01-08-2017 07:30

Три года санкций. Что потеряла Россия и потерял ли что-то ЕС?

Агрессией в отношении Украины - аннексией Крыма и войной на Донбассе - Россия нарушила фундаментальные принципы и нормы, по которым живет совеременный цивилизированный мир. В ответ на дестабилизацию ситуации в Украине Евросоюз три года назад ввел антироссийские санкции.

В чем заключаются ограничительные меры, кто под них попал и действительно ли Европа сама от них страдает - в материалах DW.

Три года назад, 31 июля 2014, Европейский Союз впервые ввел секторальные санкции против России в ответ на нарушение суверенитета Украины, незаконную аннексию Крыма и действия Москвы в Донбассе.

28 июня нынешнего года постоянные представители стран-членов ЕС договорились об очередном продлении этих санкций еще на полгода. Согласно сообщению Совета ЕС, это решение было принято после того, как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрона на саммите 22-23 июня сообщили лидерам ЕС о ситуации с выполнением минских соглашений.

Экономические санкции

Ограничения ЕС касаются российского военно-промышленного комплекса и связанных с ним технологий. Санкции включают запрет на продажу России оружия, военного оснащения и технологий. В результате действия таких ограничительных мер Россия, в частности, не смогла приобрести два французских вертолетоносца типа "Мистраль".

Контракт на строительство двух Mistral стоимостью €1,2 млрд французская судостроительная корпорация DCNS заключила с Рособоронэкспортом летом 2011 г. Однако затем Париж отложил передачу вертолетоносцев Кремлю, мотивировав это агрессией в Украине.

В августе 2015 г. Путин и Франсуа Олланд договорились о прекращении контракта. Сначала на расчетные счета одного из банков, а потом уже в Федеральное казначейство России было переведено 949 миллионов 754 тысячи 849 евро компенсаций.

Корабли впоследствии были перепроданы за 1 млрд евро военно-морским силам Египта. Первый из них получил имя "Гамаль Абдель Насер", второй - "Анвар аль-Садат" в честь бывших президентов Египта.

Позже министр обороны Польши Антони Мачеревич заявил о том, что Египет якобы продал России вертолетоносцы типа «Мистраль» за символическую сумму в один доллар. Разразился скандал, а египетские власти категорически опровергли заявление политика.

вертолетоносец "Мистраль"

К экономическим санкциям относится и ограничения доступа российским государственным банкам, государственным предприятиям энергетической отрасли и военно-промышленного комплекса к европейским рынкам капиталов.

В 2014 году ЕС ввел секторально-экономические ограничительные меры против российской экономической деятельности на территории временно оккупированной АР Крым и Севастополя. Речь идет о запрете и ограничении для компаний и частных лиц с ЕС относительно деятельности в Крыму в торгово-экономической, финансовой и инвестиционной сферах, энергетике, туристической отрасли.

Европейцы и зарегистрированные в ЕС компании не могут покупать недвижимость или юридические компании в Крыму, финансировать крымские компании или предоставлять им сопутствующие услуги.

Туристическим операторам ЕС запрещено предоставлять услуги в Крыму и Севастополе. Запреты и ограничения касаются транспортной, телекоммуникационной и энергетической отраслей, разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.

Также экономический блок санкций коснулся нефтегазового сектора. Он, в частности, содержит запрет на поставки технологий и оборудования для проведения разведки и разработки нефтегазовых месторождений российскими предприятиями.

Запрет на въезд и замораживание счетов

Этот аспект санкций затрагивает около 40 учреждений, предприятия и организаций и 150 физических лиц, причастных к нарушению территориальной целостности Украины. В список вошли приближенные к российскому государственного руководства должностные лица, представители Госдумы и Совета федерации РФ, политики и бизнесмены РФ.

Кроме того, под санкциями оказались так называемые руководители Крыма, лица, причастные к деятельности самозваных "ДНР" и "ЛНР" и ряд незаконных военизированных формирований на Донбассе.

Дипломатические меры

В дипломатической плоскости России приходится мириться с неучастием во встречах ведущих государств мира в формате Большой восьмерки. Формат G8 появился в 2006 году, когда к нему присоединилась Россия. В 2014 году семь стран "Большой восьмерки" осудили позицию России по Крыму, после чего был восстановлен формат G7.

