26-01-2017 17:05

Язык раздора

Один из зарегистрированных в Верховной Раде законопроектов, обязывающих использовать украинский язык во всех сферах государственной и общественной жизни, вызвал немалый резонанс.

Или украинский язык, или штраф и даже тюрьма. Судя по реакции в социальных сетях, общественностью он был воспринят именно так. При всей эмоциональности дискуссий на эту тему складывается впечатление, что ни сторонники, ни противники языковых изменений в законодательстве к первоисточникам не обращались. При этом тексты всех законопроектов, предлагающих себя в роли замены закону Кивалова-Колесниченко, доступны на сайте Верховной Рады. Попытаемся разобраться.

Как сейчас?

Сейчас языковые вопросы регулируются законом "Об основах государственной языковой политики", прозванным в народе законом Кивалова-Колесниченко.

10 октября 2014 года в Конституционном суде Украины было открыто производство по делу о конституционности закона.

Наиболее спорная статья в нем предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.

Закон вступил в силу 10 августа 2012 года.

Языковой вопрос, или Игры патриотов

В том же году Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская обл.), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы приняли решение о признании русского языка региональным.

Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области. Румынский также стал региональным языком в селе Белая Церковь Раховского района Закарпатской области.

К слову, закон Кивалова-Колесниченко также предусматривает уголовную ответственность «за язык», а точнее за разжигание вражды на языковой почве. За такое преступление может последовать наказание от штрафа до 5 лет тюрьмы.

Но 17 ноября 2016 года КС начал рассмотрение дела относительно конституционности закона Украины "Об основах государственной языковой политики".

Очередное заседание прошло 13 января 2017 года. Тем временем народные депутаты предлагают заменить его новым законом о языковой политике в стране.

Что предлагается?

Бурное обсуждение вызвали нормы предлагаемого законопроект №5670 “О государственном языке”. Однако справедливости ради стоит указать, что в Раде зарегистрированы несколько языковых законопроектов.

Наряду с резонансной инициативой №5670, во главе которой стоит первый заместитель главы комитета по вопросам культуры и духовности, представитель объединения “Самопомич” Ирина Подоляк, на рассмотрение рады внесен законопроект №5669 “О функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине”. А также - законопроект №5556 “О языках в Украине”, главным инициатором которого указан представитель БПП Ярослав Лесюк.

Основа этих документов схожа, различия – в нюансах.

Итак, что предлагает законопроект №5670 “О государственном языке”?

Владение украинским языком для чиновников, народных депутатов и судей определяется как обязательное.

Критерии, по которым определяется степень свободы владения языком этими категориями граждан, устанавливает Национальная комиссия по стандартам государственного языка.

Согласно документу, в состав комиссии войдут 9 человек, которые будут избираться на 6 лет премьер-министром и министерствами, а также Президиумом Национальной академии наук Украины.

Члены этой комиссии, в частности, будут определять необходимый уровень владения языком для получения украинского гражданства.

Также комиссия будет разрабатывать и устанавливать методы проверки уровня языка.
Проверять же уровень владения языком будет Центр украинского языка, который должна будет создать Нацкомиссия по стандартам государственного языка.

Работники Центра будут уполномочены экзаменировать чиновников и судей по украинскому языку, а также выдавать сертификаты о прохождении такой проверки.

Печатные СМИ, согласно законопроекту, должны выходить в нескольких языковых версиях, одна из них - украинская, тираж которой должен составлять минимум половину от совокупного.

Программное обеспечение, у которого есть интерфейс, должно быть переведено на украинский язык, однако на время закупки и переустановки таких программ допустимы официальные языки Евросоюза.

Электронные СМИ предлагается обязать иметь страничку на украинском языке - она должна загружаться пользователю по умолчанию.

Уполномоченный по защите языка. Согласно законопроекту, в Украине должно появиться такое юридическое лицо, право назначать и увольнять которого получит Кабмин.

И наконец новшество, которое вызвало наиболее бурную реакцию в сети, - появление службы языковых инспекторов.

Предусмотрено, что такую должность получат 27 человек, назначать которых будет Уполномоченный по защите государственного языка.

Последний будет принимать жалобы от граждан на нарушение прав относительно использования украинского языка, разбираться с которыми будут эти так называемые языковые инспекторы.

В целом же предусмотрено, что украинский язык должен стать обязательным для всех органов госвласти и местного самоуправления, а также обязательным языком общения в дошкольных, школьных, внешкольных и высших учебных учреждениях.

Все культурно-массовые мероприятия также должны проводиться только на украинском языке.

Квоты вещания на украинском в эфире телерадиокомпаний установлены законом “О телевидении и радиовещании”. Это - минимум 10% вещания на украинском языке для общенациональных телекомпаний, 20% - для местных каналов и 60% - для государственных (процент от времени суточного вещания).

Все реплики в телеэфире, сделанные на другом языке, должны идти с синхронным переводом на украинский.

В интернет-магазинах, кафе, парикмахерских и других заведениях, где продают товары и услуги, работники должны вести документацию и обращаться к клиенту на украинском языке.

При этом по желанию потребителя возможен другой язык общения, приемлемый для сторон.

