13-10-2015 23:00

Гибель "Боинга 777" над Украиной: выводы Совбеза Нидерландов

Сегодня темой номер один для мировых и, конечно, украинских СМИ стал доклад Совета безопасности Нидерландов (OVV) об обстоятельствах гибели лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) в небе над Донбассом 17 июля 2014 года.

Из подготовленного нидерландскими экспертами документа можно следать три вывода:

1. Самолет был поражен частями ракеты 9N314M, выпущенной из ПЗРК "Бук".

2. Эксперты не смогли определить точное место запуска ракеты, однако было установлено, что исходная точка запуска расположена на территории около 320 квадратных километров на территории восточной Украины.

3. Украина не дала адекватной оценки риску для гражданской авиации, хотя она имела достаточно оснований для закрытия воздушного пространства над оккупированными территориями. OVV подчеркнул, что безопасность воздушного пространства является прямой обязанностью каждого государства. Киев учел риски для военной авиации, но не возможные угрозы для гражданских самолетов после того, как 14 июля 2014 года в Луганской области был сбит Ан-26, 16 июля был сбит Су-25 и еще один Су-25 был обстрелян из ПЗРК.

Советом Безопасности Нидерландов на сервисе YouTu было опубликовано видео с подробностями расследования в сопровождении субтитров. В нем эксперты пошагово воссоздали полет малазийских авиалиний до момента трагического падения самолета после попадания ракеты "Бук".

Гибель "Боинг 777" над Украиной: главные события 

Боеголовка взорвалась слева от кабины пилотов менее чем в метре от самолета. Три члена экипажа погибли от поражающих элементов, которыми начинена ракета. Пассажиры лайнера и другие члены экипажа тоже погибли почти мгновенно - отмечается в фильме.

Во время обнародования технических заключений журналистам и родственникам погибших показали реконструированные части самолета малазийских авиалиний.

Отметим, что доклад прямо опровергает одну из версий, представленных на начальных этапах расследования российским Минобороны.

«Нет доказательств того, что другое воздушное судно, гражданское или военное, находилось в непосредственной близости от MH17. Согласно данным радара, три других самолета находились в Секторе 4 Днепропетровской зоны обслуживания, все они принадлежали категории коммерческого транспорта. Два из них летели в восточном направлении, один — в западном. <...> В 13:20 (15:20) дистанция между ближайшим из них и MH17 составила 33 км», — говорится в документе.

Несколько дней спустя после катастрофы представитель Минобороны России генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что российские средства объективного контроля зафиксировали в 3 км от MH17 украинский штурмовик Су-25.

После обнародования доклада глава Совбеза Нидерландов Тьиббе Яустра заявил, что ракета, поразившая Boeing в небе над Донбассом, была выпущена с территории, контролируемой ополченцами.

«Границы территории были весьма неустойчивыми, но это была область, контролируемая пророссийскими ополченцами», — приводит газете Volkskrant слова Яустры.

Впрочем, по словам Яустры, комиссия Совбеза Нидерландов согласно своему мандату определяет лишь причины катастрофы, не называя ответственную за эту трагедию сторону.

«Если вы хотите с точностью определить место, необходимо взять образцы почвы и допросить свидетелей. А это уже не наша компетенция», — отметил он.

Доклад, представленный "Алмаз-Антеем", — попытка отвлечь внимание от доклада Совета безопасности Нидерландов, считает основатель сайта Bellingcat Элиот Хиггинс.

"Самое интересное тут — как старательно они замалчивают тот факт, что этот доклад немного отличается от их предыдущего доклада. В прошлый раз им указали на то, что в докладе было много деталей, указывающих на вину сепаратистов, и они эти детали поменяли", - заявил Хиггинс.

В докладе "Алмаз-Антея" считает исследователь, изменили как место запуска ракеты (на несколько километров), так и модель ракеты вместо 9M38M1 была указана 9М38.

"Я полагаю, что номер был изменен потому, что сперва они считали, что таких ракет у русских нет, а потом оказалось, что есть. И такое происходит постоянно, раз за разом. Это просто попытка отвлечь от правды. Так что доклад Совета безопасности Нидерландов — единственный документ, имеющий реальное значение", - отметил основатель Bellingcat.

Проведенные российским предприятием эксперименты Хиггинс назвал демонстрацией, рассчитанной только на российскую аудиторию.

"Это просто смешно: они показывают пару взрывов и графиков, но эти взрывы и графики ничего не значат, не имеют никакого смысла. Это тоже попытка отвлечь от настоящего доклада, типичный фокус российской пропаганды: отвлечение, смена темы, искажение и отрицание", - заявил Хиггинс.

Хиггинс отметил, что Совет безопасности Нидерландов приводит выводы трех разных стран о возможном месте запуска, и все три указывают на один и тот же район. Он подчеркнул, что доклад Совбеза Нидерландов полностью подтверждает выводы, к которым пришли специалисты Bellingcat.

Напомним, что экспертно-журналистская группа Bellingcat опубликовала итоговый доклад по расследованию катастрофы рейса MH17 в Украине и установила личности экспедиторов "БУКа"

С выводами Совбеза  Нидерландов категорически не согласны в России.

