11-05-2017 23:34

Пенсионная реформа: что скажут ревизоры из МВФ?

Реформировать пенсионную систему в Украине начали в далеком 1998 году с указа президента Украины о введении трехуровневой пенсионной системы и объявления начала пенсионной реформы.

В 2003 году были приняты соответствующие законы. Так, в законе о пенсионном обеспечении четко написано: в Украине действует трехуровневая пенсионная система в составе солидарной, накопительной и добровольной.

До 2007-го реформа должна была быть завершена с введением всех трех уровней, однако в 2004 году, во времена премьерства Виктора Януковича, произошел сбой - пенсионную реформу заблокировали.

Нынешнее правительство оказалось перед выбором: либо реформа и международные кредиты, либо решайте свои проблемы сами.

А решать нужно: расходы на Пенсионный фонд превышают объемы средств, направляемых на оборону государства

Украина, конечно, обязалась перед МВФ провести пенсионную реформу, и даже срок соответствующего законопроекта был указан в меморандуме с фондом - конец апреля. Не получилось. Теперь в Киев 16 мая должны прибыть представителей МВФ, чтобы изучить тот самый проект закона о пенсионной реформе.

Если кратко, составляющими реформы, вступление в силу которой ожидается с 1 января 2018 года, должны быть:

- новый набор вариантов выхода на пенсию с более широким, чем существующий, диапазоном пенсионного возраста в зависимости от общего трудового стажа;

- пенсионные выплаты, которые поощряют граждан к более позднему выходу на пенсию;

- гарантии того, что украинцы будут получать пенсии, которые являются соразмерными уплаченным взносами.

Что имеем?

Негативную тенденцию старения нации. С каждым годом пенсионеров становится все больше. Если в 1991 году доля украинцев старше 60 лет составляла 18,7%, то сегодня – 22,1%.

По оценкам демографов, в 2036-м доля пенсионеров в населении страны достигнет 30% и вдвое превысит количество молодежи до 14 лет.

Сейчас в Украине на 10 млн работающих приходится 12 млн пенсионеров. Наибольшее количество пенсионеров проживает по миллиону в Днепропетровской и Донецкой областях и более 600 тысяч в Харьковской, Львовской и Одесской областях.

При этом средний размер пенсии по возрасту в Украине на сегодня составляет около 65-70 долларов США в месяц, что немного выше международной черты бедности, которая составляет 1,90 долларов США в день. Это вдвое меньше, чем в Беларуси, в три раза меньше, российского, а среднестатистический польский пенсионер получает в 6,5 раза более высокую пенсию, чем украинский.

Еще сравнение: размер средней пенсии в Украине составляет только 33% от средней зарплаты. В Великобритании соотношение между пенсией и зарплатой достигает 90%, в Польше – 58%, в Беларуси – 42%, даже в России – 38%.

При это 89% украинцев - более 10 миллионов - получают пенсию по возрасту. Остальные 11% - пенсионеры-везунчики, которым в соответствии с целым рядом законодательных актов, пенсии начисляют таким образом, что это позволяет им получать выплаты, значительно выше, чем средние показатели по Украине. Например, ежемесячная пенсия судьи – в 12,5 раз выше минимальной, народного депутата – в 11,5. В таком же привилегированном положении находятся члены кабмина, прокуроры, работники Нацбанка и таможни.

Максимальная пенсия в Украине составляет 58 тысяч гривен, а видов пенсий 15.

В статье на «Экономической правде», вызвавшей резонанс в украинском обществе, глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден констатировал, что почти две трети пенсионеров получают минимальную пенсию, которая немного выше уровня бедности. Это создает существенные социальные проблемы, но пенсионная система вряд ли может платить более высокие пенсии.

Пенсионный возраст: оставить нельзя повышать …

В МВФ предлагали увеличить пенсионный возраст для женщин на 7 лет - с 55,9 до 62,5, а для мужчин на 5 лет – с 58,5 до 63,5. Но правительство Украины таки убедило МВФ в том, что этого делать нельзя.

Мы считали это неприемлемым в нашей стране в данный момент и предложили другой вариант решения этой проблемы. Дискуссии продолжались четыре месяца. Нам удалось найти решение этого вопроса без повышения общего пенсионного возраста, - заявил министр соцполитики Андрей Рева после подписания и обнародования окончательного текста меморандума.

И то правда. По показателю средней продолжительности жизни Украина – на 101 месте в мире и средняя продолжительность жизни мужчин в Украине 66 лет.

Правительство приняло решение о том, что к 2021 году женщины и мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет.