Отдельно прописано, что языком спортивных мероприятий является государственный язык.

Наказание:

За нарушение норм данного закона предусмотрено наказание.

Заседания местной власти или рабочее общение в Вооруженных силах на русском языке может повлечь за собой штраф от 3 400 грн до 6 800 грн, а за проведение русскоязычного научного мероприятия или публикацию рекламы - от 3 400 грн до 5 100 грн.

Также вносятся изменения в Уголовный кодекс.

Публичное унижение или неуважение государственного языка приравнивается к публичному надругательству над Государственным флагом, гербом Украины или гимном и карается штрафом до 850 грн или арестом до полугода, или тюремным сроком до 3 лет.

Попытка “внедрения в Украине официального многоязычия” приравнивается к попыткам свержения государственного строя (ст. 109 УК Украины).

Важно: Статья 2 определяет сферу действия данного закона.

Настоящий Закон регулирует функционирование и применение украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Действие настоящего Закона не распространяется на сферу частного общения и совершения религиозных обрядов, - говорится в документе.

Минскнаш: В Москве заявляют об искусственности белорусского языка и напрасном стремлении отделиться от РФ. ВИДЕО

Законопроект №5669 “О функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине”.

Законопроект схож с законопроектом №5670 в части языковой политики, однако не предусматривает административного или уголовного наказания за нарушения его норм.

И законопроект №5556 “О языках в Украине”.

В нем выделены языки коренных народов или национальных меньшинств.

В частности, государственным языком считается украинский язык, но в пределах Автономной Республики Крым - крымско-татарский, который, согласно законодательной инициативе, может использоваться наравне с украинским.

Что касается языков коренных народов или национальных меньшинств, то предусмотрено право образовательных учреждениях создавать группы/классы, которые смогут обучаться на своем родном языке.

При этом в старших классах обучение на украинском языке становится обязательным.
Также в пределах населенных пунктов, где проживают коренные народы, возможно вещание на языках нацменьшинств.

Создание Нацкомиссий или других регулирующих или контролирующих выполнение норм закона органов не предусмотрено.

Комменатрии:

Народный депутат Украины 8-го созыва от партии «Народный фронт» Андрей Тетерук о законопроекте № 5670:

Этот законопроект является не только своевременным, но и очень важным, таким, который регламентирует развитие и существование государственного языка. Ни в коем случае сегодня не хотел бы, чтобы этот законопроект воспринимали как законопроект, который будет ущемлять какие-либо другие языки, которые существуют на сегодня в Украине.

Наоборот, этот законопроект дает основания развиваться украинскому языку как государственному… Никакого ущемления гражданина, который в повседневном общении выбирает русский, белорусский, любой другой язык, не буде
т.

Соавтор законопроекта "Проект Закона о функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине", народный депутат Украины Андрей Ильенко:

Главная цель этого закона - это реализовать статью Конституции, которая дает украинскому языку статус государственного языка и одновременно урегулировать вопрос языковых национальных меньшинств, гарантируя им соответствующие права. В целом это касается и образования, и медицины, и науки, СМИ и тому подобное.

Всегда вопрос языка использовалось в двух целях. Во-первых, пытались антиукраинские силы всячески уменьшить влияние украинского языка, тем самым усилив русификацию Украины и подготовив Украины к поглощению Россией таким образом.

Второй момент – использование для своего рода спекуляций, рассказов, что каждый, кто защищает свой язык, автоматически хочет запретить другие языки, кого-то репрессировать, что никто и никогда не предлагал делать.

Единственное, о чем мы говорим, это о том, чтобы мы выполнили Конституцию и создали гармоничную ситуацию сегодня в Украине. Поскольку украинский язык является единственным государственным, то нам нужен закон, который бы эти вопросы регулировал.

Если у кого-то есть вопросы, кто-то с кем-то не согласен, кто-то считает, что должны быть какие-то определенные гарантии для национальных меньшинств, пожалуйста, мы пытались в этом законопроекте максимально все это учесть. Если есть какие-то другие предложения и другие законопроекты, я надеюсь на максимально профессиональную дискуссию в комитете.

В конце концов, парламент работает публично, там работают депутаты, избранные самими людьми со всех регионов Украины. У нас есть своя позиция, которую мы выразили в этом законопроекте и, надеюсь, что нам удастся провести серьезную, основательную работу и урегулировать все эти вопросы.

Николай Княжицкий, народный депутат, глава комитета по вопросам культуры и духовности:

Итак, существует три проекта законов о государственном языке. Теперь в комитете мы попробуем быстро прийти к компромиссу и предложить залу адекватный. Все три закона патриотические, все нуждаются в доработке.

Это и будет сделано у нас в комитете в ближайшее время. Конфликтной ситуации между авторскими коллективами нет и не будет. Спорные моменты касаются регулирования медиа, культуры, книгоиздания, употребление компьютерных программ.

Есть полное понимание подходов к употреблению государственного языка государственными служащими, органами и в отношениях с ними. Все законы готовились в тесном сотрудничестве с учеными. Нам важно сделать закон действенный, демократический, такой, который поддержат большинство украинских и международных организаций. Мы это сделаем.