08-09-2015 21:42

Одолеть кризис: жесткая экономия, списание долгов и реформы

Украинская экономика демонстрирует первые признаки стабилизации: гривна укрепляется, а инфляция замедляется. Но для преодоления масштабного кризиса Украине необходимы не только жесткая бюджетная экономия и поддержка международных доноров, а и масштабные реформы.

В августе 2015 года Украина добилась от кредиторов списания $3,6 миллиарда долгов, а внедрять по требованию МВФ меры жесткой экономии в стране правительство Украины начало еще в 2014 году. С реформами же пока все не так оптимистично.



Кому должны, того прощаем

Данные из других стран показывает, что сумма списанных Украине долгов сравнительно мала.

Греция в 2012 году получила списание долга а размере $100 млрд.

Аргентине в 2005–2010 годах простили более $65 млрд. Страна реструктуризировала 93% внешнего долга размером около $100 млрд, обменяв старые долговые бумаги на новые, с дисконтом 70%. Так госдолг уменьшился примерно на $65 млрд. Правда, держатели оставшихся долговых обязательств до сих пор отстаивают свои права в судах, держа страну под угрозой банкротства.

Россия списала Кубе в 2014 году $32 млрд долгов, оставшихся от СССР.

Ираку за четыре года (2004–2008) облегчили долговую нагрузку на сумму около $26 млрд. США списали $4,1 млрд и еще $21,5 млрд – Россия. 

Польше в 1991 году международные кредиторы простили $25 млрд долгов, что и дало толчок экономике страны.

Таким образом, списание части долга Украине и условия его реструктуризации поставлены так, что являются лишь передышкой на последующие 3-4 года. Экономика получит значительные дополнительные ресурсы в условиях тяжелого кризиса и сможет возобновить рост, но долгосрочное снижение долгового бремени в пересчете  на текущую стоимость может оказаться малым.

Впрочем, и введение режима бюджетной экономии является скорее фактором, а не залогом выхода страны из кризиса. Именно поэтому успеха добились лишь те страны, в которых экономия сопровождалась структурными реформами.

США

Рональд Рейган возглавил США на фоне продолжающегося экономического падения.

Он начал воплощать так называемую теорию экономического предложения, которая заключалась в том, чтобы снижать налоги ради стимуляции производства.

Основными пунктами так называемой рейганомики были: замедление роста правительственных расходов, сокращение налогов, сокращение вмешательства государства в экономику и снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

Вместе с налогами уменьшались и расходы на социальную защиту населения, был заморожен уровень минимальной заработной платы. В то же время, беспрецедентно увеличивались расходы на оборону, а также объем внешних заимствований государства.

Рейган считал, что потенциальный рост экономики должен компенсировать уменьшение государственных доходов, поэтому снизил предельную планку налога на доходы физлиц с 70% до 28%.

В итоге с 1981 по 1989 годы поступления в госбюджет США от налога на доходы увеличился почти вдвое - с $ 308,7 до $ 549 млрд.

В то же время дефицит федерального бюджета упал от 6 % в 1983 г. до 3,2 % валового внутреннего продукта в 1987 г., а к концу правления Рейгана — до 2,9 %.

При этом вмешательство государства в экономику страны было сокращено до минимума.

Вместе с тем, Рейган сократил бюджетные субсидирования: социальное страхование инвалидов, государственную программу медицинской помощи малоимущим гражданам (Medicaid) и другие.

Это вызвало много протестов и критики, которая к тому же подогревалась ростом уровня безработицы в первый год президентства Рейгана с 7,5% до 10,8%.

Однако в конце президентского срока Рейгана уровень безработицы в США составил около 5%, инфляция уменьшилась с 13,5% до 4,1%, вырос ВВП.

Критики Рейгана отмечают обратную сторону его экономической политики: количество малоимущих американцев выросла с 29 млн до почти 32 млн человек.

Великобритания

Маргарет Тэтчер заняла должность премьер-министра в 1979 году, когда страна переживала масштабный кризис: объем промышленного производства снизился в различных отраслях на 10-12%, уменьшились инвестиции, инфляция составляла 18%, а уровень безработицы – около 10%.