В июне 2015 года накануне саммита "Большой семерки" в Баварии премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил, что Путин продолжает жить представлениями холодной войны, она для него не кончилась, и он стремится изменить ее исход. 

Я не думаю, что Россия под управлением Владимира Путина может быть частью "Большой семерки". Точка сказал Харпер в интервью информационному агентству The Associated Press. 

Мне трудно представить, что перед Россией будет вновь открыта дверь "Большой семерки" в обозримом будущем. Никто из уважающих себя лидеров ведущих западных демократий не захочет находиться в обществе лидера страны, поощряющего нападение, агрессию против государства-соседа. Но самое главное даже не это. "Группа семи" является клубом промышленно развитых демократий, которой Россия, строго говоря, никогда не являлась, особенно в том, что связано с демократией.

Ее появление в качестве члена клуба стало результатом попыток администрации Клинтона, Буша-младшего и Обамы интегрировать Россию в сообщество свободных государств, но в конце концов мы обнаружили, что она не заслужила этого
, - заявил бывший заместитель госсекретаря США Дэвид Кремер в интервью Радио Свобода.

G7, большая семерка

В рамках санкций не проводятся саммиты Россия-ЕС. В дополнение, переговоры по либерализации визового режима для граждан Российской Федерации приостановлены и откладываются на неопределенное время. 15 лет назад Владимир Путин обратился к ЕС с предложением рассмотреть возможность взаимных безвизовых поездок. Настороженность Запада и Европы по поводу безвизового режима с Россией началась после «мюнхенской речи» Владимира Путина в 2007-м. 

В январе 2014 года стало известно, что модернизированное соглашение по упрощению визового режима между Россией и Евросоюзом подписано не будет. Замораживание переговоров продемонстрировало Путину, что он не сможет получать от Европы то, что ему нужно, пока он подавляет инакомыслие.

Европа, очнись! или Почему нельзя снимать санкции против России
 
Контрсанкции России и экономические последствия

Россия ответила на ограничительные меры ЕС контрсанкциями. В результате европейские фермеры потеряли доступ на российский рынок, считавшийся важным для европейских производителей фруктов, овощей, молока и молочной продукции, а также мяса и мясной продукции. Чтобы возместить нанесенного фермерам убытков, в Брюсселе прибегли к внедрению мер поддержки. К аналогичным мерам прибегли и в Берлине, где тоже решили поддержать из государственного кармана немецких производителей молока.

В то же время мнения европейских экспертов по оценке вероятных убытков ЕС от санкций в отношении РФ и контрсанкций расходятся. Эксперты из французского исследовательского центра мировой экономики отчитываются о недополучении странами ЕС прибыль в 60,2 миллиарда долларов (проанализировано период с декабря 2013 по июнь 2015 года).

В конце апреля Идрис Джезайри, специальный докладчик Совета ООН по правам человека, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер,  на пресс-конференции в Москве заявил, что совокупные потери экономики Евросоюза, США и других стран, наложивших на Россию свои санкции, составили около $100 млрд и вдвое превысили потери самой России.

Но по мнению аналитиков бельгийского Центра европейских политических исследований (CEPS), ЕС не претерпел значительных экономических убытков из-за санкций в отношении России, в большей степени из-за переориентации европейских производителей на другие рынки.

Санкции США против России. Кто попал в черный список?

Даниэль Гросс, директор Брюссельского Центра политических исследований (работал в МВФ, был экономическим советником в Еврокомиссии, Европарламенте и у премьер-министра и министра финансов Франции, редактор Economie Internationale и International Finance), считает: миф о том, что европейские производители пострадали от потери российского рынка, не выдерживает проверки цифрами.

Даниэль Гросс

Подводя итоги трех лет существования контрсанкций, введенных Россией в ответ на европейские санкции, Гросс и его коллеги пришли к выводу, которые вряд ли обрадовали бы российское руководство.

- Три года прошло с начала действия встречных санкций со стороны России в отношении Евросоюза. Вы пришли к выводу, что они быстрее и прежде всего навредили самой России. Тем самым вы косвенно противоречите президенту России Владимиру Путину, который положительно отзывался о контрсанкций. Что дает вам повод так считать?

