06-09-2017 19:51

Авто на иностранных номерах: кто виноват и что делать?

Владельцы автомобилей с иностранной регистрацией устроили в Киеве очередную акцию.

Они выдвигают к власти ряд требований. В частности, отменить ограничения на перепродажу ввозимых в страну авто, ввести мораторий на штрафы за нерастаможенное авто до законодательного урегулирования вопроса, а также принять законопроект №5567 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины" (об урегулировании транзита и временного ввоза транспортных средств для личного пользования).

Если этот законопроект будут принят, водители смогут законно ездить на автомобилях с иностранной регистрацией за определенную плату.

Один из организаторов акции, глава общественной организации "Авто Евро Сила" Олег Ярошевич заявил, что она будет бессрочной.

Будем продолжать акцию, пока не будет конструктивного решения вопроса, - сказал он.

Но какое решение в этой ситуации можно считать конструктивным? Тут мнения расходятся.

Как уже упоминалось, владельцы авто с иностранной регистрацией свое видение решения проблемы озвучили.

Им нужны – доступная растаможка (% стоимости авто) на все автомобили для всех граждан Украины, введение простого и доступного механизма легализации завезенных автомобилей (установление ставки платежей в бюджет в пределах 15-30% стоимости авто), мораторий на действие экологических норм Евро5 как условия ввоза и регистрации б/у автомобилей в Украине и, как говорят организаторы, прекращение "репрессий" силовых структур против водителей автомобилей на еврономерах и мораторий на дискриминацию до окончательного законодательного урегулирования.

Акция за легализацию нерастаможенных авто. ФОТО. ВИДЕО

При этом по данным Государственной фискальной службы, сейчас на территории Украины незаконно пребывает около 60 тысяч авто с иностранной регистрацией.

Основная схема, в результате которой они въехали в Украину, незамысловата.

Купить авто в Европе гражданин Украины может, однако оформить его на себя нет.

Поэтому в европейской стране, например в Чехии, Польше или Литве оформляется ЧП, на которое впоследствии оформляется автомобиль. Так в указанных странах появились фирмы, на которые зарегистрированы сотня и больше авто. За умеренную плату гражданин Украины формально оформлялся как работник этой фирмы и затем мог год ездить в Украине на таком вот «служебном» авто.

Затем нужно было пересечь границу с ЕС и снова на законных основаниях кататься год без растаможки.

Но в марте 2013 года таможенная служба изменила понятие «коммерческий автомобиль» и сократила сроки пребывания таких машин в Украине до 20 дней.

До этого служебными считались иностранные машины, которые использовались и в коммерческих, и в личных целях. Но после внесения изменений в законодательство право ездить год на иностранных служебных автомобилях осталось только у владельцев и соучредителей заграничных фирм. И только для авто, который используется в личных целях.

Рядовые работники иностранных фирм такое право утратили. И постоянное пребывание их "служебных" авто на территории Украины стало незаконным.

Учитывая, что в Европе купить подержанное авто можно было за 2—3 тыс. евро, а его растаможка обошлась бы в 4-5 тысяч гривен, популярность такой схемы выглядит понятной и оправданной. Но от того, отнюдь, не более законной.

Согласно действующему законодательству, граждане Украины могут законно использовать нерастаможенные автомобили в транзитном режиме лишь пять дней при поездках в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях.

После этого нужно либо снова пересечь государственную границу и счетчик обнулится, либо растаможить авто, уплатив таможенную пошлину (10% от стоимости), акцизный сбор (его размер может достигать нескольких тысяч долларов и зависит от объема двигателя и года выпуска машины) и 20% НДС.

Согласно Таможенному Кодексу Украины: ст. 470 превышение таможенного транзита сроком более, чем на одни сутки, влечет за собой предупреждение и наложение штрафа в размере 170 грн; до 10 суток -3400 грн, свыше 10 суток- 8500 грн и не более.

А ст.481 предполагает штраф в размере от 850 до 17 тыс. грн за нарушение срока временного ввоза автомобиля.

С начала 2017 по статье ст. 470 были оштрафованы почти 10 тысяч водителей на сумму 46,6 млн грн, и по статье 481 – на сумму в 22,1 млн грн.

Еще 69,6 млн грн штрафов было наложено за использование автомобиля в других целях, чем было задекларировано, что позволило декларанту получить льготы при уплате таможенных платежей. За такое правонарушение предусмотрен штраф в размере 300% от разницы между обычным и уплаченным льготным таможенным сбором.

К слову, в июле этого года Высший административный суд Украины вынес первое окончательное решение в отношении владельца автомобиля на иностранных номерах, признав гражданина Украины виновным и обязал уплатить 420 тыс. грн – 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.

Здесь была задействована другая схема – в марте 2015 гражданин Азербайджана ввез на территорию Украины автомобиль Ford Tourneo в режиме временного ввоза (до одного года). Но этим автомобилем управлял гражданин Украины по доверенности на право пользования транспортным средством.

Иностранцы имеют право приезжать на своих автомобилях в Украину, не уплачивая ввозную пошлину и другие налоги. Кататься на таком авто можно год, но затем оно должно покинуть территорию страны. При этом передавать право пользования таким авто гражданам Украины нельзя.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в интервью "Апострофу" однозначно указал на незаконность таких схем, однако высказал мнение, что наказаны должны быть не владельца таких авто, а организаторы схем по их ввозу в Украину.

Я проводил разъяснительную работу, говорил, что никакой легальной возможности ездить на таких машинах нет. Вот один человек поездил, якобы сотрудник европейского агентства, и доездился. Теперь решение суда показывает всем украинцам, что никаких легальных поездок не может быть, что все это – обман, что все эти автомобили ввозились иностранцами, а согласно 380-й статье Таможенного кодекса Украины, передача иностранцем управления и пользование автомобилем запрещена. И людей теперь судят. Жаль, что судят людей, а не организаторов этих схем, - сказал он.