И тогда Тэтчер жестко ограничила бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры, образования и урезала социальную поддержку населения.

Так, бюджеты университетов в 1981 году были урезаны на 18%, в 1983 году - еще на 2%.

Резко уменьшились дотации госпредприятий и была проведена большая приватизация.

Проводилась приватизация как убыточных государственных предприятий, так и вполне прибыльных. Тэтчер вывела из государственной собственности British Gas, British Telecom, British Airways, BP plc (до мая 2001 года — British Petroleum), гигантов сталелитейной и авиакосмической промышленности, электроэнергетики, водоканалов, воздушного транспорта, гордости Британии - Rolls-Royce и т. д.

Всего было приватизировано около 1/3 предприятий промышленности и транспорта, находившихся в государственной собственности, включая 9 крупнейших концернов в газовой промышленности, многочисленных СМИ, шахт угольной промышленности, нефтяных месторождений в Северном море, предприятий по производству радиоактивных изотопов, систем телекоммуникаций.

Новый импульс получили британские биржи: на рынке ценных бумаг каждый желающий мог купить акции British Petroleum и Rolls-Royce, стать его совладельцем, получать доход. Само государство заработало от приватизации 35 млрд. долларов США, а также обеспечило рост ВВП и доходной части бюджета. Доля госсектора упала с 10 до 6,5% ВНП.

Внутренний рынок инвестиций стал резко расти, а вместе с ним начали расти и экономические показатели страны.

Политическая свобода не может существовать без экономической свободы - вывела универсальную формулу Маргарет Тэтчер.

Тэтчер хладнокровно призвала британцев жить по доходам, а профсоюзы ограничила в праве на забастовки.

В ответ на массовые забастовки рабочих и шахтеров в промышленных районах Великобритании полиция безжалостно разгоняла манифестантов, но для минимизации последствий забастовок правительство Великобритании резко увеличило добычу нефти в Северном море, увеличило заказы на остальные шахты страны, и обеспечило работой тех горняков, которые остался трудиться на шахтах, охваченных забастовками. В итоге Маргарет Тэтчер удалось невозможное: общественное мнение страны поддержало правительство, а не бастующих и их профсоюзы.

Тэтчер также возглавила победоносную войну, сплотившую нацию.

В 1982 году Тэтчер без малейших колебаний санкционировала проведение военной кампании на Фолклендских островах, куда вторглись войска Аргентины. Тогда ее многие отговаривали от решительных действий, призывая к "мирному решению путем переговоров", "поиску компромисса", но "железная леди" пошла на это и выиграла. После военной победы в Великобритании начался самый настоящий всплеск патриотизма, на волне которого консерваторы выиграли выборы 1982 года.

Начиная с 1983 года, экономика Великобритании вышла из спада, а среднегодовой рост ВВП составил около 3%. Рост цен на предметы первой необходимости замедлился.

Великобритания по показателям экономического роста вырвалась в европейские лидеры, опередив Францию и Германию.

Шоковая терапия в Израиле

В 1984-1985 годах гиперинфляция в Израиле достигла уровня -445% в год, а бюджетные расходы значительно превышали ВВП.

Летом в 1985 году правительство приняло программу экономической стабилизации. Государственные субсидии предприятиям были урезаны, зарплат снижена или заморожена, а значительное количество госпредприятий отдано на приватизацию.

Низкая зарплата повысила конкурентоспособность израильского экспорта, а, следовательно, снизился уровень безработицы. И уже в1989 инфляция в Израиле составила уже 20% в год, а бюджетные расходы значительно сократились.

Ирландия

Ирландия оказалась в ряду стран, которые больше всего пострадали от европейского долгового кризиса 2010 года.

Госдолг, раньше не превышавший 40% ВВП, теперь достиг показателя 100% и продолжал расти. Дефицит бюджета вырос до 32% ВВП, а уровень безработицы стремительно поднялся с 4% до 14%, начался коллапс национальной банковской системы.

Страна обратилась за помощью к МВФ.

В 2011 году ирландское правительство урезало бюджетные расходы почти на 4,5 млрд евро: сократились социальные выплаты, расходы на медицину и образование, отдельные виды социальной помощи, была уволена часть работников в государственном секторе.

