05-11-2015 22:17

Крушение А321 в Египте: факты и версии

Спустя почти неделю после крушения Airbus в Египте информация об обстоятельствах и возможных причинах трагедии остается противоречивой.

Туристический российский авиалайнер разбился в центральной части Синайского полуострова 31 октября. На борту находились 224 человека, среди них 17 детей. Все они погибли. Самолет Airbus компании "Когалымавиа пропал с экранов радаров через 23 минуты после взлета.

Российские СМИ с первых же часов после катастрофы говорят о «технической» версии трагедии. Вероятно, потому что признание версии о теракте красной нитью свяжет гибель более чем 200 россиян с участие Вооруженных сил РФ в войне в Сирии.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал все предположения касательно причин крушения самолета спекуляциями, а председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров – версию о теракте – пиар-акцией ИГИЛ.

И все же версия о взрыве на борту самолета все чаще звучит из уст экспертов и посвященных в ход расследования причин катастрофы.

Агентство Reuters сообщило, цитируя близкий к расследованию египетский источник, что «причиной катастрофы стал взрыв, но неясно какого рода». По словам источника, исследуются пробы песка в районе падения самолета, чтобы определить, была ли это бомба.

Соболезнующие украинцы несут цветы к посольству России. ФОТО

Пять основных версий произошедшего

"Исламское государство"

Вскоре после крушения A321 ответственность за катастрофу взяли на себя джихадисты "Исламского государства".

Солдаты халифата успешно атаковали российский самолет на Синае. Бойцам "Исламского государства" удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты - привели зарубежные информагентства заявление, распространенное в социальных сетях.

Однако эта версия, как считают авиационные эксперты, маловероятна. Исламисты в этом регионе не располагают системами, способными поражать воздушные цели на высоте более 3-4 тысяч метров - в то время как A321 находился на эшелоне свыше 9 тысяч метров.

Некачественный ремонт

В 2001 году, когда самолет еще принадлежал ливанской компании, он получил повреждения при посадке в аэропорту Каира. Тогда пострадало хвостовое оперение борта, пишет ВВС.

Далее о развитии ситуации рассказали представители "Когалымавиа": после аварии самолет некоторое время находился на земле, пока повреждения оценивали специалисты Airbus. После временного ремонта борт переправили в Тулузу для основного ремонта.

В 2001 году компания-производитель завершила ремонт, не требующий дальнейшего осмотра.

Все было выполнено производителем в соответствии с им же разработанной документацией. Говорить о том, что это обстоятельство повлияло на летные характеристики лайнера, не приходится - привели зарубежные информагентства заявление, распространенное в социальных сетях.

В компании отметили, что последствия касания хвостом полосы в Каире полностью устранены, а двигатели самолета были проверены за пять дней до аварии, 26 октября.

К этой версии склоняются и другие авиационные эксперты. В частности, пилот самолета Airbus 330 Мирослав Бойчук в интервью "Газете.ру" рассказал, что серьезное повреждение хвостового оперения самолета еще не говорит о том, что воздушное судно в дальнейшем нельзя будет эксплуатировать.

Однако другие специалисты в качества доказательства, что версия о некачественном ремонте имеет право на существование, вспоминают катастрофу Boeing 747 под Токио, произошедшую в 1985 году. Самолет Japan Airlines разрушился в воздухе, набирая крейсерскую высоту. Следствие установило, что причиной стал неправильный ремонт хвостовой части самолета, произведенный около семи лет до крушения.

Внешнее воздействие

Этой версии придерживается руководство "Когалымавиа".

По мнению заместителя генерального директора компании Александра Смирнова, самолет не мог разрушиться в воздухе сам по себе, а развалился от некоего "механического воздействия" внешней силы.

В то же время один из источников агентства Рейтер из группы экспертов, изучающих "черные ящики" самолета, заявил, что борт не подвергался внешнему воздействию.

Технические неполадки

Изначально авиационные власти Египта называли именно технические неполадки основной причиной крушения самолета, ссылаясь на то, что пилот А321 запрашивал экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш на севере Синая.

Однако вскоре эта информация была официально опровергнута.

Вскоре после этого агентство Рейтер со ссылкой на источники в комиссии, занимающейся расшифровкой "черных ящиков", рассказало, что пилот не сообщал диспетчеру о неполадках перед катастрофой.

