30-08-2017 07:23

Цена автогаза: почему подскочила и когда упадет

Август серьезно ударил по карманам владельцев железных коней.

По данным "Консалтинговой группы А-95", с 1 июля по 17 августа 2017 года оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и превысили отметку 24 000 грн/т — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений.

Всего лишь за месяц, с 28 июля по 28 августа, газ на заправках Украины вырос практически на 50% — со средних 10.01 грн/л до 15.90 грн/литр. А по статистике компании UPECO, только за праздничные выходные цены на стойках АЗС увеличились на 50—110 копеек.

По данным этой консалтинговой компании, в сетях АЗС ОККО, WOG и SOCAR цена на пропан-бутан выросла до 16,49 грн за литр. В региональных сетях АЗС "Нефтек" и "РУР Групп" цены подскочили до 16,99 грн за литр.

Генеральный директор Украинской энергетической биржи Александр Коваленко считает, что цены на сжиженный газ выросли более чем на 40%, и привел в пример европейские. Так, во Франции газ для авто стоит 0,74 евро/л, в Великобритании – 0,63 евро/л, в Италии – 0,60 евро/л, в Португалии – 0,58 евро/л, а в Германии – и вовсе 0,53 евро/л. В Польше за литр газа придется заплатить 0,41 евро/л, в Словакии – 0,43 евро/л. В странах Балтии цены на автогаз колеблются на уровне около 0,50 евро/л.

автогаз

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал нынешнюю ситуацию на рынке сжиженного газа диверсией против Украины и поручил профильным министерствам, а также АМКУ, фискальной службе и правоохранительным органам разобраться с ситуацией.

TRUST.UA собрал мнения экспертов и политиков о причинах резкого скачка цен на сжиженный газ и их видение разрешения ситуации.

О том, что цены на автогаз вырастут, отраслевые эксперты и участники рынка предупреждали еще в начале лета. Подобная ситуация наблюдалась и в 2016 году, когда в сентябре цены поднялись до рекордных на тот момент 13,2 грн за литр, а затем вернулись на исходные позиции. По мнению трейдеров, подобный сценарий проигрывается и сейчас.

Но стоит вспомнить еще один момент. 18 марта этого года вступило в силу решение МЭРТ о запрете импорта сжиженного газа 16 крупным украинским компаниям и 8 фирмам-нерезидентам. Под санкциями оказались компании, которые по итогам прошлого года завезли в Украину около 400 000 тонн сжиженного газа, следует из данных консалтинговой компании UPECO. Это 40% всего импорта (1 млн тонн) и около 29% всего рынка автогаза с учетом внутреннего производства (1,4 млн тонн в 2016-м).

МЭРТ издало указы по требованию СБУ, которое подозревает ряд компаний-трейдеров в финансировании терроризма. Восьмого февраля к санкциям присоединилась «Укрзализныця», запретив эксплуатацию 161 цистерны (из которых 5 пустых) для сжиженного газа. Уже тогда не под запись трейдеры заявляли, что с помощью СБУ расчищается место для нового участника рынка.

В самом СБУ еще 16 ноября прошлого года против целого ряда трейдеров было открыто уголовное производство по статье "финансирование терроризма". Но по мнению владельца одного из крупнейших трейдеров, сначала вагоны с газом простаивали из-за проверок качества продукта, а когда ничего не нашли, начали искать поломки и бомбы в цистернах.

Нефтетрейдеров еще в феврале заявляли, что административными запретами - по аналогии со схемой работы ВЕТЭК Сергея Курченко - рынок расчищается под нового крупного игрока.

Схема выглядела просто. Таможня задерживала растаможивание нефтепродуктов на месяц. За это время импортер нес значительные убытки, уплачивая за простой вагонов.

В итоге холдинг Курченко за полгода стал крупнейшим игроком на украинском рынке нефтепродуктов, занял, по разным оценкам, от 30 до 40% импорта и фактически монополизировал внутренний рынок сжиженного газа, скупая ресурс у Укргаздобычи, Укрнафты и Укртатнафты.