Параллельно с тем был повышен ряд налогов, чтобы дополнительно привлечь в бюджет дополнительно около 1,5 млрд евро.

Но в долгосрочной перспективе основное налоговое бремя легло на состоятельных ирландцев. Налоги для них выросли на 12%, в то время как для остальных граждан - лишь на 4-5%.

Страна получила от МВФ 85 млрд евро, 34 млрд из которых были потрачены на стабилизацию банковской системы.

В то же время для некоторых видов бизнеса была установлена одна из самых низких в Европе ставок корпоративного налога - 12,5%. Это позволило Ирландии привлечь к себе крупных международных инвесторов, в частности, в такие отрасли как фармацевтика, финансовое посредничество и информационные технологии.

Уже к 2012 году, по данным ежегодного анализа ООН - World Investment Report - Ирландия была признана одним из лучших мест для ведения бизнеса в этих отраслях.

Она также заняла первое место в мире по государственному стимулированию инвестиций. К концу 2013 года Ирландия, первая из трех наиболее пострадавших от кризиса европейских стран, вышла из программы поддержки МВФ и продолжает реформы, направленные на снижение налогов и привлечение международных инвесторов.

Греция

Греция получила от МВФ и ЕС около 235 млрд евро и прибегла к беспрецедентным мерам экономии, однако ей пока не удалось не то что отказаться от помощи, но и стабилизировать экономику.

За время кризиса в стране было существенно сокращено количество чиновников и уменьшена зарплата тех, которые остались. Пенсии уменьшили на 15-20%, минимальная зарплата - на 22%. На 32% урезали зарплату молодым работникам, сократили расходы на здравоохранение, государственные инвестиции и тому подобное.

Однако, несмотря на сокращение бюджетного дефицита с 9,6% ВВП в 2010 году до 2,4% в 2011-м, а также списание значительной части внешних долгов Греции, экономического улучшения так и не произошло.

Кредиторы настаивают на ряде реформ, таких, как борьба с коррупцией и уклонением от уплаты налогов, контрабандой нефтепродуктов и табака. Однако, структурные реформы в стране так и не были проведены. Без них экономия бюджетных средств и использования денег МВФ для покрытия бюджетного дефицита к успеху не привели.

Уроки Греции для Украины

Аргентина

В начале 1990-х власти Аргентины объявили ряд экономических и налоговых реформ в связи с тем, что промышленное производство в стране уменьшилось на 19%, ВВП упал на 11%, а инвестиции в аргентинскую экономику - более чем на 50%.

Рост безработицы и инфляция привели к стремительному обнищанию населения.

Аргентинское правительство провело масштабную приватизацию и приняло меры для широкого привлечения иностранных инвесторов. Им предоставили значительные налоговые льготы и право в любое время свободно выводить свои капиталы за границу.

В первой половине 1990-х аргентинцы получили положительный эффект от реформ. В частности, ВВП рос на 5-6% ежегодно, а вместе с ним - потребление. Правительство получило значительные средства от приватизации. Но, как отмечают экономисты, львиная их доля пошла на текущие нужды, а не на развитие экономики.

Но со временем выяснилось, что большинство иностранных инвестиций оказались не стратегическими, а краткосрочными. Большинство инвесторов поспешили уйти из страны в конце 90-х годов, когда ухудшилась мировая экономическая конъюнктура.

Привязка песо к доллару тоже сыграла злую шутку: местные товары на фоне мирового экономического спада постепенно утратили конкурентоспособность на международном рынке. Ухудшил экономическое положение и низкий уровень диверсификации экономики.

В результате, объем производства начал уменьшаться, бизнес - массово уклоняться от налогов. Вырос дефицит бюджета, из-за чего Аргентина не смогла заплатить по внешним долгам.

Правительство прибегло к значительной экономии бюджетных средств: урезало зарплаты госслужащих и пенсии, уменьшило процент по облигациям внутреннего займа, реструктуризировало внешний долг, жестко ограничило изъятие наличности из банков. Для выплат по внешним кредитам были конфискованы средства пенсионных фондов и привлечено финансирование от МВФ. Но этого оказалось недостаточно.

