофе и Стивен Хокинг на связи в скайпе (поговорить с ним актеры пообещали в полной версии спектакля). Все эти остроумные приемы хорошо "продают" (в хорошем смысле этого слова) будущую работу режиссера.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Загадочное ночное убийство собаки» в варианте Антона Литвинова

Очень трогательную историю о мальчике с аутизмом, который расследует убийство соседского пса, выбран для работы режиссером Антоном Литвиновым («Дикий театр»). «Загадочное ночное убийство собаки» Марка Хэддона в эскизе представлено через сложную игру с системой веревок / собачьих поводков, которыми связаны герои истории, сам герой обыгрывает прозрачный шар с отверстием для головы (аллюзия скафандра). Образы замечательные, но считываются формально. Иногда создавалось впечатление, что режиссер слишком много внимания уделил механике существования актеров в этой среде, зато работа актеров с текстом осталась недоработанной.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine "Волшебная лавка", реж. Екатерина Тушдер

Три конкурсные работы представлены кукольниками: «Улитка и кит» и «Где моя мама?» Джулии Дональдсон от режиссера Янины Зеленская и харьковской «Платформы театральных инициатив», «Рождественская песня» Чарльза Диккенса от режиссера Михаила Урицкого и Киевского муниципального академического театра кукол и «Волшебная лавка» Герберта Уэллса режиссера Екатерины Тушдер и Киевского академического театра кукол. Последняя, наверное, была самой интересной с точки зрения эстетических находок и образной системы: оригинальные плоские куклы в человеческий рост, использование мапинга и онлайн-анимации. Но работе не хватило динамики и режиссерских решений - создав среду и стиль, авторы эскиза не успели им овладеть должным образом.

фестиваль Taking the Stage

Фото: Александр Пилюгин / British Council Ukraine «Лейтенант с острова Инишмор», реж. Богдана Орлеанова

Богдана Орлеанова предложила другое видение текста МакДонаха «Лейтенант с острова Инишмор». Избегая интеркультурных аллюзий и экстраполяций на украинские реалии, черная комедия представлена как черная комедия. Впрочем, в данном случае простота не пошла на пользу (хотя иногда такое и бывает). Отсутствие внутритекстовой конфликтной среды "обескровливает" и инфантилизует персонажей.

Напомним, что вчера было торжественно открыто новое помещение Театра на Подоле

Отмена возрастного барьера в 35 лет, уже успела стать роковой точкой, когда молодой режиссер - как карета Золушки в полночь - превращается в старого, является безусловно решением, не лишенным смысла. Расширение критериев отбора для конкурсантов позволило более точно проследить палитру эстетических приемов и тем, к которым обращается современная украинская сцена. Поэтому конкурс приобрел признаки своего рода шоу-кейса удельных возможностей украинского театра как формы. Кроме того, к самой конкурсной программе этого года добавилась образовательная платформа: параллельно с демонстрационной программой театральных эскизов была проведена серия профессиональных мастерских для критиков и режиссеров от украинских и британских специалистов отрасли.

Кроме того, на фестивале все время не покидала мысль: почему аналогичный конкурс не проводит Минкульт? Почему нет программы поддержки современной украинской драматургии и где квоты на ее постановку в государственных театрах? Ведь уже через неделю начнется едва ли не единственный конкурс современной украинской драмы «Неделя актуальной пьесы», который проводится на голом энтузиазме и без какой-либо господдержки уже в восьмой раз.

Британский Совет объявил победителей конкурса: три призера, которых определило жюри, - это Максим Голенко ( «Лейтенант с острова Инишмор»), Роза Саркисян ( «Психоз 4:48») и Дмитрий Захоженко ( «Мир в ореховой скорлупке»). Победителя по результатам зрительского голосования объявят чуть позже.

Ранее стало известно, что международный фестиваль современного искусства ГогольFest-2017, скорее всего, станет последним.