Денежные источники

Как констатировал тот же Рон ван Роден, в 2016 году трансферты в ПФ достигли 143 млрд грн, или 6% ВВП, и назвал это вторым по величине дефицитом пенсионного фонда в Европе по сравнению с размером экономики страны.

Во-первых, правительство планирует выявить тех, кто сегодня не платит ЕСВ. В Минсоцполитики подсчитали, что из 26 млн трудоспособных украинцев официально работают 16 млн, а платят взнос только 10,5 млн.

В Кабмине решили повысить штрафы за выплату зарплаты без уплаты ЕСВ и налогов – в стократном размере от минимальной зарплаты, которую этим же законом повысили до 3200 грн.

Во-вторых, еще одним элементом роста поступлений в Пенсионный фонд в Кабмине воспринимают этот самый рост минималки до 3200 грн и как следствие повышение отчислений в виде ЕСВ.

В-третьих, ЕСВ с больших зарплат. Рева предложил отменить верхнюю границу зарплаты, с которой платится единый социальный взнос. Ныне это всего лишь 40 тысяч гривен.

С другой стороны, эксперты считают, что отмена налогообложения пенсий, которую хочет реализовать кабмин с 1 октября, лишь сократит поступления в ПФ.

Суть реформы

Ее уже обрисовали в форме бутерброда:

первый уровень (хлеб) – это тот минимум, который обеспечивает государство;

второй (сыр) – ежемесячные отчисления от зарплаты на свой пенсионный счет;

третий (колбаса) – личные сбережения в негосударственных пенсионных фондах.

Иными словами,

- солидарная система, в которую выплачиваются 22% с зарплаты,

- обязательная накопительная с гарантиями государства, в которую будут отчисляться 2-7%,

- добровольная накопительная с гарантиями частных фондов, с процентом, определяемым самостоятельно.

Сейчас в стране действует только первый уровень. Именно поэтому наши пенсионеры нищие.

В то же время в кабмине признают, гарантий того, что ПФ не обанкротится и сбережения не "сгорят", нет. Как объясняют эксперты, накопительный уровень "правильно" работает в странах с развитой экономикой, где уровень инфляции может колебаться в пределах нескольких процентов.

В Украине за последние три года цены, по данным НБУ, выросли на 80%. То есть для того, чтобы сбережения не "съела" инфляция, с 2014-го накопительный фонд должен был приумножить сбережения в 1,8 раза. Что, по мнению министра соцполитики, практически невозможно.

Отметим также, что перед внедрением накопительной системы в Минсоцполитики предлагают провести пересмотр пенсионного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, в правительстве считают, что пенсия должна зависеть от стажа и размера вклада. Чиновники ратуют за стимулирование более позднего выхода на пенсию.

Человека нужно поставить перед выбором: хочешь идти на пенсию в 60 лет - заработай ее. Если не заработал - в 60 лет на отдых идти не должен, - считает Рева.

Правда, никто пока не подсчитывал, во что обойдутся гарантии трудоустройства людей почтенного возраста либо выплаты им по безработице, но это другая тема.

Главную задачу реформы на нынешнем этапе в правительстве видят в сокращении дефицита солидарной системы. Что впоследствии даст возможность существенно повысить выплаты. В правительстве обещают, что реформа сделает "пенсионную систему справедливой".

Пенсионер, который сегодня выходит на пенсию, он в лучшем положении, чем тот, который выходил 5-10 лет назад. Они имеют одинаковый стаж, заработок. Но тот, кто выходит сегодня, имеет пенсию в два, а иногда в три раза больше, чем тот, кто вышел 10 лет назад, - отметил Рева.

А что МВФ?

В МВФ считают, что правительство должно консолидировать все пенсионное законодательство, которое сейчас распылено по разным законодательным актам, а также обеспечить единый принцип пенсионного обеспечения без привилегий для любой профессии.

В исследовании, размещенном на сайте Представительства МВФ в Украине, говорится, что ключевыми причинами недостаточных доходов ПФУ являются низкая ставка единого социального взноса, небольшое количество плательщиков и значительное занижение заработной платы.

Эксперты Фонда подсчитали, что доля трудоспособного населения в Украине снизится с 70% в 2015 году до менее 60% в 2060 году, но уже сейчас доходы ПФУ покрывают лишь около 2/5-х его общих расходов...

16 мая к нам приедут ревизоры из МВФ изучить законопроект о пенсионной реформе. В правительстве обещают, что после этого премьер Гройсман представит реформу и украинской общественности. Ждать осталось недолго.