По его словам, это проблема ментальности – верить в понятия, а не законы. В частности, Назаренко раскритиковал ссылки на Стумбульскую конвенцию, которой прикрываются фирмы, предлагающие авто на иностранных номерах.

Если бы Стамбульская конвенция разрешала ездить на иностранных номера, то зачем бы люди выходили, протестовали и требовали принятия соответствующих законов? Это какой-то логический тупик. Если все хорошо и вам разрешено ездить, тогда зачем протестуете?

Говорю, ты читал Стамбульскую конвенцию? – Нет, но мне пацаны на фирме, которой я деньги отдал, сказали, что разрешает… Так вот, не разрешает Стамбульская конвенция ездить украинцу на таком авто
, - говорит Назаренко.

Причиной сложившейся ситуации он называет безнаказанность.

Пока существует безнаказанность, пока люди видят, что все нормально, схема работает.

Организаторы этих фирм с кем-то договорились, что никого не будут трогать, и понятно, что вся Украина пересела на такие авто. Но когда теперь люди видят, чем это чревато, то понятно, что сейчас это сильно ударит по бизнесу этих фирм. Они, конечно, будут доказывать, что все хорошо, у них есть еще возможность подать в Верховный суд, но я не думаю, что Верховный суд встанет на их сторону.

Еще раз подчеркну, что мне жаль людей, которые пострадали. Формально они нарушители, но на самом деле МВД должно опрашивать каждого такого человека, узнавать, где он купил машину, что ему обещали, сколько он заплатил денег, и возбуждать уголовные дела против этих фирм, хотя бы за неуплату налогов. И за мошенничество.

Я понимаю, что рука руку моет, и за всеми этими фирмами стоят правоохранители, таможенники, фискалы, но тем не менее с чего-то надо начинать
, - говорит Назаренко.

Инвестиционной банкир Сергей Фурса занимает более жесткую позицию по отношению к водителям - нарушителям Таможенного Кодекса.

Они хотят, чтобы государство узаконило схему, по которой они ввезли в страну транзитные автомобили, и остались тут. Они хотят узаконить обман. Узаконить свою маленькую хитрость.

Они хотят, чтобы их «хитросделанность» не привела в итоге к необходимости платить штрафы. Они хотят обмануть всех остальных налогоплательщиков. Мы вас обманули, но теперь нас много, так что сделайте так, чтобы нам прокатило. А не то мы будем буянить. 

А что, справедливо, наверное. Почему бы не разрешить им кидать налогоплательщиков и дальше
, - написал он.

Фурса считает, что требования протестующих водителей авто с иностранной регистрацией не должны быть удовлетворены, а владельцы таких авто должны быть сурово наказаны.

Если вы не платите налоги, то что вы хотите от государства? Хорошие дороги? А деньги откуда? И не надо говорить про то, что надо меньше воровать. Потому что да, надо. Надо меньше воровать. Но это совсем другая история.

Им надо меньше воровать, а вам надо честно платить. И только тогда общество начнет наконец требовать от политиков быть честными. Потому что обманщик всегда поймет лгуна. И простит. А общество, где каждый каждого хочет обмануть, не работает.
 
А в случае с еврономерами – это торжество местечковой хитрости. В итоге – теряют все. И мы живем в бедной стране, у которой не хватает денег на пенсии и дороги. И продолжаем жаловаться на отсутствие дорог, не желая платить налоги.

Пока мы будем обманывать друг друга и плевать друг на друга, то у нас не будет богатой страны.Требования «евробляхеров» удовлетворять нельзя. Не потому что из-за них тысячи людей застряли в пробках. Просто это создает неправильный прецедент и будет негативно влиять на поведение людей в будущем.
 
Как должна работать система? Ошибка – наказание. Нарушение – наказание. Человек должен понимать ответственность своих решений. То, что вернули деньги вкладчикам Михайловского, обязательно толкнет их еще на одну глупую инвестицию. А потом они опять придут к государству.

То же самое «евробляхеры». Казалось бы, ну что уже поделать. Они уже ввезли свои машины, уже обманули бюджет и налогоплательщиков. Если им это простить, то никто ничего уже не потеряет. Все украдено до нас. Но это не так.

За схемы надо наказывать. Чтобы потом другим или этим же людям неповадно было строит новые схемы. Наказание – единственный урок. А ничто не учит людей думать лучше, чем финансовый урок
, - считает он.

Известный автогонщик, автомобильный и автоспортивный журналист Алексей Мочанов считает, что корень зла – слишком высокая стоимость растаможивания автомобиля, купленного в Европе. При этом и он уверен, что все автолюбители должны быть равны перед законом.

Мы должны получить разумную растаможку автомобилей. У меня знакомый купил сыну «Мерседес» в Европе за 26 тысяч, после уплаты всех необходимых сборов и налогов вышло 38 тысяч. Куда это годится? (…) Нужно серьезно подойти к вопросу налогового законодательства в отношении автомобилей, которые сюда завозятся. С другой стороны, с «евробляхами» нужно заканчивать (…)

Люди, которые не платят налоги, не могут требовать к себе такого же отношения, например, в больнице, как и я, человек, у которого есть несколько автомобилей, каждый из которых куплен здесь официально, за каждый из которых заплачены налоги. Просто так эта история не должна решиться. И нельзя просто сказать, эти пускай так катаются, а дальше как-нибудь…

Порядок можно навести только жесткими мерами. Мне все американцы, которые сюда приезжают, говорят, у вас нет ощущения неотвратимости наказания
, - сказал Мочанов в эфире одного из украинских телеканалов.