11-08-2017 22:17

Как фарммафии удается обходить ProZorro

После введения системы публичных закупок ProZorro фармацевтические дельцы потеряли доступ к централизованным закупкам и 5,9 миллиарда гривен.

Теперь Министерство здравоохранения закупает лекарства через международные организации, и 68% поставщиков - это прямые контракты с производителями.

Поэтому украинские дистрибьюторы лекарств пошли в регионы, где немалые бюджеты, но контроля почти нет.

Все происходит в соответствии с законодательством, и привлечь к ответственности главу тендерного комитета больницы, который покупает те же препараты вдвое дороже, чем в соседней области, почти невозможно. Абсолютно законно можно приобрести одно и ту же количество одного и того же лекарственного средства по очень разным ценам.

Ульяна Супрун vs украинская фарммафия. Кто победит? 

Схема №1. Регистрация заоблачных цен

В 2008 году для борьбы с завышением цен на лекарства Кабмин принял постановление №955 "О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и медицинские изделия".

Согласно ней, цены для оптовых поставщиков не могут превышать указанную в реестре цену плюс 10%, а для аптек - плюс 25%. Плюс 7% НДС на лекарства. То есть если цена на препарат в реестре 100 грн, то аптека может продать его максимум за 133,75 грн, а на государственных торгах - за 117,7 грн.

Итак, лекарства могут поставляться по ценам, значительно выше, чем на рынке. Вместе с тем они легализуются путем завышения оптовой цены в реестре. Вот несколько примеров того, что цена в реестре в несколько раз выше цены продажи препарата в Украине.

Препарат

Ціна з реєстру оптових цін, грн за упаковку

Ціна, за якою купують заклади через ProZorro, грн, без ПДВ

"Доцетаксел-віста", концентрат для розчину для інфузій 20 мг/мл по 4 мл (80 мг) у флаконі, по одному флакону в картонній коробці

2 500,00

Національний інститут раку, 872,2

Запорізький обласний клінічний онкологічний диспансер, 950

"Золедронова кислота-віста", концентрат для розчину для інфузій 4 мг/мл, один флакон з концентратом у картонній коробці

1 545,15

Національний науковий центр радіаційної медицини НАМН, 446,82

Білоцерківський обласний онкологічний диспансер, 750

"Карбоплатін-віста", концентрат для розчину для інфузій 10 мг/мл

по 45 мл у флаконі, по одному флакону в картонній пачці

2 030,76

Білоцерківський обласний онкологічний диспансер, 1 540

Черкаський обласний онкологічний диспансер, 1 585

Такая разница в ценах позволяет продавать препараты в разы дороже без всякого риска.

Дистрибьюторы могут закладывать себе маржу 200-300% и без перерегистрации повышать цены или закладывать в завышенные цены "откаты" на государственных закупках.

Если больница приобретет лекарства по самой высокой цене, председатель тендерного комитета за это не ответит. Формально он ничего не нарушил, поскольку заключил договор по более низкой цене, чем устанавливает реестр. Такая себе легализованная переплата.

Схема №2. Объединение различных лекарств в один лот

Если покупать в одном лоте 20-30 наименований препаратов разных производителей, то на участие в тендере отправятся только те фирмы, которые имеют доступ ко всему списку.

Если добавить в лот лекарства, которые производит только один производитель, установить требование о предоставлении гарантийного письма от производителя и другие дискриминационные требования, то количество участников закупки снизится до прогнозируемого уровня - двух-трех.

Закон "О публичных закупках" запрещает устанавливать в тендерной документации дискриминационные условия. Однако понятие "дискриминационные условия" не урегулировано, потому ситуации, возникающие в ходе закупок, слишком специфичны. Объединение многих препаратов разных производителей в один лот - это дискриминационная условие или нет?

