17-10-2014 07:43

Мы работаем день и ночь и читаем о себе только гадости, - зампред НБУ

Александр Писарук - о стресс-тесте для банковской системы, борьбе с менялами и переводе госструктур на обслуживания в госбанки.

Глава НБУ Валерия Гонтарева, уехав в Вашингтон на переговоры, оставила ответственность за банковскую систему страны на своем первом заме Александре Писаруке. О том, по какой причине с должности был снят глава Фонда гарантирования, о новом стресс-тесте для банковской системы, активной борьбе с менялами и переводе госструктур на обслуживания в госбанки Писарук рассказал вне камер.

О смене руководителя Фонда гарантирования

Экс-главу фонда гарантирования вкладов Василия Пасечника я знаю уже пятнадцать лет и очень хорошо к нему отношусь. У НБУ нет конкретных претензий к его работе. В то же время у нас были значительные кадровые резервы для улучшения работы по выводу с рынка и продаже неплатежеспособных банков.
(новым главой Фонда гарантирования вкладов назначили Константина Ворушилина)

К сожалению, в этом плане фонд недоработал. Смена руководства фонда, прежде всего, вызвана тем, что мы должны улучшить его работу в этом направлении.

О программе МВФ

Увеличение финансовой поддержки со стороны МФВ - вопрос переговоров. Действующая программа объемом $17,1 млрд - достаточно высокий уровень по нормам МВФ.

Важно понимать, что не только размер финансирования в рамках программы, но и некоторые ее параметры (так называемые структурные маяки) вносят ограничения в деятельность Нацбанка.

В частности, речь идет о требованиях МВФ по чистым валютным резервам, которые к концу года должны быть увеличены на $1 млрд. Однако в нынешних условиях это не представляется возможным.

Утвержденные объемы средств на рекапитализацию банков в рамках программы также должны быть пересмотрены.

Что может спасти экономику Украины?

О собственных средствах Фонда гарантирования вкладов физлиц

Взятый Нацбанком темп вывода неплатежеспособных банков с рынка должен быть сбалансирован с наполнением Фонда гарантирования вкладов.

Наличие достаточного финансирования фонда является одним из ключевых элементов стабильности банковской системы. В нем определенно будут деньги за счет средств госбюджета или за счет кредитов Национального банка под будущие поступления. Помимо этого, в следующем году мы, вероятно, увеличим взносы банков в фонд. Кроме того, улучшится работа по продаже активов и переходных банков инвесторам в связи со сменой руководства фонда. Все вышеперечисленные источники обеспечат его финансовую сбалансированность. Поэтому когда люди сетуют, что в фонде нет денег, я отвечаю: бывают временные трудности. Как, например, юридическая коллизия вокруг выпуска векселей: выпуск прописали, а механизм забыли.

В фонде будут деньги. Минфин выделил 10 млрд грн, НБУ - 7 млрд грн. Эти 17 млрд покрывают потребности фонда на выплату гарантированных сумм вкладчикам неплатежеспособных банков в этом году.

О новом стресс - тесте для банковской системы

В текущем стресс-тесте крупнейших банков Украины закладывались разные прогнозы: оптимистический, базовый, пессимистический. Диагностика банков показала, что отечественная банковская система близка к пессимистическому сценарию, который предусматривал оценку всех портфелей по курсу, близкому к сегодняшнему (13 грн за доллар).

Так как стресс-тесты банков Украины основаны на финансовой отчетности состоянием на 1 января, после чего начались всем известные события, которые негативно повлияли на экономику и соответственно на портфели банков, мы рассматриваем возможность проведения еще одного стресс-теста в начале следующего года.

О спасении VAВ банка

Программа спасения VAВ банка предусматривает, прежде всего, его рекапитализацию. Вместе с одним из акционеров банка мы активно обсуждаем возможные пути вывода банка из кризиса. Уже есть результаты стресс-теста финучреждения и уверенность в том, что банк будет спасен. Ведь если программа рекапитализации банка будет реализовываться, то НБУ не вправе отказать банку в поддержании ликвидности. Таким образом, программа спасения VAВ банка - это сочетание нового капитала и поддержки регулятора.

О переводе госструктур на обслуживание в госбанки

Не стоит загонять госструктуры в государственные банки насильственным путем. Однако умолчать тот факт, что государственные предприятия держали деньги в банках, часть которых уже признаны неплатежеспособными, также нельзя. Это ненормально, когда государственные предприятия абсолютно децентрализовано, вне всяких правил, принимают решения держать деньги в маленьких банках сомнительного качества. Поэтому НБУ совместно с министерством финансов отрабатывает механизм и четкие критерии для банков, которые будут допущены к обслуживанию государственных юридических лиц. Это необходимо для того, чтоб снизить риск потери государственных денег в неплатежеспособных банках.

Не исключаю, что в перечне финучреждений для обслуживания госструктур окажутся частные банки.

Об ограничениях НБУ на финансовом рынке

Львиная доля жалоб по ограничениям касается правила запрета покупки валюты на оплату импорта без ввоза, и по таможенным декларациям старше 180 дней. Однако это были основные схемы вывода капитала из страны. На первый взгляд, схема абсолютно правильная, а приглядишься - противозаконная. Поэтому, когда ломаешь формальную схему, к сожалению, затрагиваешь легитимный бизнес. Видя это, мы начинаем делать шаги назад. Иначе в этой стране не получается.

О борьбе с менялами

После встречи с Президентом Украины Петром Порошенко между НБУ и правоохранительными органами резко улучшилось взаимодействие. Но, опять-таки, нужно понимать, что когда в стране действуют административные ограничения и заданный курсовой коридор, наличие черного рынка на каком-то этапе - это естественный феномен.

Проблема заключается в том, что мы из хороших побуждений в прошлом отменили криминальную ответственность. Вероятно, зря.

О работе в НБУ

Это одно из труднейших мест работы на сегодняшний день. Мы работаем день и ночь и читаем о себе только гадости.

Укринформ