- Ясно же, что если с помощью эмбарго отрезать свою страну от дешевого поставщика, можно только проиграть. И именно так было в случае с российскими контрсанкциямы на европейские продукты питания.

- Но вы еще пишете, что Россия проиграла потому, что в результате санкций упала покупательная способность российских потребителей ...

- Особенно в том, что касается продуктов питания. Это хорошо видно по тому, как снизился индекс покупательной способности, рассчитанный именно с учетом продуктовой корзины. Логично, ведь европейские продукты были дешевыми и качественными, их пришлось заменять более дорогими. В результате российские семьи были вынуждены тратить на них больше, что снизило их покупательную способность.

- В своем анализе вы не касаетесь последствий европейских санкций, а концентрируете свое внимание на контрсанкциях по ЕС. Ваш вывод - они практически не нанесли вреда Европе. Как так?

- Достаточно посмотреть на цифры. За ними видно, что объем европейского экспорта в Россию снизился, но только потому, что вообще объем российского импорта упал. Это связано с тем, что в это же время в России началась рецессия за низких цен на нефть.

Единственный сектор, который пострадал больше других - это как раз экспорт продуктов питания. Контрсанкции, конечно, коснулись их. Но здесь привлекает внимание то, что европейские производители оказались, судя по всему, очень гибкими. Потому что в целом экспорт продуктов питания из ЕС совсем не пострадал, он вырос. Иными словами, европейцы сумели компенсировать потерю российского рынка из-за наращивания экспорта в другие страны. Поэтому стоимость российских контрсанкций для европейских производителей практически равна нулю.

- Ваши выводы противоречат тем исследованиям, в которых говорилось о потерях миллиардов евро и тысяч рабочих мест, например, анализа австрийского экономического института Wifo. Что бы Вы сказали своим оппонентам на защиту Вашей, с точки зрения ЕС, оптимистичной позиции?

- Во-первых, надо четко помнить, что российский импорт упал прежде всего потому, что цены на нефть упали вдвое. Это было фундаментальным изменением ситуации, которую невозможно игнорировать. Во-вторых, австрийское исследования предусматривало, что в Европу из-за риска санкций приедет меньше российских туристов. Но и здесь нам надо исходить из того, что россияне стали меньше ездить за границу, потеряв доходы из-за кризиса, вызванного падением цен на нефть, а не санкциями.

Поэтому я бы сказал, что львиная доля, если не весь европейский экспорт в Россию уменьшился прежде всего из-за нефти.

- Если влияние контрсанкций был минимальным, то Евросоюз с экономической точки зрения вполне может себе позволить и дальше проводить достаточно жесткий курс в отношении России?

- Бесспорно. Европейская экономика больше чем в десять раз превышает экономику РФ. Она намного более гибкая, и у нее мощная промышленная база. Россия экспортирует в ЕС, по сути, только нефть, газ и еще несколько сырьевых позиций. Россия же для ЕС - интересный рынок, но второстепенный и не является жизненно важным для роста европейских экономик.

- Усиление санкций со стороны США поставило под угрозу проект газопровода "Северный поток-2". Нужен ли он ЕС и Германии?

- Рынок энергоресурсов, прежде всего газовый рынок, изменился. Уже не стоит исходить из того, что Европа будет зависеть от поставок газа из России. Так было в прошлом, но сегодня зависимость уже не столь велика, а завтра - возможно, ее не будет вовсе, потому что российский газ смогут заменить танкеры со сжиженным газом.

В случае с "Северным потоком-2", это, в любом случае, не та сделка, которая важна для Германии. Что это за проект: российская сторона за свои деньги строит вторую ветку "Северного потока" по Балтийскому морю. Понадобится ли она, этого не знает никто.

Германия точно способна обходиться без нее, потому что даже первая ветка не загружена на все сто процентов. Может быть, что ряд европейских поставщиков труб потеряет заказ. Но даже если "Северный поток" будет расширен, вторая ветвь останется, скорее всего, незаполненной.

Россия, а точнее "Газпром", выбросят какое-то количество денег на ветер, но мешать им - не тот камень, о который стоит ломать копья.