08-06-2015 17:33

Из ЛУКОЙЛа в AMIC: что стоит за сменой вывески?

Сеть красно-белых заправок по стране активно начали перекрашивать в бело-зеленые. Это АЗС «Лукойла» стали именоваться АЗС AMIC Energy Management.

Что это? Избавление Алекперова от плохих активов? Заход на рынок нового игрока? Или попытка российского «Лукойла» сменить фасад, чтобы спрятать грязную историю с контрабандой нефтепродуктами и финансированием террористов из ДНР и ЛНР?

Официально 29 апреля LUKOIL Europe Holdings BV (дочерняя компания ОАО  "Лукойл", РФ) и австрийская компания AMIC Energy Management GmbH заявили о закрытии сделки по продаже ПИИ " Лукойл -Украина", владеющего около 240 АЗС и шестью нефтебазами на территории Украины.



Отметим, что компании договорились о сделке еще в августе прошлого года. Сумма сделки составила приблизительно 300 миллионов долларов, что, по признанию Вагита Алекперова, фактически составило просто балансовую стоимость объектов.

Завершение сделки стало возможным после разрешения Антимонопольного комитета Украины, имевшего вопросы к компании. Но теперь  "Лукойл-Украина" официально называется  "AMIC-Украина".

С апреля начался активный ребрединг бывших АЗС «Лукойл». Помимо смены вывесок за 10 млн долларов, австрийская компания  намерена вложить в развитие сети заправок в Украине около 20 млн долларов, в том числе на закупку топлива.

Кто эти австрийцы?

Уточним, что компания AMIC Energy зарегистрирована в Австрии в октябре 2013 года. На ее официальной странице, где есть лишь 2 пресс-релиза, говорится, что она принадлежит трём акционерам: юристу, работающему в области корпоративного права, а также слияний и поглощений, Йоханнесу Кльоцль-Норбергу (50% акций), инвестиционному банкиру из Sosiete General Манфреду Кунце (40%) и инвестбанкиру из Raiffaizen Bank Хайнцу Зернетсу (10%).  

Глава набсовета доктор Вольфганг Руттеншторфер является бывшим гендиректором группы OMV, а также экс-госсекретарем министерства финансов Австрии. Что весьма любопытно -  тут же вспывает в памяти история работы экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера на российский «Газпром».

Генеральный директор компании - Роберт Новек - больше 20 лет работает в отрасли международных розничных продаж топлива. В частности,13 лет он проработал в компании ConocoPhillips, а 7 лет – опять же в российском «Лукойле».

Управляющим директором AMIC Energy Management назначен Гюнтер Майер, который  больше 10 лет руководил международными профессиональными командами по слиянию и поглощению в традиционной и возобновляемой энергетике.

Любопытно, что решение «Лукойла» срочно продать украинские активы в своих немногочисленных заявлениях Гюнтер Майер никак не связывал с введением Европой и США экономических и финансовых санкций против России из-за аннексии Крыма и дестабилизации востока Украины.

Он акцентировал внимание на том, что выбор пал на AMIC Energy Management из-за того, что в ее руководстве удалось собрать очень хороших специалистов, чей опыт работы на топливных рынках Европы исчисляется десятками лет. О том, почему компания, учрежденная в октябре 2013 года, вдруг решилась выйти на украинский рынок в ситуации, крайне осложненной экономически и политически, Майер умолчал.

Зато глава набсовета Вольфганг Руттеншторфер заявил, что после проведения ребрендинга всей сети, компания займется разработкой новой маркетинговой программы. Инвестиции в сеть будут производиться постепенно, «по мере достижения положительных результатов от деятельности».

Руттеншторфер заверил, что топливо на АЗС планируется импортировать из Литвы, Румынии, Польши, стран Балтии и России, а также закупать на внутреннем рынке Украины в зависимости  от того, где будет более выгодная цена.

Но эксперты говорят, что по тому, насколько будут отличаться поставщики нефтепродуктов и услуг, партнеры по проектам, обслуживающие банки, схемы финансирования и логистики у «Лукойла» и AMIC Energy, скоро можно будет увидеть, кому действительно принадлежит новая австрийская компания, которая будет заправлять машины украинцев.

Как писал «Форбс», розницу в Украине «Лукойл» начал развивать с 1999 года. Количество станций то увеличивалось, то сокращалось. Последние годы компания продавала через свои АЗС до полумиллиона тонн нефтепродуктов в год. И занимала порядка 7% на рынке Украины.

Однако, по словам директора консалтинговой конторы «А-95» Сергея Куюна, прибыль эти АЗС до сих пор не приносили, она должна была появиться только к 2016 году. Для чего «Лукойл-Украина» планировала в 2014-2019 годах инвестировать в развитие своих активов более $140 млн. И вдруг такой резкий разворот.



Неприятная история

По всей вероятности, связан он с тем, что в середине января СБУ возбудила уголовное дело по ст.258.5 и 209 Уголовного кодекса Украины обвинив подконтрольные российскому «Лукойлу» и группе ВЕТЭК Курченко компании в отмывании средств, полученных преступным путем и финансировании терроризма.

В частности, «Лукойл» и ВЕТЭК занимались контрабандным ввозом нефтепродуктов в Украину. При этом использовались схемы «прерванного транзита» и «фиктивного экспорта». Проще говоря, товар ввозился на таможенную территорию Украины якобы для транспортировки или экспорта его через территорию Украины в другую страну, однако в дальнейшем бензин и дизельное топливо границу вовне не пересекали. В процессе транспортировки топливо разгружали у нас в обход таможенного контроля и без уплаты обязательных платежей.

Причем 80% от всего объема горючего, незаконно ввезенного в Украину компанией ВЕТЭК, обеспечивалось по схемам с ОАО «Лукойл» и его «дочками» - «Лукойл-Украина», Одесский нефтеперерабатывающий завод, ООО «Первая топливная компания» и другими. На протяжении 2013-2014 годов они незаконно ввезли в Украину более чем 2 млн тонн нефтепродуктов на сумму свыше 2 млрд долларов.

Ввозили топливо через морские терминалы Феодосии, Херсона, Измаила, Николаева и Одессы, а также через пункты пропуска на украинской западной границе и через границу с Беларусью.

Организаторами аферы выступали Валерий Субботин (вице-президент по поставкам и продажам ОАО «Лукойл» в России), Демитрос Анифантакис (руководитель управления развития ОАО «Лукойл» в России) и Илхам Мамедов (нынешний руководитель ПИИ «Лукойл-Украина»), отвечавший за выполнение операции в Украине.

В свою очередь, «незаконно полученные доходы под прикрытием фиктивных договоров перечислялись на счета подконтрольных предприятий. В дальнейшем полученные преступным путем средства направлялись на финансирование  «ДНР» и «ЛНР».

На какой стадии находится данное расследование СБУ, открытые источники молчат. Но заправки активно перекрашиваются.  Внятного ответа, почему Атимонопольный комитет разрешил завершить сделку – тоже нет. А потому возникает простой вопрос: что помешает проворачивать такие же схемы под новой вывеской, если в руководстве австрийской компании работают бывшие топ-менеджеры «Лукойла»?