20-03-2015 09:10

Российские рейтинговые агентства не смогут заменить «большую тройку»

Российские чиновники давно хотят перейти на рейтинги отечественных агентств, так как иностранные, по их мнению, политически «ангажированы».

Однако при этом стоит отметить, что инвесторы ориентируются на оценки компаний, работающих более века.

Как напоминает российское издание «Ведомости», эта риторика усилилась в начале текущего года, когда два агентства из «большой тройки» – S&P и Moody’s – понизили суверенный рейтинг России до «мусорного». При этом первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева призывала «наводить порядок в сфере российских рейтинговых агентств, чтобы они пользовались доверием у инвесторов».

Вместе с тем, как отмечает издание, проверка всех агентств, работающих на территории России, проведенная Центробанком осенью при подготовке законопроекта «О рейтинговых агентствах» (в феврале внесен в Думу), показала, что работа предстоит большая.

Большая часть вопросов, выявленных в ходе квалификационной оценки, касалась конфликта интересов между независимой оценкой кредитоспособности и бизнес-интересами, слабой методической базы, недостаточной квалификации и опыта аналитиков, неустойчивого финансового положения агентств и отсутствия внутреннего контроля, – говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей».

По итогам проверок ЦБ раздал агентствам рекомендации, которые «призваны сбалансировать качество услуг, предоставляемых как международными, так и российскими рейтинговыми агентствами участникам финансового рынка, а также установить единое правовое поле для их работы».

Стоит подчеркнуть, что рекомендации ЦБ получили все агентства, но больше всего – российские.

Основные рекомендации касались аттестации аналитиков, для этого были разработаны учебные мероприятия.

Также ЦБ рекомендовал юридически более четко разделить наш рейтинговый бизнес и бизнес по подписке на наши отчеты, а также подробнее прописать полномочия гендиректора и руководителя аналитического отдела, чтобы бизнес-интересы не оказывали влияние на оценку рейтингуемых компаний, – говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей».

А член совета и начальник дилингового центра Металлоинвестбанка Сергей Романчук добавил: «В среду на заседании совета Московской биржи директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев несколько раз призвал рыночное сообщество напрячься, объединиться и, наконец, создать российское рейтинговое агентство, оценки которого пользовались бы авторитетом. ЦБ пристально следит за качеством их работы, и, по его словам, только одно российское агентство прошло аудит ЦБ. Отчасти поэтому замминистра финансов Алексей Моисеев пока не видит возможности опираться на них в нормативных актах прямо сейчас».

У ЦБ есть четкая позиция: уравнять применимость рейтингов иностранных и российских агентств, что, как мы ожидаем, будет сделано после принятия закона. И в данном случае необходимо улучшить работу российских агентств, повысить прозрачность рейтинговых процессов и заслужить доверие ЦБ, чтобы регулятор мог опираться на наши рейтинги, – говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей».

В то же время представители Standard & Poor’s и Fitch не раскрыли полученные от ЦБ рекомендации, а представитель агентства Moody’s, которое объявло 16 марта об изменениях правил в рамках собственной методологии, на запрос «Ведомостей» вообще не ответил.