Иногда - да, но Аудиторская служба, АМКУ и подразделение внутреннего контроля какого угодно заказчика так не считать не будут. По их мнению, заказчик вправе формировать предмет закупки по своему усмотрению. Тем более, что на тендер придут несколько поставщиков, обычно "оговоренных", поэтому формально конкуренции будет.

"Киевский областной онкологический диспансер" 15 декабря 2016 по результатам открытых торгов заключил договор на закупку лекарств для с ООО "Фармадис" на 9 946 172,16 грн. По договору было приобретено 29 наименований лекарств в одном лоте.

То есть условием победы в тендере была возможность поставки всего перечня лекарств. Другим условием было предоставление гарантийного письма от производителя.

Одной из 29 позиций был препарат с веществом "Трастумаб", 150 мг. В Украине зарегистрированы только два такие препарата и оба одного производителя - французской компании "Хофман ля рош": "Герцептин" и "Трастумаб". Для украинского рынка французы перепаковывают их в украинской компании "Люмьер-фарма".

По странному стечению обстоятельств компания-дистрибьютор "Фармадис", которая выиграла тендер, и компания-производитель "Люмьер-фарма" принадлежат к орбите одного человека - Петра Багрия.

Имея один эксклюзивный препарат из 29-ти, на другие можно выставлять любую цену. Таким эксклюзивным препаратом был "Фарморубицин". Киевский онкодиспансер на этих торгах купил его по 1 187 грн, тогда как Национальный институт рака - по 620 грн.

Схема №3. График поставок

В соответствии со статьей 179 Хозяйственного кодекса, при заключении договоров стороны имеют право согласовывать любые условия договора, не противоречащие законодательству. Поэтому в договоре о закупке лекарств можно предусмотреть различные сроки поставки товара: по графику, в течение определенного времени после подачи заявки и по согласованию сторон.

На дату поставки влияет много факторов: объем товара, период производства, время на импорт, наличие товара на складе. Обычно производство продолжается 2-6 месяцев, поэтому трудно победить в тендере и быстро поставить лекарства, если поставщик не уверен, что заранее победит и не поставит лекарства на склады наперед.

фарммафия

Так, Хустская районная больница установила в тендерной документации условие поставки препарата в течение трех-шести часов. Очевидно, больница заранее ожидала увидеть на своем тендере предприятие, находящееся в этом городе, потому что никто другой не будет поставлять товар с такой скоростью. Победило ООО "Хустфарм".

Цены "Хустфарма" существенно превышали пределы, определенные реестром оптовых цен. Предложение следовало отклонить, но препараты купили. После обращения Центра противодействия коррупции цены были снижены до максимального предела, разрешенного в реестре.

фарммафия

Другой пример - Ямпольская центральная районная больница. Ее тендерный комитет заключил договор о закупке медикаментов и изделий медицинского назначения, объединив в один лот 148 наименований лекарств и 37 наименований медицинских изделий. "Наши деньги" посчитали, что цены закупки были выше, чем в среднем по Украине.

Тендерная документация предусматривала поставку товара в течение суток или немедленно.

Победитель ФЛП А. Ткач предоставил письмо о том, что продажа товара будет осуществляться с аптечного пункта №1 аптеки "Таблетка +", что находится на территории больницы.

По странному стечению обстоятельств на дату проведения тендера соучредителем ООО "Таблетка +" был Константин Ливаковский - главный врач этой больницы.

Схема №4. Кулуарные договоренности между участниками

Две компании - ООО "Медицинский центр "М.Т.К." и ООО "Компания "Укроптпостач" - регулярно участвуют в процедурах закупок фармацевтической продукции вместе.

В большинстве случаев они были единственными конкурентами на торгах. Когда в тендере участвуют только они, суммы их предложений отличаются на 1-3%. Когда же появляется третий участник, разрыв в цене между двумя ООО увеличивается до 30-40%.

фарммафия
фарммафия 

Обычно обе фирмы предлагают заказчику товар одного производителя и подтверждают возможность поставить товар гарантийным письмом одного и того же производителя. Часто этим производителем является украинская компания "Юрия-фарм". Тепм временем конкуренты обычно предлагают товар других компаний.