Взрыв на борту

Версия о взрыве на борту принадлежит американскому разведывательно-аналитическому агентству Stratfor. В докладе, подготовленном агентством, отмечается, что другие версии гибели лайнера не исключены, но они намного менее вероятны.

«Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолёта является наличие взрывного устройства на борту. (…)Хотя боевикам в этом районе удалось использовать ПЗРК для того, чтобы сбить египетский вертолёт и обстрелять ракетами израильский самолёт, рейс 9268 был вне диапазона оружия. Кроме того, в соответствии с первыми результатами расшифровки самописцев, самолёт не был поражен объектом из-за его пределов с земли», - говорится в аналитическом докладе агентства.

Аналитики утверждают, что взрывное устройство могло быть спрятано в багажном отсеке, либо же его мог подорвать смертник, находившийся среди пассажиров. В Stratfor утверждают, что аэропорт Шарм-эш-Шейха, откуда вылетел российский лайнер, не обладает надежной системой безопасности, поэтому при желании пронести на борт взрывное устройство не составило бы большого труда.

Не исключена и версия взрыва топливных баков, говорится в докладе.

То, что самолет начал резко терять высоту и разваливаться на куски, по мнению экспертов, только подтверждает версию о взрыве на борту.

Издание The Insider нашло 5 ключевых аргументов, подтверждающих именно последнюю версию.

Разгерметизация

Известно, что лайнер развалился еще в воздухе (об этом свидетельствует то, что обломки Airbus разлетелись на огромной территории, представляющей собой вытянутый эллипс длиной около 8 км и шириной около 4 км). Как полагают эксперты, этому предшествовала взрывная разгерметизация. Теоретически разгерметизация могла произойти не только из-за теракта, но и по техническим причинам: усталостная трещина, которую не заметили при техобслуживании, либо разрушение турбины двигателя, лопатки которого могли прошить фюзеляж (однако, в случае возгорания двигателя у пилотов было бы время сообщить об этом диспетчерам). Представители «Когалымавиа» уверены – единственной возможной причиной крушения самолета могло быть «механическое воздействие» на судно.

Данные разговоров с диспетчерами

Как сообщил «Интерфаксу» информированный источник в Каире, «из записи разговоров летного экипажа с диспетчерами следует, что ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения самолета с радаров оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту, экипаж о них также не сообщал», при этом «к моменту исчезновения лайнера с экранов радаров на записи предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки». При этом сигнал бедствия экипаж подать не успел. Таким образом, то, что разрушило самолет, произошло настолько быстро, что у экипажа не было время на реакцию. Это отметает ряд версий, в том числе и такие как возгорание двигателя.

Неопознанные элементы в зоне крушения

Информированные источники ТАСС в Каире сообщают, что эксперты, работающие в районе крушения самолета А321 на Синае, обнаружили и отправили на экспертизу элементы, которые не относятся к его конструкции. Это, впрочем, может быть не только остатками бомбы, но и каким-то оборудованием, которое перевозили пассажиры.

Самолет начал падать практически целым

The Wall Street Journal со ссылкой на два источника, знакомых с ходом расследования, сообщает, что в начале падения лайнера на высоте примерно 10 км самолет оставался практически целым, а крупные куски корпуса стали отделяться от самолета на высоте примерно 4,5 км или ниже. Это также свидетельствует о том, что причиной падения были не механические проблемы, а нечто, что привело к разрыву фюзеляжа или серьезному отказу систем самолета.

Террористы взяли на себя ответственность за теракт

Когда террористическая группировка «Вилайят Синай» взяла на себя ответственность за теракт, мало кто отнесся к этому всерьез, ведь они могли просто воспользоваться случаем. Известно, что сбить самолет с земли они не могли – у них нет зенитных систем, способных достать самолет на высоте 10 километров. Теперь же, когда одной из основных версий стала бомба на борту, к этому заявлению стали относиться более серьезно.

Действительно, пограничный контроль в аэропорту Шарм-эль-Шейха до этого момента не был столь же строгим, как, скажем, в аэропортах Москвы или Нью-Йорка, более того, известны случаи, когда пассажиры предлагали взятки сотрудникам аэропорта, чтобы избежать проверки на сканерах. Кроме того, после того Россия ввела в Сирию войска для поддержки Асада, о джихаде против России объявили обе крупнейшие террористические сети – Аль-Каида и «Исламское государство». Египетский курорт – то место, где всегда сконцентрировано много туристов из России и для террористов они являются куда более легкими мишенями, чем жители Москвы и Московской области.