Согласно собственному расследованию производителя «Буков» российского концерна «Алмаз-Антей», отмечает РБК, во-первых, лайнер был сбит из «Бука», но ракетами, которые уже не используются Россией. А именно ракетой 9М38, самой старой из вооружений этого типа, чья боевая часть не оснащена поражающими элементами в форме «двутавров». Последняя подобная ракета была произведена в СССР в 1986 году.

Однако международные эксперты обнаружили среди обломков самолета «двутавры» (в английской терминологии «бабочки») и «кубики», характерные для БЧ 9Н314М от ракеты 9М38 или 9М38М1, а также фрагменты самой ракеты.

Наличие «двутавров» в обломках самолета подтвердил во вторник советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский. По его словам, эксперты международной группы предоставили фотографии ракеты специалистам «Алмаз-Антея», а на предоставленных снимках обломков действительно видны следы от 9М38М1. Однако происхождение этих снимков и их качество «вызывают вопросы», уточнил специалист.

А во-вторых, второй натурный эксперимент, проведенный 7 октября, подтвердил, что Boeing 777 был сбит из района, который на тот момент контролировали украинские военные. Основываясь исключительно на данных собственного моделирования, без привлечения данных голландских экспертов, «Алмаз-Антей» утверждает, что ракета, ставшая причиной катастрофы, не могла быть выпущена из подконтрольного ополченцам села Снежное. Район пуска российский концерн определяет как расположенный неподалеку от Зарощенского (в 25 км к западу от участка, определенного украинскими специалистами).

Моделирование, произведенное специалистами киевского НИИ судебной экспертизы, в свою очередь, дает самый маленький по площади участок, около 4 кв км, покрывающий только территорию под контролем вооруженных формирований самопровозглашенной Донецкой народной республики в районе Первомайского.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, выступивший после презентации доклада, заявил, что у общественности остался только один вопрос, кто виноват в случившейся трагедии, но ответ на этот вопрос будет получен позже. Прогресс в расследовании по этому поводу есть, но это трудная, долгая и кропотливая работа, заявил он.

Отметим, что Украина и страны Запада позитивно оценили выводы расследования.

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что рейс MH17 малазийских авиалиний был сбит из российского оружия.

MH17 был сбит с территории, оккупированной россиянами, из российского оружия. Фамилии виновных должен назвать трибунал, который заблокировала РФ - отмечается в фильме.

Британский премьер Дэвид Кэмерон высказал надежду, что виновные в крушении самолета будут привлечены к ответственности.

Справедливость должна восторжествовать для всех жертв MH17. Сегодняшний доклад на один шаг приближает нас к установлению правды - отмечается в фильме.

Верховный представитель Евросоюза Федерика Могерини в свою очередь напомнила, что «государства, которые могут оказать содействие в проведении расследования и уголовном преследовании виновных», согласно резолюции Совбеза ООН, должны сотрудничать с JIT. По ее мнению, отчет голландского Совета безопасности является важным шагом, чтобы пролить свет на катастрофу рейса.

"В докладе делается вывод о том, что МН17 был сбит системой "Бук" и другие варианты исключаются. Кроме того, доклад определяет площадь в 320 квадратных километров в Восточной Украине, откуда была запущена ракета. Таким образом, отчет положил конец 15 месяцам спекуляций относительно ряда ключевых фактов, касающихся катастрофы", - говорится в заявлении представителя ЕС.

Малайзийский министр транспорта Лиоу Тионг Лай, комментируя выводы комиссии, напомнил, что его страна вместе с Австралией, Бельгией, Нидерландами и Украиной работает над созданием международного суда по катастрофе Boeing.

Как известно, в конце июля Россия наложила в Совбезе вето на совместное предложение Нидерландов и Малайзии создать международный трибунал. Но Лиоу Тионг Лай отметил: независимо от того, что «формирование международного трибунала под эгидой Совбеза ООН заблокировано, борьба за правосудие далека от завершения».

У представителей РФ иная оценка работы экспертов. Так, председатель Ространснадзора Олег Смирнов заявил, что отчет Нидерландов выглядит "хило, непрофессионально и недоказательно".

"Год и три месяца понадобилось комиссии, чтобы сделать такой элементарный вывод, что самолет сшибла ракета. Все эти отчеты и выводы выглядят очень жалко, непрофессионально, так же, как и первый отчет несколько месяцев назад. На многие вопросы ответов так и не последовало", - заявил Смирнов.

В свою очередь заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что доклад носит предвзятый характер.

"Россия будет готова предоставить всю совокупность данных, фактов и оценок, которые есть в нашем распоряжении, на основании которых мы говорим о том, что расследование, результаты которого были опубликованы сегодня, носило предвзятый характер", - заявил Рябков.

По его мнению, несмотря на призывы Москвы организовать расследование так, чтобы «оно было всесторонним и непредвзятым» и учитывало информацию концерна «Алмаз-Антей», «очевидна попытка сделать предвзятый вывод, по сути дела, выполнить политический заказ».

Рябков  выразил надежду, что «в дальнейшем все-таки эти отклонения от нормы, от того, как должны рассматриваться такие вопросы, будут исправлены».

Доказательства предвзятости расследования комиссии OVV Рябков пообещал предоставить позднее.