В 2001-м году МВФ отказал Аргентине в предоставлении очередного кредитного транша, так как представители США в фонде не были уверены, что аргентинское правительство сможет провести необходимые структурные реформы в экономике и использует средства МВФ эффективно

В декабре 2001 года Аргентина объявила дефолт - на $ 132 млрд.

По мнению экономистов, основной причиной такого результата стало опоздание властей с экономическими реформами.

Сегодня Аргентина находится в том же положении, что и в конце 90-ых.

Украина

Сейчас Украина - в состоянии кризиса.

Большинство экономистов единодушны: если полагаться лишь на программу бюджетной экономии, это лишь усугубит спад.

Слишком быстрая отмена фискальных стимулов (снижение налоговых ставок, налоговые каникулы, сокращение взносов в социальные фонды) в странах, где производство и без того сокращается, может продлить рецессию, не обеспечивая ожидаемой бюджетной экономии. Это особенно справедливо, если консолидация (уменьшение дефицита бюджета) сосредоточена на урезании государственных расходов и если масштаб консолидации значительный - вывела универсальную формулу Маргарет Тэтчер.

Экономисты Университета Джонса Хопкинса и МВФ, проанализировав историю фискальной консолидации в 17 странах на протяжении 1978–2009 гг. в своем исследовании "Эффекты распределения при фискальной консолидации" (2013 г.), пришли к выводу: подобная политика приводит к значительному и продолжительному росту неравенства. Прежде всего, снижаются доходы наемных работников, в то время как прибыль и рента страдают меньше.

По словам других исследователей, сгладить негативный эффект помогают меры, которые начнут действовать не сразу, а в отдаленном будущем, когда экономика уже будет восстанавливаться.

Например, привязка пенсионного возраста к ожидаемой продолжительности жизни в стране или изменение правил применения социальных программ.

Что же касается рынка труда, то, по мнению экономистов Автономного университета Барселоны, Европейского университета и Афинского университета экономики и бизнеса, целесообразнее экономить путем снижения зарплат в госсекторе, но не массовых увольнений. Последние сокращают количество занятых членов домохозяйства, снижая частное и инвестиционное потребление.

Существует и противоположное мнение.

Иван Миклош, бывший вице-премьер по вопросам экономики и экс-министр финансов Словакии, считает, что само сокращение госаппарата — один из необходимых шагов бюджетной консолидации в Украине. По этому пути шла Словакия, когда проводила рыночные реформы. Например, в словацком Минфине во времена Миклоша было сокращено 30% рабочих мест, в целом упразднено одно звено менеджмента, а излишек рабочей силы во всем госаппарате, по его оценкам, тогда достигал 15–20%. В Украине же потребность в сокращении госаппарата, по оценкам экспертов, составляет 10–50%.

Часть сэкономленных средств от сокращения чиновников Миклош считает целесообразным потратить на повышение заработных плат ключевым фигурам в секторах, которые и будут внедрять реформы.

Вместе с дерегуляцией (в частности, ликвидацией контролирующих органов) эти меры также улучшат бизнес-климат.

Кроме сокращения госаппарата, одной из важнейших мер бюджетной консолидации, по мнению словацкого реформатора, должно стать снижение "энергетических субсидий" за счет повышения цен энергоносителей (в частности, газа).

Сэкономленные средства целесообразно потратить на финансирование мер адресной поддержки, а также на кредитные программы повышения энергоэффективности.

Третий источник консолидации — пенсии. Сейчас их доля в ВВП Украины составляет 16%, в то время как в других европейских странах — 8–10%. Ресурс сокращения — высокие пенсии номенклатуры и повышение пенсионного возраста, непопулярный, но необходимый шаг, который сделали все страны переходного периода.

По данным аналитиков Информационной кампании Stronger Together, сегодняшняя Греция — иллюстрация неэффективности политики бюджетной экономии в сочетании с наращиванием государственного долга без одновременной политики реиндустриализации и стимулирования экономики.

Опыт европейских стран во времена кризиса свидетельствует: очевидные решения (увеличение налогов, уменьшение расходов) не работают. Нужно уменьшать расходы на неэффективный госаппарат и внедрять структурные рыночные реформы.

Каха Бендукидзе: Украина должна победить в двух войнах