13-01-2016 15:19

Как воруют на госзакупках и зачем нужно ProZorro?

Методы злоупотреблений и воровства в госзакупках типичны. Что нужно сделать, чтобы они ушли в прошлое?

На этот вопрос в своем блоге на НВ ответил Максим Нефедов, заместитель министра экономического развития и торговли Украины.

Полный переход Украины на электронную систему закупок начнется в апреле и продлится до осени 2016.

Поэтому сейчас как раз подходящий момент рассказать, в чем суть реформы, с чем именно мы боремся и почему это важно для каждого украинца.

Многое из того, что окружает каждого украинца - это результат публичных закупок, когда органы власти и государственные предприятия тратят средства налогоплательщиков, например, на строительство дорог, отопления детсадов, аппаратуру для больниц, бронежилеты для военных и тому подобное. Именно неэффективное использование этих средств и ведет к появлению плохих дорог, одетых в штопаную форму воинов и заброшенных школ, а также к появлению у коррупционеров очередных мерседесов или роскошных вилл.

Видов мошенничества и неэффективности (которая с точки зрения разбазаривания средств налогоплательщиков ничем не лучше) в закупках за государственные средства существует довольно много:

1.    Проблемы начинаются еще по планированию закупок.

Почему вообще мы решили, что госкомпании нужны именно 10 новых авто? А не, скажем, 5 автобусов для учеников или новое принадлежности для больницы? Уже при планировании всегда есть кто-то, кто готов лоббировать конкретное решение. В результате закупщики выбирают товары или услуги, которые нужны не государству, а неким "заинтересованным" лицам.

Сидя на потоках: сколько воруют в госкомпаниях?

2. Определение предмета закупки - какие именно характеристики должен иметь товар или услуга?

Вот решили мы покупать машину, а какую именно? Согласно закону, указывать в качестве условия закупки конкретную торговую марку мы точно не можем - это явное подыгрывание конкретном поставщику. Но "заинтересованные" лица могут так выписать условия, что ни один другой конкурент не пройдет.

3. Квалификационные требования к участникам.

Здесь существует широкое поле для креатива: "заинтересованные" лица пытаются придумать что-то такое, что есть только у "правильного" поставщика, которому нечестный закупщик хочет отдать победу. Последний пример из практики бессмысленных требований: "Хотите поставлять нам овощи? А каждий ваш грузовик имеет сертификат, что он не радиоактивный?"

4. Наконец, сам тендер.

Здесь в "бумажных" закупках было широкое поле для злоупотреблений. У "заинтересованного" закупщика был миллион формальных причин, чтобы отказать в регистрации "чужому" поставщику. "У этого участника не приму документы, потому что у него на 257-й странице размыта печать. Победителем объявлю, кого захочу, а все предложения засекретят как конфиденциальные".

5. Заключение договора.

Заинтересованные лица многое могли "подкрутить" через дополнительные соглашения - и цену "своему" поставщику увеличить и количество уменьшить, и еще какие-то дополнительные "бонусы" заложить.

6. Манипулирование оплатой.

Здесь горе-заказчики также ведут себя, как им заблагорассудится. Конечно же, в свою пользу. Кому угрожают заплатить только через 3 месяца, а "любимом" поставщику - на следующий день.

7. Ну и наконец - принятие товара.

К сожалению, как бы прозрачно и честно не проводились закупки, мошенник-поставщик может ничего не поставить, а мошенник-закупщик - подписать акт, он что-то принял, а потом то же что-то "мыши съели". Но это уже - чисто уголовное преступление.

В СМИ появляется немало сообщений о том, как недобросовестные чиновники закупили товары по цене в 3 раза выше рыночной у кума-свата-брата. И это только то, что нашли борцы с коррупцией и журналисты. На самом деле таких злоупотреблений намного больше.

Появлению каких именно нарушений предотвращает система электронных закупок ProZorro?

1. Наиболее распространены именно махинации на этапе проведения тендера.

В качестве противодействия может выступать открытый аукцион с постквалификацией. Анонимность заявок не позволяет злоумышленникам отсеять «лишних» поставщиков или провести "своих" - закупщик до самого завершения тендера не видит названий компаний-участниц (они проходят в системе просто как "участник 1", "участник 2" и т.д.). Таким образом участие в тендере сможет принять любой добропорядочный поставщик, увеличивается конкуренция, которая позволяет получить лучшие условия.

2. Также система требует, чтобы договор был загружен сразу, поэтому можно отслеживать попытки мошенничества через дополнительные соглашения.

В дальнейшем мы планируем перейти к заключению договоров непосредственно в электронном виде с использованием цифровой подписи.

3. Относительно проблемы с оплатой, сама по себе электронная система госзакупок ее решить не сможет.

Но тут пригодится интеграция с системой Госказначейства E-data, что позволит легко отслеживать состояние оплаты для каждого из тендеров, а также определять нарушителей платежной дисциплины.

4. Идем в другую сторону процесса закупок: определение предмета закупки и квалификационных критериев (то есть что именно покупается).

В электронной системе стало легче обжаловать тендерную документацию. Кроме того, мы разрабатываем базу типовых спецификаций (шаблонов): например, вы хотите купить стул, заходите в раздел "мебель", выбираете "стул", затем тип стула и получаете пример описания такого стула, который подойдет для 99% закупщиков. Вы можете как использовать такой шаблон полностью, так и изменить его в соответствии с вашими потребностями.

5. Остаются еще 2 элемента системы: планирование закупок и поставки товара.

Здесь система может помочь пока только информационно. Компьютер не проверит, что в коробке с надписью "конфеты" приехали действительно конфеты, а не просто воздух - здесь должна работать Государственная аудиторская служба, которая имеет полномочия мониторинга закупок, а также Национальная полиция. Так же компьютер не может решить, что более необходимо: покупать автомобили или ремонтировать школу. Этот вопрос должны решать депутаты и местные общины при утверждении бюджетов.

В полной мере использовать антикоррупционный потенциал системы ProZorro позволит закон о публичных закупках, принятый в декабре. Сейчас система готовится к развертыванию на всю страну. Полный переход всех госзакупок в электронную форму начнется с 1 апреля 2016 года, а 1 августа перейдет последняя волна мелких закупщиков.

В течение этого года ожидаемая экономия составит минимум 5 млрд грн. А уже в 2017 году электронные закупки позволят сэкономить до 50 млрд грн. Это почти столько же, сколько составляет бюджет Вооруженных Сил Украины.

Что это означает для каждого гражданина?

В бюджете будет больше для социальных выплат, дорог, школ, обороны страны. Более того, средства, которые не смогли украсть коррупционеры, - это средства, которые не будут использованы на взятки или финансирование других преступлений. Как ни крути, но это победа для народа Украины и измена для тех, кто 25 лет наживался на закупках за средства налогоплательщиков.

Напомним, что результаты тендеров на закупку газа на средства ЕБРР показали эффективность работы команды "Нафтогаза".