14-02-2017 14:50

СБУ расчищает дорогу для нового монополиста на рынке сжиженного газа?

В Украине в ближайшее время может появиться новый крупный игрок на рынке нефтепродуктов.

Что стоит за запретом ввоза сжиженного газа в Украину и к чему это может привести – в расследовании LIGA.net.

Шестого февраля Министерство экономического развития и торговли запретило (с 18 марта этого года) импорт сжиженного газа 16 крупным украинским компаниям и 8 фирмам-нерезидентам.

Таким образом, под санкциями оказались компании, поставляющие в Украину около 40% всего сжиженного газа (около 400 000 тонн в 2016-м).

МЭРТ издало указы по требованию СБУ, которое подозревает ряд компаний-трейдеров в финансировании терроризма. Восьмого февраля к санкциям присоединилась Укрзализныця.

Администрация ж/д транспорта отправила телеграмму, запретив эксплуатацию 161 цистерны (из которых 5 пустых) для сжиженного газа. Текст документа был опубликован профильными изданиями Oilnews и Nefterynok.

Цистерны были заблокированы еще в ноябре 2016 - январе 2017 года. Сжиженный газ в составах принадлежит компаниям, попавшим в итоге под санкции.

Опрошенные трейдеры пока отказываются публично комментировать ситуацию. Но не под запись говорят, что с помощью СБУ расчищается место для нового участника рынка.

Бизнес-империя Курченко: взлет и крах

Логика запрета

Приказы МЭРТ №154 и 155 датируются 6 февраля, но публичными они стали только 10 февраля, когда информация появилась на официальном сайте министерства. Первым приказом вводится запрет на внешнеэкономическую деятельность 16 украинским компаниям - импортерам топлива. Вторым - такие же санкции применяются к фирмам-нерезидентам, через которые идут поставки ресурса из России и Беларуси.

В списке оказались компании, которые по итогам прошлого года завезли в Украину около 400 000 тонн сжиженного газа, следует из данных консалтинговой компании UPECO. Это 40% всего импорта (1 млн тонн) и около 29% всего рынка автогаза с учетом внутреннего производства (1,4 млн тонн в 2016-м).

СБУ объясняет необходимость санкций борьбой с терроризмом.

СБУ имеет основания полагать, что денежные средства, перечисленные некоторыми импортерами в адрес нерезидентов, частично используются для финансирования незаконных вооруженных формирований на территории временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей, - говорится в разъяснении МЭРТ, обнародованном в субботу, 11 февраля.

Уголовное производство по статье "финансирование терроризма" действительно было открыто СБУ против целого ряда трейдеров еще 16 ноября прошлого года. В едином судебном реестре есть несколько решений судов, которые касаются ареста нефтепродуктов в рамках этого дела.

трейдеры, сжиженный газ

Основные претензии СБУ касаются того, что средства за сжиженный газ и другие нефтепродукты частично идут российским производителям, а частично направляются на финансирование боевиков на оккупированных территориях. Какие-либо доказательства в решениях судов не приведены.

Вагоны с газом действительно начали проверять пару месяцев назад, - рассказал владелец одного из крупнейших трейдеров. - Сначала таможенники проверяли качество продукта и вагоны простаивали, а когда ничего не нашли, начали искать поломки и бомбы в цистернах.

Согласно информации, полученной от СБУ, на железных дорогах Украины эксплуатируется 161 вагон-цистерна, поступившие из России, с поврежденными посторонними лицами буксовыми узлами, что угрожает безопасности движения поездов и может привести к их повреждению и возникновению транспортных происшествий, - говорится в телеграмме Укрзализныци от 8 февраля.

Ранее основной причиной блокировки этих вагонов была проверка качества топлива. Это надуманные причины, уверяет руководитель компании, чьи вагоны со сжиженным газом заблокированы в Харьковской области.

Из 161 цистерны львиная доля принадлежит государственной компании Укрспецтрансгаз, и эти вагоны даже не покидали территорию Украины. Они в прошлом году вышли из капремонта, и в них перевозился казахстанский сжиженный газ из Черноморска, импортированный Газтрон-Украина, - рассказал он.

Представитель Газтрон-Украина подтвердил эту информацию.

Новый игрок

Шесть опрошенных LIGA.net нефтетрейдеров считают, что административными запретами рынок расчищается под нового крупного игрока - по аналогии со схемой работы ВЕТЭК Сергея Курченко.

Задержка с оформлением грузов, простой вагонов, запрет на импорт - привычное дело для украинского рынка нефтепродуктов. В 2011-2012 годах компании, которые отказывались сотрудничать с группой ВЕТЭК Сергея Курченко, регулярно сталкивались с административными проблемами при ввозе топлива.

Схема выглядела просто. Таможня задерживала растаможивание нефтепродуктов на месяц. За это время импортер нес значительные убытки, уплачивая простой вагонов. Если собственники соглашались работать через ВЕТЭК - таких проблем не возникало.

В итоге холдинг Курченко за полгода стал крупнейшим игроком на украинском рынке нефтепродуктов, занял, по разным оценкам, от 30 до 40% импорта и фактически монополизировал внутренний рынок сжиженного газа, скупая ресурс у Укргаздобычи, Укрнафты и Укртатнафты.

Компании, которые попали в санкционный список, - это только часть айсберга, - поясняет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - Уже неделю в Черниговской области таможенники проверяют на качество более 20 газовозов, импортеры просто не могут оформить свой товар.

В ближайшее время на рынке возникнет дефицит. От запланированных на февраль поставок уже отказалась компания Газпромтранс (поставляет около 10 000 тонн в месяц, или 10% рынка импорта). Объемы импортеров, попавших в списки СБУ, может заменить существующая или новая структура с хорошими связями наверху. Мы это все уже проходили во времена Курченко, - говорит владелец киевского трейдера.