14-12-2015 19:44

Возобновляемая энергетика в Украине: обновленное законодательство и перспективы

Летом в Украине был принят и утвержден закон, направленный на стимулирование производства электроэнергии из альтернативных источников.

Механизмы такого стимулирования прописаны в Законе "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии".

В документе, в частности, уточняется обязанность оптового рынка электроэнергии Украины по покупке у субъектов хозяйствования, которым установлен "зеленый" тариф, и осуществления полной оплаты стоимости электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии по "зеленому" тарифу, с учетом надбавки до "зеленого" тарифа.

Окончание нефтяного века: закономерное и беспощадное

Бытовому потребителю предоставляется право на установление в своем частном домохозяйстве генерирующей установки, предназначенной для производства электрической энергии из энергии солнечного излучения и/или энергии ветра, величина установленной мощности которой не превышает 30 кВт, но не более мощности, разрешенной к потреблению по договору о пользовании электрической энергией.

В законе уточняется, что "зеленый" тариф на электрическую энергию, произведенную генерирующими установками частных домохозяйств, устанавливается единым для каждого вида альтернативного источника энергии.

Кроме того, отменяется использование тарифного коэффициента, который применяется для пикового периода времени, во время формирования "зеленого" тарифа для субъектов хозяйствования, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения, геотермальной энергии для частных домохозяйств, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения, энергии ветра, для субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют микро-, мини - или малые гидроэлектростанции.

Вводятся коэффициенты "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые вмонтированы на крышах и/или фасадах домов, зданий и сооружений без ограничения величины установленной мощности; для электроэнергии, произведенной из энергии ветра объектами электроэнергетики частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 30 кВт; для электроэнергии, произведенной из геотермальной энергии.

Диверсифицируются коэффициенты "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной с использованием альтернативных источников энергии, для объектов или его очередей/пусковых комплексов, которые будут введены в эксплуатацию в ближайште 4 года.

Кроме того, в 1,8 раза увеличиваются существующие коэффициенты "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной с использованием альтернативных источников энергии, для объектов или его очередей/пусковых комплексов, введенных в эксплуатацию по 31 марта 2013 года включительно и с 1 апреля 2013 года по 31 декабря 2014 года.

До 1 января 2017 года для субъектов хозяйствования, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения наземными объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых превышает 10 МВт, которые были введены в эксплуатацию до 1 июля 2015 года, устанавливаются отдельные коэффициенты "зеленого" тарифа.

Но уже в ноябре в Верховной Раде Украины снова был зарегистрирован законопроект, касающийся механизмов стимулирования производства альтернативной электроэнергетики - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизмов стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии".

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он уточняет некоторые формулировки в законе Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии" от 04 июня 2015 года, основные положения которого мы уже напомнили.

Так, в статьях 15 и 17-1 закона Украины "Об электроэнергетике", а также в статье 22 закона Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" отредактирована норма, касающаяся закупки по "зелёному" тарифу объема выработанной ВИЭ электроэнергии.

Определение стало более понятным, рабочим, не оставляющим сомнений и возможных произвольных трактовок относительно объема подлежащей покупке электроэнергии - в определении появилось ключевое слово - "всего" объема (обязательного к покупке по "зелёному" тарифу).

Приведены в соответствие с формулировками УКТЗЕД наименования элементов оборудования, упоминаемые в ст. 17-3 ЗУ "Об электроэнергетике" (в соответствии с которой отечественное происхождение элементов оборудования является основанием для начисления надбавки к "зелёному" тарифу).

Определено, что названия элементов оборудования не должны отличаться от принятых в УКТЗЕД.

Также в вышеуказанный перечень элементов оборудования украинского происхождения введены отдельные конфигурации оборудования для производства электроэнергии из биомассы, а именно введены позиции для технологии принудительной газификации биомассы.

И наконец норма, касающаяся отдельных домохозяйств- производителей альтернативной энергии.

В первоначальном документе указано, что покупать по "зелёному" тарифу излишки электрической энергии можно с момента ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования. Эта норма одинакова для промышленного и бытового производителя.

Однако если в случае промпроизводства определить момент ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования просто – это отдельная процедура, подтвержденная соответствующими документами, то у частника могут возникнуть с этим проблемы. Или могли бы, если бы не было принято законодательное уточнение о том, что началом применения "зелёного" тарифа можно считать дату подачи физическим лицом соответствующей заявки в ГП «Энергорынок». 

О перспективах

Заключительными положениями законопроекта мораторий на повышенный "зеленый" тариф для СЭС более 10 МВт, введённых в эксплуатацию до июля 2015 года, продлен до 2030 года включительно. Ранее такой мораторий распространялся только до 2017 года.

Это даст им возможность выйти на окупаемость в экономически приемлемые сроки, несмотря на снижение "зелёных" тарифов в июне 2015 года.

В целом же документ улучшает и уточняет текущие нормы, формируя стабильное, прозрачное и работоспособное нормативное поле для развития возобновляемой энергетики в Украине как в промышленных масштабах, так и на уровне домохозяйств.

Так что для желающих обрести энергонезависимость сегодня в Украине созданы все условия, «зеленые» источники дохода становятся вполне реальными.

Солнечная электростанция в доме: за и против

Справка:

В 2006 году, когда утверждалась “Энергетическая стратегия Украины до 2030 года”, ожидалось, что доля возобновляемой энергетики в энергетическом балансе Украины может составить 7-15%.

По итогам 2014 года электростанциями ветро-, гелио- и на биомассе произведено 1,7 млрд кВт*ч. Еще 9 млрд кВт*ч обеспечили гидроэлектростанции (ГЭС и ГАЭС). В общей сложности их доля составила около 11,8% производства электроэнергии в Украине.

По данным Всеукраинской Энергетической Ассамблеи (ВЭА), в целом за 5 месяцев 2015 года объем энергии, произведенной ВИЭ, суммарно составил 488,223 млн кВТ*ч или 1,3% от общего объема генерации энергии в Украине.

К 2020 году производство электроэнергии из ВИЭ (без учета ГЭС и ГАЭС) в Украине должно достигнуть 4 млрд кВт-ч при суммарной выработке на уровне 236 млрд кВт-ч, а к 2030 году – 13 млрд кВт-ч при суммарной выработке на уровне 282 млрд кВт-ч.

Такие цифры заложены в базовый сценарий проекта обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, который подготовило Министерство энергетики и угольной промышленности и обнародовало на собственном веб-сайте.

Госэнергоэффективности прогнозирует, что Украина к 2020 году может увеличить долю электроэнергии из ВИЭ в общем объеме производства до 12%, а к 2030 году – до 15%.

В последние годы наиболее активно развивались солнечные электростанции (СЭС).

И, несмотря на существенное снижения тарифа для СЭС, привлекательность инвестиций в этот сегмент останется достаточно высокой, так как за последние 5 лет стоимость оборудования для солнечной энергетики сократилась в несколько раз.

Окупаемость проектов в сфере использования ВИЭ, как правило, составляет от 6 до 12 лет.