Уже тогда аналитик консалтинговой компании UPECO, специализирующейся на рынках энергоносителей, Александр Сиренко высказал мнение, что объемы импортеров, попавших в списки СБУ, может заменить существующая или новая структура с хорошими связями наверху.

И вот народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко вышел к журналистам и заявил, что действия СБУ привели к монополизации рынка сжиженного газа Украины компанией Proton Energy Group, связанной с Виктором Медведчуком, лидером движения “Украинский выбор“ и кумом президента РФ Владимира Путина.

По информации Лещенко, из-за “системного наступления спецслужб” в конце 2016-го – начале 2017 годов рынок сжиженного газа “остановился на 3,5 месяца“, из-за чего “компании теряли оборотные средства, рынки, деньги для поддержки своих позиций в судах“. На своей странице в Facebook нардеп написал что, результатом «перераспределения рынка в интересах одного игрока» Proton Energy Group импортирует в Украину около 40% сжиженного газа. А кроме того, компания получила “эксклюзивные условия” в России: “Роснефть” выдала только ей права на экспорт сжиженного газа в Украину“.

Лещенко высказал мнение, что президент Украины Петр Порошенко “прекрасно знал о ситуации, которая сложилась на рынке сжиженного газа“. Он также считает, что снижения цен на сжиженный газ к докризисному уровню ожидать не стоит.

Лещенко призвал украинцев 30 августа приходить на акцию протеста под здание Службы безопасности Украины из-за резкого подорожания цен на автогаз.

Народный депутат от фракции "Блок Петра Порошенко" Мустафа Найем также спрогнозирировал начало в Украине "газового бунта", вызванного подорожанием пропан-бутана на автомобильных заправках.

Сиренко ключевой причиной возникновения дефицита и роста цен на автогаз ныне называет ограничение поставок из России, которые на сегодня адресованы одному монопольному украинскому покупателю – трейдинговой компании Proton Energy.

По словам эксперта, если бы ФСТЭК не ограничивала экспорт газа в Украину, мы бы по-прежнему получали газ в нужном объеме от 6-7 российских производителей.

С мая и до сегодня Proton Energy получает весь ресурс российского автогаза, который к тому же является самым дешевым по сравнению с остальными направлениями импорта.

Располагая таким ресурсом, эта компания может сегодня, в условиях дефицита и ажиотажа, предлагать свой газ со скидкой, что делает ее бенефициаром сложившейся ситуации
, - заявил аналитик UPECO, добавив, что при месячном потреблении сжиженного газа 150 тыс. тонн доля российских поставок составляла (до ограничений) 60-70 тыс. тонн в месяц.

Сиренко также отметил, что глава Proton Energy имеет общие интересы с Виктором Медведчуком. 

СМИ неоднократно находили связи пророссийского политика с иностранным трейдером, решившим заняться бизнесом в Украине, - отметил Сиренко.

Со своей стороны глава компании Proton Energy Group S.A. Нисан Моисеев основной причиной резкого подорожания автогаза в Украине в августе считает его дефицит в странах, откуда он традиционно поставляется, – в России, Беларуси и Польше.

По его словам, дефицит сжиженного газа в этих странах, связанный с остановкой ряда заводов на сезонные ремонты, вызвал рост цен в Европе и Черноморском регионе на 10-15%.

Все эти факторы вызвали кризис прошлым летом, но сейчас все проходит острее, поскольку потребление за год снова выросло, стране надо больше газа, а его нет, – заявил он в интервью профильному изданию EnKorr, опубликованному в понедельник.

Он уточнил, что, даже имея долгосрочные контракты с «Роснефтью», компания в первой половине августа недополучила оговоренные объемы, однако по итогам месяца это отставание от графика поставок должно быть ликвидировано.

За 7 месяцев 2017 года объемы импорта российского автогаза на украинский рынок составили 365 тыс. тонн против 395 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года, а его доля в импорте, по словам главы Proton Energy, снизилась с 71% до 58%.

