28-02-2017 18:30

Почем свет в конце тоннеля?

В Украине уже завтра, 1 марта, снова подорожает электроэнергия. Тариф вырастет на 26 процентов.

С 1 марта при использовании до 100 кВт/ч в месяц нужно будет заплатить по 90 коп за каждый киловатт, все что сверх этой отметки обойдется по 1,68 грн. Для тех, кто отапливает дома электричеством, первые 3000 кВт/ч будут стоить по 90 копеек, все, что свыше, - по 1,68 грн за кВт.

В НКРЭКУ, принимая решение о поэтапном повышении тарифов на эту услугу, поясняли, что украинцы всегда платили только около 20 процентов от реальной стоимости электроэнергии. По версии Нацкомиссии, доплачивали за население промышленные предприятия, компенсируя эти дополнительные расходы повышением цен на свою продукцию.

Однако член президиума Ассоциации операторов распределительных электросетей Украины Александр Гридасов считает, что нынешняя ценовая политика государства в электроэнергетике обрекает потребителей на дальнейший рост тарифов, а операторов на традиционные убытки.

По его мнению, причиной всему - отсутствие реформ в сфере электроэнергетики Украины.

Вместо создания и стимулирования на рынке оптимальной конкурентной среды, Украина повторяет европейские ошибки, которые страны ЕС исправили еще в начале 2000 годов. В частности, речь идет о консервативной политике косметического усовершенствования модели ценообразования по примеру неудачного опыта Великобритании. В основе такой политики лежит концепция «единого покупателя» на оптовом рынке, которому все производители обязаны продавать электроэнергию, а все покупатели – покупать ее с учетом утвержденных Регулятором (НКРЭКУ) тарифов на транспортировку и распределение энергии природными монополиями.

Ситуацию усугубляет то, что формирование цен на оптовом рынке электроэнергии осуществляется конкурентным путем (согласно поданных регулятором ценовых предложений), исключительно на продукцию тепловых электростанций. Между тем, операторам других видов генерации цены диктует НКРЭКУ.

Повторюсь, мировой опыт использования практики «единого покупателя» показал неэффективность такой модели по причине недостаточной конкуренции на рынке. И в той же Великобритании, к примеру, еще в 2000 году, от такой практики отказались в пользу принципиально нового порядка реализации электроэнергии.

«Зеленый» тариф для частного дома: как и сколько можно заработать на энергии солнца?

Основная суть такого подхода заключается в купле-продаже электроэнергии на основании двусторонних контрактов между продавцом и покупателем и внедрении соответствующих балансирующих механизмов.

Вместе с тем, страны ЕС продолжают вести интенсивный поиск и реализовывать стимулирующие методы регулирования природных транспортно-распределительных монополий, совершенствовать тарифные системы. По данным Евростата, это позволило стабилизировать цены для населения и снизить их для небытовых потребителей. В частности, как отмечается в отчете немецкого регулятора за 2015 год, средняя цена электроэнергии на спотовом рынке снизилась на 12%, а цена пиковой электроэнергии упала вдвое по сравнению с 2008 годом.

Основными факторами, повлиявшими на динамику цен в странах ЕС, стали рост конкуренции на рынке электроэнергии и благоприятная ситуация на рынке первичных энергоносителей. С 1 июля 2007 года (в Германии это произошло ранее), все потребители стран Европейского Союза, включая население, получили право свободного выбора поставщиков электроэнергии и газа.

В итоге, к 2015 году, 24,9% бытовых потребителей электроэнергии Германии сменили своего поставщика. В 2013 году доля таких потребителей составляла 20,9%. В свою очередь, в 2015-м, поставщиков сменили 13% потребителей – юридических лиц, против 11% в 2014 году.

электричество, электроэнергия

Солнечная электростанция в доме: за и против

Отсутствие реформ в сфере электроэнергетики Украины, несовершенная политика профильных министерств и ведомств, подорожание первичных энергоносителей и инфляционные процессы в комплексе оборачиваются ухудшением технико-экономических показателей предприятий отрасли.

В результате закономерно растут тарифы, как для небытовых потребителей, так и для населения. В частности, конечные цены для потребителей – юрлиц по второму классу напряжения, введенные с февраля 2016 года, во многих регионах страны превышают 2 грн за киловатт-час. Это в 2,3 раза больше установленных в марте прошлого года расценок для населения при условии потребления до 100 кВт/ч, и на 20% больше тарифов, рассчитанных при потреблении свыше 100 кВт/ч в месяц. И это при том, что затраты на транспортировку электричества населению более высокие, чем небытовым потребителям.

Учитывая Постановление НКРЭКУ №1129 от 13.06.2016 года, предусматривающее возможность ежемесячного роста тарифов для небытовых потребителей до 3%, а также необходимость бездотационного формирования цен для населения, можно сделать вывод о том, что инфляционное давление на уровень коммунальных тарифов чрезвычайно высоко.

Еще один существенный недостаток системы тарифообразования заключается в непоследовательном применении абонентской платы (платы за присоединенную мощность или двуставочный тариф).

На данный момент государство уже предусмотрело абонентскую плату за поставки тепловой энергии, горячей воды в пользу операторов газовой промышленности и гидроэнергетики. В то же время, НКРЭКУ абсолютно безосновательно отказывается от введения абонплаты за услуги операторов распределительных электрических сетей, хотя соответствующее Постановление регулятора было принято еще в 1999 году.

Не выполняется и норма действующего законодательства о рынке электрической энергии, которой также предусмотрено введение платы за присоединенную мощность. Данный факт абсолютно не соответствует международной практике.

В передовых странах Европы – Германии, Австрии, Великобритании и других – абонентская плата за услуги транспортировки и распределения электроэнергии является обычной практикой. Это позволяет компенсировать затраты распределительных сетей, которые они осуществляют постоянно, вне зависимости от объемов поставок энергии.

Отсутствием абонентской платы государство лишает операторов распределительных сетей экономического стимула и финансовой возможности подключения новых потребителей и сокращения затрат на их обслуживание. При этом, ситуацию усугубляет тенденция нестабильной работы существующих потребителей – юридических лиц. Проще говоря, многие предприятия, в силу стремительной рецессии экономики, вынуждены либо закрываться, либо наращивать долги по платежам, что автоматически сказывается нестабильностью всей электроэнергетической отрасли.

Весьма закономерно, что такая ситуация не благоприятствует привлечению инвестиций в отрасль поставок и распределения электроэнергии, которые могли бы обеспечить ее стабильное развитие.

Нынешний уровень инвестиций в эти стратегические сегменты украинского рынка вдвое меньше, чем в европейских странах, и не сопоставим с уровнем инвестиций отдельных государств. К примеру, в Германии, в 2015 году объемы инвестиций в распределительные сети увеличились до €6,85 млрд по сравнению с €5,8 млрд в 2013 году.

Итоги такой недальновидной политики Украины говорят сами за себя. Наша страна занимает первое место в европейских антирейтингах по продолжительности перебоев в поставках электроэнергии и уровню потерь в сетях.

Еще одна проблема заключается в постоянном переносе сроков введения стимулирующих электрораспределительные компании и потребителей принципов тарифообразования. В частности – механизма RAB-регулирования.

Очевидно, государство остерегается роста тарифов на услуги по распределению энергии. Однако, эти опасения абсолютно беспочвенны, поскольку такой механизм содействует повышению эффективности распределения энергии, контролю за расходами операторов, снижению потерь за счет модернизации сетей, и, как следствие, стабилизации с последующим снижением конечных расценок на электроэнергию для всех потребительских категорий.