02-02-2016 14:07

Нужно ли украинцам перерегистрировать свою недвижимость, - эксперты

По мнению экспертов, украинцам стоит перерегистрировать свою недвижимость, поскольку в стране, после завершения переходного периода, в силу вступили новые правила регистрации.

В Украине, после завершения переходного периода, заработали новые правила регистрации прав на владение недвижимостью. Эксперты уверенны, что внесение данных в электронный реестр не является обязательным, но сделать это желательно, поскольку это на 100 процентов сможет гарантировать право владельцев недвижимости на принадлежащую им собственность.

После того как новые правила вступили в силу, единственным документом, который подтверждает право собственности владельца квартиры становиться выписка из Единого госреестра вещных прав на недвижимость. Отныне в реестр изменения имеют право вносить не только нотариусы, но в департаменте госрегистрации Минюста (экс-Госрегистрационная служба), органы власти, в том числе и сельсоветы, а внесение данных в реестр становиться платной процедурой.

Владимир Столитний, юрист, специализирующийся на вопросах недвижимости, объяснил, что нововведения направлены на то, чтобы упростить и юридическим, и физическим лицам процедуру узаконивания своих прав на объекты недвижимости – квартиру, дом, офисное здание, предприятие, и так далее.

Он напомнил, что ранее договоры купли-продажи, вступления в наследство, дарения, мены регистрировались только лишь нотариусам, то в настоящее время сделать можно в центре предоставления административных услуг.

Скоро такие договоры можно будет регистрировать даже в сельсовете, в случае, если глава и секретарь сельсовета получат доступ к реестру – процесс соответствующей аккредитации должностных лиц должен быть запущен в апреле текущего года. Данная возможность актуальна, в первую очередь, для жителей украинской глубинки, поскольку в районных центрах работает немного нотариусов, а очередь к ним на прием расписана на недели вперед. При этом в селах нотариусов вовсе нет.

Между тем в Министерстве юстиции объяснили, что в Украине реестр недвижимости действует с 2013 года, и если до этого объекты недвижимости своего собственника не меняли, то данные объекты в реестр не внесены. Такие объекты могут быть внесены либо в формировавшийся в 2010-2012 годах электронный реестр БТИ, ныне использующийся как архив, либо в бумажный реестр БТИ. Те владельцы недвижимости, которые не собираются продавать свою собственность, не собираются ее завещать или дарить, могут пока не вносить данные о своем праве собственности в электронный реестр, поскольку все бумажные документы, подтверждающие данное право, продолжают оставаться действительными.

Эксперты советуют обратить внимание и на минусы, которые есть у электронного реестра.

По словам риэлтора Максима Ермоленко, существуют опасения, что увеличение количества допущенных к реестру лиц может замедлить, или вообще остановить работу электронной базы данных – иными словами, из-за возросшей нагрузки сайт попросту "ляжет". Помимо этого, добавил он, возрастает вероятность как ошибок, так и разного рода злоупотреблений в случае, если оформлением документов будут заниматься не нотариусы, а должностные лица сельских советов.

В свою очередь, Владимир Столитний считает, что плата, взимаемая за срочную регистрацию смены права владения недвижимостью, является необоснованно завышенной – если процедура перерегистрации осуществляется в течение 2 часов, то уплатить за столь быстрое оформление документов придется 6 890 гривен, тогда как ранее это делалось бесплатно. Оформление в течение суток обойдется в 2 756 гривен, а если подождать 14 рабочих дней, то заплатить придется только лишь 137,8 гривны.

Отметим, что НБУ переходит на электронные торги имуществом, которое было получено в собственность за счет погашения долга по предоставленным банкам кредитам рефинансирования.

Напомним также, что президент Украины Петр Порошенко ветировал закон о введении моратория на взыскание имущества граждан, выступающего залогом по валютным кредитам.