В то же время Моисеев отверг обвинения в сторону Proton Energy в злоупотреблении монопольным положением для искусственного удорожания автогаза на украинском рынке следующими аргументами: компания ежемесячно продает на границе 36 тыс. тонн газа ведущим украинским игрокам, еще 4 тыс. тонн поставляет дочерней компании «Глуско-Украина». В то же время объем продаж в августе в Украине оценивается примерно в 130 тыс. тонн, а при отсутствии дефицита – в 150 тыс. тонн.

Моисеев также утверждает, что механизм ценообразования на продаваемый компанией объем автогаза на оптовом рынке был прописан еще в феврале и строится по формуле на основе котировок агентства Argus.

В августе, когда на внутреннем рынке оптовая стоимость газа превысила $1100/тонна, мы поставляем пропан-бутан нашим контрагентам в среднем по $635/тонна с учетом акциза и НДС, – сказал он.

По его мнению, украинский кризис подхлестнули и сугубо внутренние факторы, как то сезонный рост потребления, нехватка подвижного состава и малые объемы хранилищ - при пиковом потреблении 150 тыс. тонн в месяц резервуарный парк составляет всего 40 тыс. тонн.

В период низких цен можно было бы делать запас и плавно проходить пик потребления, но нехватка хранилищ обуславливает дороговизну услуг по хранению и рискованность создания запасов.

В Министерстве экономического развития и торговли заявляют, что упомянутые санкции СБУ против импортеров сжиженного газа, не являются причиной резкого подорожания топлива. 

По словам первого зама главы МЭРТ Максима Нефедова, с начала этого года цены на автогаз падали, запасы держались на самом низком уровне, и такой резкий рост цен связан именно с дефицитом автогаза.

Россияне поставили на ремонт свои нефтеперерабатывающие заводы, а также дали собственные экспортные лицензии только Роснефти, плюс не хватает цистерн для быстрой смены логистики. Поэтому сейчас дефицит, - подчеркнул Нефедов.

Эксперты указывают, что Россия снизила объемы поставок топлива почти вдвое - примерно до 40 тысяч тонн в месяц. Белорусские поставщики начали ремонтные работы, а Украина может обеспечить лишь около 20-27% потребностей рынка.

Директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн, на своей странице в Facebook пишет, что за последние 3 года газ подорожал почти вдвое.

Все эти три года цена на газ составляла 35-40% от стоимости бензина А-95, тогда как нормой является 50-60%. Тогда этот рост более плавный и прогнозируемый. Экономический кризис еще сильнее подтолкнул автовладельцев к дешевому горючему. И рынок просто не поспевает за такими объемами. Один сбой – и он начинает шататься, а сегодня, в разгар сезона, открылись сразу несколько проблем, которые тут же обернулись глубоким дефицитом и ростом цен, - отметил эксперт.

По мнению президента Киевского института энергетических исследований Александра Нарбута, скачок цен - попытка монополизации рынка топлива в связи с его диверсификацией и  присутствием огромного количества независимых поставщиков, что не устраивает крупных игроков, которые ранее несли финансовые потери из-за нераспроданного топлива.

Александр Нарбут считает, что монополисты решили существенно сократить поставки газа в Украину и это вызвало рост цен.

Я думаю, те или иные способы конкурентной борьбы с использованием неконкурентных инструментов будут встряхивать рынок, пока в государственном органе, который отвечает за энергетическую политику – Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины – не будут работать высококвалифицированные специалисты, - резюмировал он.

В UPECO называют три причины роста цен: высокий уровень потребления газа, дефицит его поставок, а также нехватка мощностей на рынке для хранения этого вида топлива. 

Аналитик "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн причинами нынешней нехватки LPG-газа считает неупорядоченность рынка (много нелегальных заправок), ремонты заводов-производителей в РФ и Беларуси, проблемы с транспортировкой (дефицит дизтоплива на "Укрзализныце") и отсутствие диверсификации поставок, которые осуществляются в основном из РФ и Беларуси.

С апреля до конца июня цены падали, из-за чего трейдеры не хотели везти сюда газа больше, чем нужно для розницы. Ситуацию усугубляли нелегалы: приобретая по безналу газ у крупных трейдеров, они сразу же перепродавали его за наличку на 300—500 грн/т дешевле (не платя 20% НДС). В итоге ресурсная дыра нарастала, — отметил аналитик. По оценкам Куюна, дефицит рынка сейчас составляет около 20%.

