16-02-2016 16:12

Закон об электронном декларировании доходов: депутаты отзывают голоса. ФОТО

Украинский парламент принял решение о возвращении нормы электронного декларирования доходов.

Законопроект №3755 из "безвизового пакета" на заседании поддержали 238 депутатов, что означает отмену отсрочки внедрения электронного декларирования доходов чиновников до 2017 года.

Как отмечается в пояснительной записе, принятие закона позволит уже в этом году начать работу электронной системы подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления в соответствии с требованиями закона "О предотвращении коррупции" и предотвратить коррупцию.

Тем не менее отметим, что  закон был принят с поправками инициатора документа - депутата депутата от БПП Вадима Денисенко, внесенными с голоса.

Например, вступление в силу пункта о наказании за представление заведомо недостоверных сведений в декларации было отсрочено до 1 января 2017 года.

Депутаты решили, что в декларации должно указываться движимое имущество, стоимость которого превышает 150 минимальных заработных плат.  При этом по ныне действующей норме закона "О предотвращении коррупции", такая норма должна превышать 50 минимальных зарплат.

Подарки указывать парламентарии решили , если их стоимость будет превышать 150 минимальных зарплат (хотя сейчас норма - обязательное декларирование при превышении 5 минимальных зарплат). Изменения коснулись и подарков в виде денежных средств.

Согласно принятому законопроекту, не подлежат декларированию денежные активы, общая стоимость которых не превышает 15 минимальных зарплат.

Ведомости о расходах, на основании которых у субъекта декларирования возникает или прекращается право собственности на недвижимость и другие активы, указываются только в случае, если размер соответствующего расхода превышает 150 минимальных зарплат.

Также депутаты подкорректировали определение "члены семьи" в законе "О предотвращении коррупции".

Согласно новой формулировке, члены семьи - лица, которые совместно проживают, связанны общим бытом и имеют общие права и обязанности, кроме лиц, взаимоотношения которых не имеют семейного характера, а именно: лица, которые состоят в браке, их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, которые пребывают под опекунством, которые совместно проживают.

Данные коррективы прокомментировал известный журналист и блогер Денис Бигус:

"Как известно, в конце декабря 2015 года Киев взял на себя обязательство запустить работу Национального агентства по предупреждению коррупции. НАПК должно принять решение о начале работы новой системы декларирования, что является требованием МВФ и ЕС в рамках визовой либерализации.

Но уже через неделю Верховная рада приняла бюджет, в котором отложила декларации минимум на 2017 год. Об этой норме стало известно только в январе – в правительственном проекте бюджета ее не было.

Ранее ряд депутатов отмечали, что законопроект №3755 авторства депутата от БПП Вадима Денисенко полностью не решает проблему электронного декларирования. "Реанимационный пакет реформ" предлагал свой альтернативный законопроект", -
отмечает Бигус.

"Самыми критичными являются правки 2,4,5,7. Сейчас сделают расшифровку выступления Денисенко (там же всё с голоса) и будет четче по деталям, но уже сейчас понятно, что публичная кастрация прошла успешно", - резюмирует Бигус.

Напомним, что на прошлой неделе президент Украины заявил: электронное декларирование доходов госслужащих должно быть введено уже в текущем году.

В связи с принятыми поправками Светлана Залищук и Мустава Найем отозвали свои голоса за закон об электронных декларациях.

По мнению депутатов, деталный анализ показал, что закон полностью выхолостили. Кроме того, по мнению Залищук, основанном на обсуждении вопроса с министром юстиции, ЕС вряд ли примет такую ​​редакцию в рамках визовой либерализации.

Она предоставила анализ экспертами поправок.

1. Уголовная ответственность за представление недостоверных сведений в декларациях откладывается и вводится только с 1 января 2017 года.

2. Сужен понятие "членов семьи": членами семьи считаться только те, кто совместно проживает с декларантом; родители и дети, которые проживают отдельно, больше не охвачены. Это сужает объем информации в декларации.

3. В декларации больше не указывается место фактического проживания, только место регистрации.

4. Увеличен порог декларирования для ценного движимого имущества (автомобили, ювелирные изделия и т.п.) - с 50 МЗП (66 тыс. грн.) До 150 МЗП (197 тыс. грн.). При этом декларируется только имущество, которое будет приобретено после начала работы новой системы декларирования. Это означает, что если новая система будет введена в действие в 2016 году, любое ценное движимое имущество, которое было приобретено до этого момента, не должно декларироваться.

5. Увеличен порог декларирования для подарков (деньгами или имуществом) - с 5 МЗП (6590 грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн). То есть полученные подарки стоимостью менее 197 000 гривен не декларируются.

6. Увеличен порог декларирования для денежных средств (наличные, средства на счету в банке) - с 50 МЗП (66 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн). То есть наличные или средства в банке в размере меньше 197 000 гривен, не декларируются.

7. Увеличены порог декларирования для финансовых обязательств (кредиты, лизинг и т.п.) - с 50 МЗП (66 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн).

8. Увеличен порог декларирования для расходов - с 20 МЗП (26 тыс. грн) до 150 МЗП (197 тыс. грн). То есть декларируется одноразовый расход, только если он превышает 197 000 гривен.

9. Сняты ограничения по введению в действие новой системы декларирования не ранее 1 января 2017 года.

10. Приконечные положения дополнены новой формулировкой:

"Установить, что в 2017 году должностные лица, которые в соответствии со статьей 50 настоящего Закона занимают ответственное и особо ответственное положение, обязаны подать декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в порядке, установленном настоящим Законом, в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем ​​начала работы системы подачи и обнародования в соответствии с настоящим Законом деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Субъекты декларирования при заполнении декларации имеют право не указывать стоимость имущества, активов, кроме случаев, когда такое имущество, активы являются источником доходов".

Это изменение в Заключительные положения выглядит ошибочным. Подобная норма имела бы смысл для 2016 года, тогда бы это означало, что в текущем году высшие должностные лица должны были бы подать декларацию по новой форме даже после 1 апреля, несмотря на то, что они уже подали декларацию по "старой" форме.

Другое противоречие: указано, что подается "право на имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера", то есть "старая" форма декларации, действует в соответствии с Законом "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".Также непонятно, что значит "если такое имущество, активы являются источником доходов". Такое положение имело бы смысл, если бы речь шла о случае, когда такое имущество, активы были доходом. В любом случае эта норма дополнительно и безосновательно сужает объем декларирования.

Напомним, что в январе Комитету Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции не хватило одного голоса, чтобы рекомендовать нардепам отменить норму госбюджета об отсрочке до 2017 года введения электронного декларирования доходов чиновников.