фарммафия

Такую "конкуренцию" легко объяснить, как и гарантийные письма от одного производителя. Компания "М.Т.К" зарегистрирована по одному адресу с производителем "Юрия-фарм" - на территории столичного Института фтизиатрии, улица Амосова, 10. Обе компании имеют одного учредителя - Николая Гуменюка, который работает в этом же институте.

"Юрия-Фарм" входит в Ассоциацию производителей лекарств, президентом которой является Петр Багрий, связанный с фирмой "Укроптпостач" - самым частым "конкурентом" "М.Т.К." на торгах.

Схема №5. Технические конкуренты

На тендер Ямпольской центральной районной больницы пошли только два участника. Разница в цене предложений - 800 грн. У участника с более дорогим предложением - ФЛП Иван Загробский - отсутствовали все документы, предусмотренные тендерной документацией. Даже если бы он предложил более низкую цену, у него все равно не было бы шансов.

В этот же период он участвовал в тендере на ремонт кровли Ямпольского дома культуры. Предприниматель продемонстрировал превосходное знание законодательства и способность читать тендерную документацию, подготовив нормальное тендерное предложение. Таким образом, на тендере в больнице Загробский был лишь техническим кандидатом.

По закону "О публичных закупках" предложение участника торгов, который подал менее выгодное предложение, не оценивают на соответствие требованиям тендерной документации, поэтому у Загробского не было необходимости стараться там, где он не собирался побеждать.

Схема №6. "Допрозоровые" закупки

В системе ProZorro можно найти договоры на сумму от 190 000 грн до 199 999 грн.

Так, Киевская городская клиническая больница №2 заключила соглашение на закупку неизвестных лекарств с ООО "Галафарм" на 199 999,95 грн. Харьковская городская больница №18 приобрела в ГОРП "Областной аптечный склад" наркотические средства на 199 990 грн. На 199 тысяч, потому что до 200 тыс. грн не нужно проводить тендер и можно заключать сделки напрямую.

Заказчикам запрещено дробить предмет закупки с целью избежать процедуру закупки. То есть если у вас есть 250 тыс. грн на лекарства, вы не можете заключить два прямых соглашения по 125 тыс. грн каждая, а должны проводить торги. Однако вы можете решить, что сейчас вам необходимо меньше препаратов и купить их только на 199 тыс. грн, а через месяц написать, что потребность возросла, и докупить еще на 50 тыс. грн.

Таким образом, ничто не мешает заказчику в рамках действующего законодательства заключить соглашение на 199 999,95 грн напрямую с любимым поставщиком. Например, Лозовское медицинское территориальное объединение в январе 2017 заключило три соглашения с ООО "Аметрин ФК" на 199 854,6 грн, 199 859,52 грн и 198 813,70 грн.

Мониторинг цен, проведенный "Нашими деньгами", обнаружил, что отдельные цены в договорах были выше, чем в среднем по Украине. После публикаций в «НД» соглашения разорвали.

Почему неProZorro

Описанные здесь проблемы не являются законодательными. Закон "О публичных закупках" и Хозяйственный кодекс имеют гораздо более широкую сферу регулирования, чем закупки лекарств, поэтому их нельзя приспособить к нюансам специфической отрасли, не навредив другим.

Также это не недостаток ProZorro. Система предлагает стандартизированные процедуры, подходящие для прозрачной покупки максимального количества различных товаров.

Проблема заключается в отсутствии специфических порядков и процедур, регулирующих закупки лекарств, механизмов отслеживания эффективности их приобретения и наказание для ответственных лиц заказчика, если закупка явно неэффективна по их вине.

Но Ульяна Супрун уверена, что в Украине будет создано "медицинское" Prozorro

Ольга Веретильник, юрист, Центр противодействия коррупции, Европейская правда