Руководитель программ аналитического центра DiXi Group Роман Ницович назвал несколько причин кризиса с автогазом:  сезонный рост спроса, который трейдеры не успели обеспечить и в целом колоссальный темп роста потребления сжиженного газа, из-за чего рынок не успевает нарастить мощности для удовлетворения этих потребностей; нехватку в Украине "подвижного состава" для своевременной доставки и развозки сжиженного газа по точкам розничной сети; доминирование России в структуре импорта сжиженного газа; сокращение внутреннего производства, в частности "Укрнафтой", которая сворачивает производство на отдельных участках из-за наличия налогового долга; недостаток мощностей для хранения сжиженного газа, чтобы покрыть пиковое потребление.

Еще один фактор – информационный: нагнетание потребительской паники подпитывает рост цен, уверен аналитик.

сжиженный газ, автогаз, СУГ

Когда же цены упадут?

Коммерческий директор сети АЗС KLO Игорь Чернявский во время пресс-конференции, посвященной рекордному росту цен на автогаз в сетях АЗС с уверенностью заявил, что ценовой пик уже пройден, вопрос только в том, на каких отметках будет остановка: Я думаю, через неделю-две мы увидим цену 14 грн за литр очень спокойно.

По его словам, оптовая стоимость сжиженного газа сегодня уже стала ниже, по сравнению с теми предложениями, которые озвучивали поставщики автогаза 23 августа. 

Перед праздниками мы закончили торги, ни у кого ничего не купив, дошли до цены 680 долл. за тонну, это около 24 800 грн за тонну в гривне, или 15,25 грн за литр на АЗС… Сегодня от тех же поставщиков мы получили цену 580 долл. за тонну, - добавил Чернявский.

По мнению Александра Нарбута, нынешний уровень цен делает конкурентоспособными поставки газа из Казахстана. Это позволит уменьшить дефицит топлива, и цены на газ для авто в Украине стабилизируются примерно через две недели.

По оценкам консалтинговых компаний UPECO и «А-95», цены на автогаз могут начать снижаться только во второй половине – конце сентября этого года, когда на рынок начнут поступать новые крупные партии сжиженного газа. Низшей ценовой точкой они называют  11-13 грн за литр.

Директор спецпроектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев так прокомментировал ситуацию: Растущий дефицит газа на оптовом рынке привел к паническому росту цен. Реально газ в рознице не должен стоить больше 15 грн/л.

Непосредственной причиной скачка цен Рябцев назвал дефицит. По его мнению, в середине сентября дефицит должен быть сведен к нулю, а концу сентября стоимость газа может быть доведена до практически предкризисного уровня.

Руководитель программ аналитического центра DiXi Group Роман Ницович считает, что цена будет ползти вверх до тех пор, пока будет существовать ажиотаж.

Надеюсь, что рынок и соответствующие органы отреагируют и удовлетворят этот спрос, тогда цена откатится назад. Кстати, именно высокие цены сбивают ажиотажный спрос и позволяют восстановить баланс, - отметил эксперт.

Self-employed Василий Мартынюк посмотрел на проблему с иной стороны. По его мнению, не стоит забывать о "несамостоятельности" автогаза на рынке.

Цена сжиженного газа является производной от цены бензина. Расход газа где-то на 20-25 процентов выше по сравнению с расходом бензина. Если учесть еще капитальные затраты владельцев автомобилей на приобретение установки и очевидные неудобства (частичная потеря мощности, чаще поездки на заправку, потребность в ремонте и т.п.), то становится понятным, что цена на газ должна быть по крайней мере где-то на 30% ниже цены бензина.

Только в этом случае они становятся равноценными продуктами. Имеем же 70% от 24 грн за литр бензина, что составляет 16,8 грн за литр. Цена на газ в дальнейшем может только падать. Я лично считаю целесообразным приобретать газовую установку только когда газ вдвое дешевле бензина
, - написал Мартынюк на  Facebook.